Государственное Автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Канашский строительный техникум»
Министерства образования и молодежной политики
Чувашской Республики
Экскурсия по архитектурным местам малой Родины.
Выполнил студент группы №15-03
Кадушкин Максим
Руководитель Семенова Л.А. мастер п\о
Канаш - 2017 г.
Актуальность моего проекта:
Каждый человек имеет свою малую Родину – это то место, где он родился и вырос. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – все!
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды: местными историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями
Людям, у которых нет достаточного количества знаний о малой Родине, трудно сформировать уважительное отношение к ней. Чем больше человек с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Нужно всегда знакомить людей не только со своим родным городом, его названием, гербом, улицами, но и с его достопримечательностями, культурными и природными объектами.
Каждый народ желает оставить своим будущим потомкам что–то в наследие. А мы, поколение 21 века, просто обязаны сохранить и передать будущим все то, что составляет историю нашей страны, республики, города.
Цель проекта:
Цель проекта: изучение архитектуры города Канаша, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям, воспитание интереса и любви к малой родине
Задачи:
1. Изучить литературные и информационные источники по теме.
2.Познакомить историями происхождения города и строительства культурных объектов.
3.Исследовать архитектурные детали Дворца культуры.
Гипотеза: в нашем городе и его окрестностях есть много достопримечательностей, которые будут интересны гостям.
Основная часть
На карте Чувашской республики город Канаш , а в прошлом небольшой поселок Шихраны, занимает очень выгодное географическое положение. Он расположен почти в центре республики, недалеко от крупных городов Поволжья: в 80 километрах от Чебоксар, столицы Чувашии, и в 130- от Казани, столицы Татарстана.
Наш город из-за скромных размеров является достаточно комфортной средой обитания людей. Канаш не отделён от окружающей его природы. Здесь спокойный ритм жизни, отсутствуют спешка и суета, есть возможность непосредственно и каждодневно ощущать природу, чувствовать себя её частью, не подавляет ни природу, ни человека громадными сооружениями, как это происходит в городах-гигантах, а органически вписывается в окружающий ландшафт
Во всем мире небольшие города являются хранителями культурного наследия и национальной оригинальности, основными чертами которых является неповторимость и колоритность.
Перефразируя известное изречение К Станиславского, что театр начинается с вешалки, то любой город начинается, в том числе и наш начинается с вокзала. Их у нас два- автобусный и железнодорожный…
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/06/s_595e831f37696/658010_1.jpeg)
Рис.1 Автовокзал
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/06/s_595e831f37696/658010_2.jpeg)
Рис.2 Железнодорожный вокзал.
У нашего города, как у всех городов имеются свои символики: например. герб
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/06/s_595e831f37696/658010_3.jpeg)
Герб города Канаш был утвержден VIII сессией городского совета народных депутатов в августе 1976 года.
Автор герба – участник Великой Отечественной войны, машинист локомотивного депо, почетный железнодорожник Василий Иванович Трекозов.
Герб представляет собой щит с голубой полосой в верхней части. По голубому полю написано слово «Канаш». В верхней части - рисунок чувашского национального орнамента, определяющий принадлежность города Чувашской Республике. Красное поле означает, что образование города началось в период индустриализации страны и связано со строительством крупных промышленных предприятий. В центре помещена шестеренка - символ машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности, к которой относятся наиболее крупные предприятия города, такие как завод электропогрузчиков, автоагрегатный завод, завод резцов и другие. Поверх шестеренки изображены серебряные крылья, которые носят на форменной одежде железнодорожники и автотранспортники – символ железнодорожного и автомобильного транспорта, играющего наиболее важную роль в промышленном потенциале города.
В начале декабря 1893 г. завершилось строительство железной дороги Москва-Казань через Алатырь. С этого времени начинает свою летопись станция Шихраны и поселок при ней – будущий город Канаш. На станции функционировало путевое хозяйство, состоящее из одной главной линии, одного разъездного пути и двух небольших тупиковых путей для постановки вагонов под погрузку и выгрузку. Было построено оборотное паровозное депо на 2 стойла, водонапорная башня, дом для пассажиров, отдельный дом для жандарма, два небольших дома для проживания служащих дороги. С открытием станции был создан удобный выход на рынок лесных и сельскохозяйственных товаров, появились склады местных и иностранных купцов, паровые и ветряные мельницы.
К 1911 году в Шихранах действовало более 40 торговых фирм. К 1912 году в поселке открылось высшее начальное училище, с 1914 года учительская семинария. В 1919 году Шихраны становятся узловой станцией, в 1920 году переименовываются в станцию Канаш, а в 1925 году станция Канаш получила статус города (постановление ВЦИК от 6 июня 1925 года). Население Канаша к этому времени составляло 2323 человека.
В 1926 году завершается строительство второй станции Канаш, на которую были перенесены основные грузовые работы. 7 ноября 1929 года вступила в строй первая электростанция, которая впоследствии снабжала электроэнергией железнодорожную станцию, часть города и 13 близлежащих деревень.
Новым этапом в развитии города стало сооружение вагоноремонтного завода, которое началось в марте 1934 года. Завод был рассчитан на ремонт 6 тысяч грузовых вагонов в год.
1 сентября 1935 года завод выпустил первую партию капитально отремонтированных вагонов.
В 1939 году вступила в строй железнодорожная ветка Канаш - Чебоксары, Канаш становится большим железнодорожным узлом, работающим на 4 направления.
К 1940 году в городе проживало 17,3 тыс. человек, работали 4 школы, финансовый техникум, медицинское училище, было построено новое здание педагогического училища.
В годы Великой Отечественной войны необходимо было перестроить работу промышленных предприятий города для быстрейшего выполнения военных заказов и освоения новых видов продукции оборонного значения. Налаживанию работы на предприятиях Канаша, обеспечению его жизнедеятельности в условиях тяжелого времени способствовало то, что городские органы управления в 1942 г. были значительно укреплены. Это было связано с тем, что по постановлению Президиума Верховного Совета Чувашской АССР от 3 марта 1942 г. Канаш был выделен из состава Канашского района и отнесен к категории городов республиканского подчинения. В условиях войны станция Канаш добилась пропускной способности поездов в 2-3 раза больше, чем в довоенное время. Вагоноремонтный завод строил, восстанавливал и вооружал бронепоезда, отремонтировал 16000 вагонов.
В истории развития Канаша как города 1950-1970 гг. имеют определяющее значение. В эти годы закладывается основа для превращения г. Канаша в третий по значимости после Чебоксар и Новочебоксарска промышленный центр и один из крупнейших узлов Чувашии.
В 1950-1970 годах промышленность города становится многоотраслевой. В эти годы вступили в строй действующих швейная и мебельная фабрики, заводы резцов, технологической оснастки, полимерных материалов, пластмассовых и лакокрасочных изделий, авторемонтный, электропогрузчиков. В эти же годы были построены новый железнодорожный вокзал, Дворец культуры вагоноремонтного завода, отделенческая больница, детские учреждения, школы, велось благоустройство улиц и площадей. В эти годы Канаш становится одним из крупных железнодорожных узлов Казанской железной дороги, который принимает и отправляет поезда по четырем направлением: Москва, Казань, Чебоксары, Рузаевка.
В 1971-1990 г.г. Канаш стал третьем по численности населения городом Чувашии. На 1 января 1986 г. в нем проживало 51,2 тыс. человек. Экономическое развитие города в 1971-1990-х г.г. прошло несколько этапов, связанных с выполнением государственных заданий пятилетних планов развития народного хозяйства в стране и республике. Перед промышленными предприятиями Канаша стояли задачи наращивания экономического потенциала, внедрения новой техники, передового опыта, ввода в строй новых производственных площадей.
В 1990 г. Канаш занимал 4-е место по республике по объему промышленной продукции, 3-е место по среднесписочной численности рабочих и служащих, по объему капиталовложений, по стоимости основных промышленно-производственных фондов, 7-е место по их вводу в действие, 6-е место по грузообороту автомобильного транспорта.
В городе реализуется программа «Обеспечение населения г.Канаш качественной питьевой водой на 2009-2020 годы», утвержденная решением Собрания депутатов г.Канаша Чувашской Республики от 22 июля 2009 г. В рамках этой программы в 2009 г. завершено строительство водовода Высоковка - Канаш.
В начале XXI в. г. Канаш занимает достаточно высокую позицию, как в социально-экономическом, так и социокультурном развитии Чувашской Республики. Один из молодых городов, возникший, как и ряд городов Чувашии, на этапе индустриализации и создания промышленного потенциала региона, имеет ряд преимуществ для дальнейшего развития. Сегодня город Канаш со статусом моногорода ведет большую подготовительную работу по участию в федеральной программе моногородов. В связи с этим и в соответствии с приоритетными направлениями, определенными Правительством Российской Федерации, разработан комплексный инвестиционный план модернизации г. Канаша до 2020 г., одобрен постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 апреля 2012 г. В рамках реализации мероприятий плана в городе реализуются инвестиционные проекты: разработка и внедрение в серийное производство новых моделей грузовых вагонов с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками на ЗАО «Промтрактор-Вагон»; строительство завода по переработке овощей ООО « Девелей, строительство предприятия по производству неорганических химических соединений (минеральных солей) ООО « Аурат-СВ»
Мы любим свой город, дорожим его историческим прошлым, переживаем за сегодняшний день, заботимся о будущем. Экскурсия по истории города на этом завершилась. Продолжаем путешествие дальше.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/06/s_595e831f37696/658010_4.jpeg)
Рис.3. Наш любимый соцгород
Это самый любимый уголочек нашего города. Когда говорим об этом, на душе так спокойно и чем-то таинственным он завораживает, толи дома старинные, толи культурный центр- рядом Дворец культуры. Немного истории. В 1933 году Горьковским «Крайпланом» был разработан генеральный план развития г. Канаша на ближайшие годы. По этому плану намечалось в западной части города, в чистом поле, изрезанного оврагами, построить социалистический городок- около 80 четырехэтажных домов из кирпича. Но их было возведено только четыре –помешала война.
Рождение соцгородка в определенной мере изменило облик Канаша: появились благоустроенные улицы, городские кварталы. Был построен водопровод, первые канализационные сети. В свое распоряжение горожане получили современные школы, учреждения, больницы, поликлиники ,бани и другие объекты. Люди радовались происходящим переменам, но на пороге уже стоял июнь 1941 года…
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/06/s_595e831f37696/658010_5.jpeg)
Рис.4.Дворец культуры.
В 1957 году строительно-монтажная контора «Казтрансстроя» подарила городу Дворец культуры ВРЗ. И новый 1958 год вагоноремонтники вместе со строителями встретили в ДК. Дворец был великолепен. Кинозал на 530 мест с оборудованной по последнему слову техники сценой, малый зал на 240 мест, спортзал, библиотеку с книгохранилищем, комнаты и кабинеты политпросвещения, кружки художественной самодеятельности, биллиардную, планетарий и другие помещения для культурного отдыха.
Хочу остановиться на архитектурных деталях Дворца культуры. При входе нас встречают белоснежные колонны. Их 10 штук. Они огромные и величавые, будто охраняют Дворец от злоумышленников и врагов, или наоборот, приветливо и почестью встречают своих посетителей.
Колонна компонуется из трех основных деталей. Самая нижняя — база — опорная подушка, передающая нагрузку на стилобат. Из базы вырастает фуст — ствол колонны, который утончается кверху по лекальной кривой. Такое утонение называется энтазисом. Капитель — деталь, венчающая колонну и воспринимающая нагрузку антаблемента. Антаблемент также имеет троичное построение: архитрав, фриз, карниз.
По бокам этих колонн на стене фасада изображены два глухих окна, которые украшены сандриками. Сандрик – это своеобразный карниз, который располагается над окошком или дверью. Изначально такой выступ использовался для защиты от атмосферных осадков, а затем превратился в декоративную деталь. Визуально окно с сандриком кажется более высоким, чем обычное. Сандрики представляют собой целые скульптурные шедевры с различными элементами, в том числе и гербами. Они изготовлены из гипса. Форм также довольно много – прямые, дугообразные, треугольные с фронтом и без него.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/06/s_595e831f37696/658010_6.jpeg)
Рис.5. Садрик с треугольным фронтоном
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/06/s_595e831f37696/658010_7.jpeg)
Рис.5 Балясины
Балясины одно из самых древних изобретений человека. Применялось для поддержания перил и поручней, а так же и в художественном оформлении архитектурных строений.
В балясинах здесь хотели подчеркнуть основную художественную идею строения, поэтому из функционального элемента лестниц, балясины превратились в элемент украшения, часто их использовали разрезанными пополам, украшая фасады домов.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/06/s_595e831f37696/658010_8.jpeg)
Рис.6. Сандрик дугообразный
Потолок возле колонн украшен кессонами. Декоративные углубления в потолочной поверхности снизу напоминает красивые кассеты, привинченные к своду. Кессоны неплохо улучшают интерьер, уменьшая впечатление от массивности перекрытий
Рис7.. Кессоны
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/06/s_595e831f37696/658010_10.jpeg)
Рис.7 Вот такой величавый и светлый мой любимый соцородок летом и с птичьего полета.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/06/s_595e831f37696/658010_11.jpeg)
Рис.8 Проспект Ленина,31(сталинка)
Дом на соцгороде с красивыми архитектурными элементами. Я очень хочу, чтобы этот дом стоял долго и радовал своих обитателей и канашцев. Я бы изменил окраску фасада, пилястры бы окрасил голубым цветом
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/06/s_595e831f37696/658010_12.jpeg)
Рис.9. Храм-часовня Петра и Февронии Муромских.
4 июля 2015 года, в преддверии чудесного праздника Дня любви, семьи и верности, в Канаше прошло очень важное событие – открытие храма-часовни Петра и Февронии Муромских – православных покровителей семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом брака.
Символично, что в фундамент часовни заложены частицы земли из святых мест: Израиля, Афонского монастыря (Греция), земля с Куликова поля, из Богородичной Канавки Дивеевского монастыря.
Строительство храма началось в 2013 году. Инициатором его возведения выступили члены городского отделения общественной организации «Чувашский республиканский Союз женщин», в частности глава администрации города Канаш Л.П. Иванова. Идея была поддержана канашским духовенством.
8 июля 2013 года состоялось освещение купола и креста храма-часовни. И спустя всего 2 года, сегодня, состоялось его открытие. Храм-часовня построен исключительно на пожертвования жителей города, земляков, уроженцев города Канаш, руководителей, коллективов и учреждений города, деятелей Чувашской Республики. Сумма составила порядка 6,5 млн. рублей. Непосредственно строительством занималось ОАО «Стройтрест №3» (генеральный директор В.П. Семенов) и его дочернее предприятие ОАО «Канашстрой».
Заключение
В своей работе я постарался выполнить поставленные цели и задачи.
Вывод: Времена меняются, и многое меняется вместе с ними. Город Канаш за свое существование пережил многое и многое его ждет впереди.
Проведя работу, я понял: Каждый должен любить свою «малую Родину». Ведь каждый даже самый маленький провинциальный городок, любая деревня или поселок оставили свой вклад в истории России. Герои, которые достойны памятников, улиц названных в их честь, музеев и т. д. Красивые здания, памятники, улицы, парки это не просто достопримечательности - это дань уважения людям, которые внесли свой вклад в историю. Открывая страницы прошлого и настоящего, хотим гордиться своей «малой Родиной», ее прекрасными и талантливыми людьми, ее красотой, всем тем, без чего нельзя построить свое завтра. Знание своей истории, культуры прошлого и настоящего родного края, родных истоков является естественной потребностью уважающего себя человека. Чтобы навести порядок внутри себя, надо обратиться к своей семье, к своему дому, к школе, техникуму, к родному краю.
Литература
Использованная литература и сайты
«Знакомьтесь: Канаш», А. В. Савельев, П.И.Ефимов,-1993г.,224стр
http://images.yandex.ru
5