Аннотация к презентации «Экскурсия в мир мягких игрушек»
МКОУ Прихолмская СОШ № 4 в сентябре 2017-го года была открыта после капитального ремонта.
Одной из поставленных задач воспитательной работы стала «восстановление краеведческого музея в школе». Запланированы к восстановлению 4 зала , одним из которых стал зал мягких игрушек, сделанных за 35 лет педагогами и школьниками. .
Инициатором создания музея игрушки стала педагог школы Кринталь Л.Э. В школе в 90-е годы был сделан маленький уголок с собственноручно изготовленными игрушками. На мягкие игрушки, выставленные в нём, можно было посмотреть только со стороны, войти туда могли одновременно два-три человека, поэтому это был «музей за стеклом». В реконструкции школьного музея в новом здании школы, помещение позволяет подходить к игрушкам.
Активом музея были поставлены цели:
- оформление зала мягких игрушек;
- проведение мероприятий, призванных повысить роль игрушек в воспитании школьников. .
Задачи, которые следовало решить:
1.Эстетично оформить экспозицию №3 краеведческого музея.
2.Провести исследовательскую работу по истории появления музея мягкой игрушки в школе.
3. Знакомить школьников и взрослое население посёлка с экспозицией.
4. Проводить тематические экскурсии для детей.
Первые две задачи практически полностью реализованы , третья и четвёртая в процессе выполнения.
Проведена первая тематическая экскурсия «Животные родного леса».
Дети младшего школьного возраста легко ассоциируют игрушку – образ животного с животным на фотографии, видео. Держа в руках мягкую игрушку, они легче запоминают информацию, раскрепощаются для выступления по теме.
В планах – проведение экскурсий на другие темы: «Красная книга Сибири», «Животные - герои литературных произведений», «Мы – сочинители сказочных историй» и другие.
В настоящее время разрабатывается мастер-класс для посетителей по изготовлению небольшой мягкой игрушки; созданные детьми игрушки будут участвовать в сказочной истории.
Ведётся работа с юными экскурсоводами.
Краткая методическая разработка
проведения экскурсии в зал мягкой игрушки школьного краеведческого музея.
Тема: Животные родного леса
Целевая аудитория: ученики начальных классов и воспитанники детского сада.
Цели мероприятия:
- рассказ об истории создания отдельных игрушек, композиций;
- изучение сведений о животных в игровой форме и посредством общения с игрушкой;
- пробуждение интереса у детей к музейному делу.
План проведения экскурсии
1. Вступительное слово руководителя о необычной экскурсии.
2. Вручение памяток детям, впервые посетившим музей.
3. Знакомство с экскурсоводом Анашкиной С. (коротенький рассказ о том, что в музее делает экскурсовод).
4. Выступление экскурсовода о создания отдельных игрушек, композиций.
5. Викторина о животных.
Задаются вопросы или загадки о животных в соответствии с возрастом детей, после
того как животное угадано идёт слайд-шоу или короткое видео о нём. Далее
находят это животное среди игрушек музея. Выступление детей с заранее
приготовленными стихами, потешками, песенками.
Выбираются те животные-, игрушки которых есть в музее.(Приложение 1)
6. Инсценировка с игрушками. Сказка «Три медведя» коллективом юных экскурсоводов.
7. Разучивание песенки – караоке о животных (дополнительно, в зависимости от времени).
8. Самостоятельное знакомство с экспонатами. Фотографии на память
9. Голосование за лучших чтецов, которые будут выступать на экскурсии в других классах.
Приложение 1 (примеры вопросов к зрителям разных возрастов во время экскурсии).
Викторина «Кто я?» (угадай быстрее всех).
(Медленно читается по предложению)
■ «Я очень большой, около двух метров высотой, а мой вес — 350 кг. У меня коричневая шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым, голодным и злым». (Медведь)
■ «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи». (Волк)
■ «Я толстый смешной зверек с острыми передними зубами. Мой домик называется хаткой. Местом для своей хатки я выбираю небольшую реку или ручей с проточной водой. Я спиливаю зубами ветки деревьев и строю из них плотину, чтобы поддерживать воду на постоянном уровне и всегда иметь подводное сообщение с жилищем. В хатке есть две «комнаты»: спальня и кладовая». (Бобр, или бобер)
■ «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса)
■ «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц)
■ «У меня очень красивые рога, но каждую зиму мне приходиться их сбрасывать. Тело покрыто красивыми мелкими светлыми крапинками. Шерсть хорошо предохраняет от морозов, а широкие копыта не позволяют мне проваливаться в снегу. Я горжусь хорошим зрением, а мой слух и нюх позволяют без особого труда обнаружить опасность». (Олень)
■ «Я похож на неуклюжую толстую мышь с большими щеками. У меня круглые блестящие глаза, короткие ноги и заостренный меленький хвостик.
Я строю норку на глубине 1-2 метров под землей, которая состоит из нескольких «комнат»: в одной я сплю зимой, а в другой — храню запасы. Иногда меня держат и дома, в клетке». (Хомяк)
■ «Я, маленькая и серенькая, строю себе норку или в поле, или в лесу, под корнями деревьев в укромном месте. Моя норка похожа на птичье гнездо. Здесь я делаю запасы семян, ягод, орехов, сухих почек и корешков трав и деревьев. Зимой я часто выхожу из норки, чтобы пополнить запасы. Для этого я рою специальные туннельчики и по ним передвигаюсь». (Мышь)
■ «Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см), служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами». (Белка)
■ «Я маленький зверек с бархатистым мехом темно- серого цвета. У меня сильные передние лапы, похожие на большие лопатки. На них растут когти, которыми я рою землю и отбрасываю ее назад. У меня есть глаза, но это всего лишь крохотные бусинки, прикрытые шерстью и кожей. Глаза мне не нужны, так как я постоянно живу под землей в кромешной темноте. Но у меня великолепный нюх. Я чувствую запах дождевого червя за несколько метров». (Крот.)
Блиц викторина «Дикие животные»
■ Животное — символ хитрости и ловкости. (Лиса.)
■ Самый известный строитель плотин. (Бобр, или бобер.)
■ Серый, страшный и злой. (Волк.)
■ Подземный житель. (Крот.)
■ Животное с самой отвратительной репутацией. (Крыса.)
■ Самое колючее животное. (Еж.)
■ Самый неуклюжий и косолапый. (Медведь.)
■ Самое пугливое, кроткое животное. (Заяц.)
■ Детеныш белого медведя. (Умка.)
■ Благородный олень, разводят в питомниках. (Марал.)
■ Так еще называют енота. (Полоскун.)
■ Маленький грызун, способный забить в защечные мешки полстакана семечек.
(Хомяк.)
■ Пушной зверек, который живет в дупле. (Белка.)
■ Великан с могучими рогами, сохатый. (Лось.)
■ Большая пятнистая кошка с кисточками на ушах. (Рысь.)
«Загадки о животных »
У воды застыла глыба.
На обед ей снится рыба.
Ласты есть, да плавать лень
Рыбку съест другой… (Тюлень)
Сыт бываю только летом,
В дни, когда малину рву,
А полгода без обедов
И без завтраков живу. ( Медведь)
Если даже буду хворым,
Мне не нужно докторов.
Съем лукошко мухоморов –
Окажусь опять здоров. ( Лось)
Впрок маслят набрать стараюсь,
Нанизать их на сучки,
Словно делать собираюсь
Я грибные шашлычки. ( Белка)
Утоляем голод мхами…
Пусть укрыла их пурга,
Как лопатами, рогами
Разгребаем мы снега. ( Олени)
Неприметен в чаще леса.
Я,малыш, но в нужный час
Больше собственного веса
Поднял груз в сто десять раз. ( Муравей)