СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия в природу во внеурочное время

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность  является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия в природу во внеурочное время»

Экскурсия в природу во внеурочное время.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая модель создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе разных культур. Модель педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

В МБОУ Бояркинской СОШ им. М.Е. Катукова учащиеся 2 класса во внеурочное время посещают кружок социального направления «Юный эколог», который учит детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, а приобретать навыки общения с ней помогает метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Например, ранней весной учитель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна – набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Осенью – наблюдение за яркостью красок и быстрым увяданием природы. Любуясь природой в разное время года, дети вместе с учителем вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях известных поэтов. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что природу надо охранять. Но понятие «природа» довольно обширное. Мы не можем охранять всю природу сразу, но можем бережно относиться ко всему живому, окружающему нас, оберегать, спасать отдельных представителей живой природы. И тогда будет сделано многое для защиты ландыша, стрекозы, бабочки. Спасти природу можно, только зная её и любя. Учащиеся 2 класса составили призыв и всецело следуют ему: « Так давайте же заботиться и любить родительницу всего живого - природу, жить в гармонии и с растениями, и с братьями нашими меньшими!»

В рамках кружка «Юный эколог» в начале декабря 2012 года учащиеся подготовили сообщения, презентации, фотоальбомы на тему «Бобры – строители». Познакомившись основательно со строгим жизненным распорядком бобров, их инженерным искусством, учащиеся МБОУ Бояркинской СОШ им. М.Е. Катукова в сопровождении учителя Холодковой Н.С. и школьной медсестры Беловой Г.Н. отправились на экскурсию в район лесничества к реке Ягарме. Как же удивились дети, когда своими глазами увидели настоящую бобровую плотину и погрызы бобров! Учащиеся наблюдали и запоминали, что строительным материалом для бобровых запруд служат сучки деревьев, ветви, глина, ил. В первую очередь бобры втыкают в место, где будет располагаться запруда, большие длинные сучки или колья, промеж которых бобр укладывает ветви поменьше, заполняя промежутки между ними смесью ила и глины. Для придания прочности плотины грызуны укрепляют ее булыжниками, которые они нашли неподалеку на дне реки. Эти камни речные строители переносят к плотине на передних лапах. Дети внимательно рассматривали это гидросооружение, мимо которого многие из них ходили в своём родном селе и даже не подозревали, что это работа небольших зверьков – грызунов. И тут же у детей возник вопрос: «А зачем бобрам нужны глубокие водоёмы зимой?» Оказывается, бобры ведут активный образ жизни в воде не только летом, но и зимой. Для этого бобрам и нужны водоёмы, достаточно глубокие, чтобы зимой вода в них не промерзала до самого дна. Тогда бобры легко доберутся до своей хатки. Но, к сожалению, такие глубокие реки попадаются животным далеко не всегда. Вот и приходится им, чтобы увеличить или поддержать глубину водоёма, строить запруды (плотины), поднимающие уровень воды.

При подведении итогов нашей экскурсии дети выдвигали свои гипотезы о пользе и вреде строительства плотин бобрами. Выяснили, что запруживание рек и ручьев бобрами в сухих лесах приводит к насыщению почвы влагой, что заметно улучшает рост деревьев. Присутствие бобров благотворно отражается на жизни многих обитателей леса. Кроме того, в результате их деятельности повышается продуктивность водоемов, очищается вода, больше становится рыбы. Но когда бобров много, их строительная деятельность приводит к тому, что затопляются ценные лесопосадки и сельхозугодия. Леса начинают высыхать, посевы гниют. Бывают и вовсе опасные случаи. Если бобров не уничтожать и не тревожить, они десятилетиями живут в облюбованных местах, что подтверждает мнение ученых о положительном влиянии их плотин на лесную экосистему.

Заинтересовавшись данной темой, дети на следующий день сообщили друг другу о том, что, оказывается, за свое трудолюбие и удивительные строительные способности бобры уже давно стали героями многих сказок и легенд. О них писали Михаил Пришвин и Константин Паустовский, Льюис Кэрролл и Николай Сладков. В Канаде с 1920 года издается журнал «The Beaver» (Бобер). Некоторые из учащихся решили выполнить проект «Бобры – строители. Гидросооружения бобров». Каждый из учеников 2 класса написали сочинение по наблюдениям и выполнили рисунки.

Таким образом, внеурочная деятельность – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между учениками и учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного, социального воспитания.

Главное во внеурочной деятельности – это характер взаимодействия классного руководителя и воспитанников. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности педагога, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с учащимися. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей.

Учитель МБОУ Бояркинской СОШ им. М.Е.Катукова

Холодкова Н.С.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!