смоленское областное государственное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Станция юных натуралистов»
Экскурсия «Зимние изменения в природе»
Разработал: Н.М. Константинова, методист
Смоленск
2023 год
Экскурсия «Зимние изменения в природе»
Цель: провести наблюдение за зимними изменениями в живой и неживой природе.
Задачи:
Образовательные
- изучение состояния живой и неживой природы в данное время года;
- наблюдение за растениями различных жизненных форм и в различных биогеоценозах, их приспособлением к переживанию неблагоприятных условий;
- формирование экологического мышления, развитие понятий о взаимосвязях растительных и животных организмов с условиями окружающей среды;
Воспитательные и развивающие:
- формирование научного мировоззрения, диалектико-материалистических взглядов на природу, понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов;
- формирование экологической культуры, навыков правильного поведения в естественных и искусственных ландшафтах;
- формирование бережного отношения к природе родного края, ознакомление с приемами и методами природоохранительной деятельности;
- формирование эстетического видения природы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- изучить признаки наступления зимы в неживой и живой природе;
- провести сравнение признаков неживого и живого осенью и зимой;
- продолжить формирование навыка узнавания растений после опадения листьев;
Метапредметные:
Познавательные:
- умение анализировать объекты с целью выделения признаков;
- умение сравнивать объекты, выделять объекты для сравнения;
- умение проводить несложные наблюдения;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение обобщать, делать выводы;
Регулятивные:
- уметь работать по плану;
- умение определять тему, цель экскурсии;
- Коммуникативные:
- формировать умение работать в группе;
- формировать умение строить связный рассказ;
Личностные:
- развитие эстетического восприятия природы.
Ход экскурсии
1. Подготовительный этап.
Педагог определяет место в зимнем лесу, где будет проходить экскурсия, уточняет, какой наглядный материал смогут собрать учащиеся для использования его на предметных уроках.
Накануне проводится вводная беседа по следующим вопросам:
– Вспомните, какой был лес поздней осенью.
– Какие изменения произошли в природе с приходом поздней осени?
– Что вы заметили в лесу на осенней экскурсии?
– Какие деревья сбрасывают листья на зиму, а какие – нет?
– Как вы думаете, какова цель нашей сегодняшней экскурсии?
– Какие стихи о зиме приходят вам на память? Какие загадки, пословицы, поговорки о зиме вы знаете?
Оборудование: Блокнот, карандаши, линейка, планшет, совок, коробка
2. Проведение экскурсии.
Вводная беседа.
Сообщение преподавателем о цели, задачах, плане работы в ходе экскурсии, об особенностях изучаемой местности, правилах поведения и технике безопасности. Уточнение информации о том, на что следует обратить внимание в течение экскурсии, как нужно собирать материалы, вести записи.
Декабрь пришёл – первый зимний месяц. Летят с небес белые снежинки и украшают землю пушистым ковром. Деревья и кустарники в лесу стоят без листьев. На голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз – строит ледяные мосты на реках, прудах и озёрах. Недаром «ноябрь приходит с гвоздочками, а декабрь с мосточками».
Январь - второй зимний месяц. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». Тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. Солнце поднимается чуть выше, светит ярче, день становится чуть длиннее.
Февраль – последний зимний месяц. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем». Кружатся, летят белые пушистые снежинки, покрывают поля и леса. Дни становятся длиннее. Начинает пригревать солнышко, иногда звенит первая робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. Случаются первые оттепели, снег подтаивает, темнее, а сугробы оседают, делаются ниже.
Проведение экскурсии в феврале, в том же лесопарке, что и поздней осенью.
3. Наблюдения за живой природой.
– Как расположено солнце? Понаблюдайте за небом. Как оно изменилось по сравнению с осенью? Чем покрыта земля зимой? Что падает с неба? Какая температура воздуха? Выше или ниже нуля?
– Остановитесь, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа. Что вы слышите? Какое у вас ощущение от зимнего леса?
Как ходить и что делать?
В лесу и парке нужно держаться дорожек и тропинок. Именно в местах мелкие звери выбегают из-под снега, пересекая человеческую тропу.
Что можно увидеть:
Следы животных на снегу.
Вблизи человеческого жиль - следы домашних собак и кошек. Обратите внимание, как меняются следы собаки в зависимости от характера её перемещения, например - шагом или галопом. След фиксирует это не хуже кинопленки. Посмотрите, насколько совпадают отпечатки левых и правых, передних и задних лап собаки или кошки на мелком снегу (например, на расчищенном тротуаре) и на глубоком, особенно рыхлом снегу. Сравните следы собак разных пород.
В сквере или парке особенно бросаются в глаза следы белки. Помимо них, можно увидеть следы землероек и мелких грызунов: мышей, полевок. При глубоком снеге эти звери редко выходят на поверхность, но по следам видно, как они выбегают из-под бурелома, чтобы пересечь тропинку, и скрываются с другой стороны.
След обыкновенной белки на снегу.
След обыкновенной лисицы
Шерсть на лапах лисицы, отрастающая к зиме, почти скрывает подушечки и делает отпечатки следа размытыми. Это позволяет легко отличить лисий след от собачьего на свежей пороше.
Высматриваем птиц.
Мир пернатых гораздо беднее зимой, чем в летнее время и в период сезонных перелетов. Тем не менее, именно зимой можно увидеть многих птиц, которых трудно разглядеть летом. В городские скверы и парки, в деревни и дачные поселки собираются птицы, не улетевшие на юг. Прежде всего, это пернатые, поедающие семена и мякоть плодов деревьев и кустарников, высаженных человеком.
Большая синица
Большая синица - одна из самых обычных зимующих птиц, самая крупная из наших синиц. В металлическом отливе на перьях хочется увидеть оправдание названия этой птицы, однако «синицами» или «зиньками» этих птиц прозвали в подражание их звонким голосам, хорошо маркирующим приближение синичьей стайки.
Снегирь
Снегирь гордо носит название «зимней птицы», эта яркогрудая птица появляется с приходом холодов и пропадает вместе с первой зеленью на деревьях.
Пуночка в зимнем наряде
Хорошо видны рыжеватые каемки кроющих перьев. За зиму они снашиваются, и весенний наряд этой птицы становится более контрастным.
Каких еще зимующих птиц вы знаете? Что человек должен сделать для них зимой? Опишите внешний вид зимующих птиц (дятла, вороны), их жизнь в зимнем лесу. Как мы должны о них заботиться?
4. Наблюдения за неживой природой.
– Посмотрите на деревья. Какие они?
– Почему?
– Посмотрите внимательно на все деревья, окружающие нас. На какие две группы мы можем их разделить? По какому признаку вы разделили деревья на эти группы?
Какие же деревья остались на зиму с листьями (хвоинками)? Найдите ель и сосну (хвойные).
Сравните ель и сосну. Какие объекты мы будем сравнивать? Выделите признаки, по которым мы будем сравнивать эти два объекта. Чем же сосна отличается от ели?
5. Выполнение задания в группах.
Задание для группы №1.
1. Измерьте линейкой толщину снежного покрова на открытом пространстве и у дерева. Сделайте вывод.
2. Соберите сосновые и еловые шишки, рассмотрите их. В чем сходство и различие?
Задание для группы №2.
1. Рассмотрите сугробы. Где их намело и почему?
2. Соберите опавшие ветки, которые сбило ветром.
Задание для группы №3
1. Измерьте градусником температуру воздуха и температуру снега.
2. Разделите ветки хвойных и лиственных деревьев, попробуйте определить их породы.
6. Подведение итогов экскурсии
В ходе итоговой беседы делается обобщение о проделанной работе, выясняются, какие происходят в неживой и живой природе с приходом зимы.
- Что мы наблюдали на экскурсии?
- Что нового узнали?
- Как вы это узнали? Что вы для этого делали?
- Какие изменения в природе вы заметили?
В заключение итоговой беседы преподаватель отвечает на вопросы, возникшие во время экскурсии, дается задание по оформлению отчета.
Отчеты учащихся сопровождаются схемами, рисунками, фотографиями, таблицами, графиками, диаграммами. Собранные материалы на экскурсии, отчеты учащихся оформляются в стенд, который служит учебно-наглядным пособием в преподавании.
Информационное обеспечение
Фото- и Видеоматериалы с экскурсий, практических занятий, мероприятий
Список литературы для педагогов:
1, Акимушкин И. Занимательная биология. Издательство: Амфора, 2015;
2, Гожко А. Методические рекомендации по организации и проведению сезонных экскурсий в природу. Методика преподавания предмета «Окружающий мир». – Славянск-на-Кубани, 2018г.-87 с.;
Список литературы для обучающихся:
1. Акимушкин И. Причуды природы. Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 2016 г. – 208 с.
2. Багрова Л.А. Серия детской энциклопедии «Я познаю мир». - М.: ACT, 2015 г.
3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2021 г. – 368 с.
4. Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург: Печатный двор, 2014 г. – 184 с.
- Интернет-источники:
https://les.admin-smolensk.ru/ - сайт Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Смоленской области.
https://rgo.ru/ Русское географическое общество, официальный сайт
http://www.redbook67.ru/ Красная книга смоленской области
https://natworld.info / - Сайт "Природа Мира": материалы о животных и растениях
http://www.priroda.ru/events/ сайт «Природа России» Национальный портал
https://atlasprirodirossii.ru / - Сайт "Природа": флора и фауна России.
http://unnaturalist.ru/ Официальный сайт журнала «Юный натуралист».