9
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнедонского района
Мигулинская средняя общеобразовательная школа
346167
Ростовская область,
Верхнедонской район
станица Мигулинская
ул. Чкалова,8
телефон:33-2- 42
migoulinschool@mail.ru
Проект
Экскурсионный маршрут
«Памяти Е. Мирошниковой»
Автор:
Гоголева Татьяна Михайловна
руководитель школьного музея
Мигулинская
2017 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………….....3
Глава 1. История станицы Мигулинской ….……………………………5
1.1. Общая информация…………………………….……..…..……5
Глава 2. Станица Мигулинская в годы войны …………………………7
2.1. Партизанский отряд «Донской казак»….…….……..…..…….7
2.2. Партизанка Катя Мирошникова…...……………….……...….7
Глава 3. Экскурсионный маршрут памяти Е. Мирошниковой.…………9
3.1. Технологическая карта велосипедной экскурсии.……...…...
Заключение…………………………………………………………………9
ВВЕДЕНИЕ
В рамках подготовки к празднованию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 года лекторская группа музея Мигулинской школы совместно с руководителем Т.М. Гоголевой подготовили проект: Экскурсионный маршрут «Памяти Е. Мирошниковой».
Тема проекта актуальна. Не смотря на все прелести красоты природы нашей станицы, в различные периоды истории жителям пришлось испытать на себе все ужасы и последствия Великой Отечественной войн. Воины и местные жители с мужеством и честью защищали родной край, проявляли массовый героизм.
На территории нашего поселения располагается два памятника, мемориальный комплекс и несколько памятных мест. Каждый год местные жители и гости поселения возлагают цветы и венки к ним, вспоминая страшные ужасы военных лет.
Цель: обеспечить эффект сопричастности молодого поколения с великими историческими событиями посредством собирания информации обо всех мемориалах, обелисках и братских могилах, приведение в порядок и опека над ними, для передачи этой информации последующим поколениям.
Задачи:
формирование материального наследия (благоустройство памятных мест, мемориальных комплексов и братских захоронений.)
формирование нематериального наследия (вовлечение учащихся, сопричастности к великим историческим событиям)
сохранение преемственности поколений через приобщение молодых граждан принимающих участие в сборе и обработки информации, к историческим событиям и ратным подвигам старшего поколения.
воспитание чувства патриотизма.
Методы решения поставленных задач: работа в интернете, библиотеке, беседа с ветеранами, благоустройство памятных мест.
Продукт проекта: буклет, велосипедная экскурсия к месту гибели Е. Мирошниковой
Этапы:
Сбор информации - март.
Обработка информации – март – апрель.
Оформление стенда, буклета и экскурсионного маршрута. 1-7 мая
Демонстрация стенда, буклета, проведение уроков мужества.
Глава 1. История станицы Мигулинской
1.1. Общая информация
Во многих исторических документах, связанных с историей донского казачества, начиная с 1380 г., упоминается городок Мигулин. В 1672 г., на Дону насчитывалось всего 48 казачьих городков, в их число входит и городок, Мигулин.
На карте Герритса 1614 года на левой стороне Дона - «Ногайской» (до середины XIX века левобережная сторона Дона называлась ногайской по имени кочевников ногаев, пришедших с монголо-татарскими ордами в XIII веке) упоминаются казачьи городки Медведица, Вешки, Решетов, Мигулин (Мигалин), Казанский и другие.
Название городка произошло, видимо, от расположенной недалеко от станицы Мигулинской горы, по мнению историков названной в честь хана Мигулы или Мичулы, разбившего там свое стойбище. До сих пор в окрестностях этой горы находят древние черепки.
По сведениям переписи 1913 года, на Верхнем Дону в ст. Мигулинской с хуторами по архивным документам числилось население 28000 человек.
. После гражданской войны в станице население уменьшилось в 5 раз.
Следующий этап, губительный для казаков, это принудительная коллективизация, раскулачивание работающих семей, непосильные налоги, Сибирь - куда ссылали всех даже женщин и детей.
Наступает время безбожия и беззакония. Последний удар за поддержку восстания был нанесен Мигулинским казакам в 1932 году: стали рушить храм.
Началась колхозная жизнь. Слово «казак» в слух не употребляли, иначе по доносам ждала Сибирь. Когда началась Великая Отечественная Война, казаки опять взялись за оружие.
В 1961 году колхоз «Россия» под руководством А.А. Коновалова влился в совхоз «Мигулинский», которым руководил ветеран Великой Отечественной Войны - И.А. Колосов. Появилась в станице асфальтированная улица. Построен был новый Дом культуры. Новый детский сад.
Контора совхоза. Была сделана асфальтированная дорога, и станицу связали райцентром. В настоящее время к Мигулинской подведен газ. И практически вся станица газифицирована.
Глава 2. Станица Мигулинская в годы войны
2.1. Партизанский отряд «Донской казак»
Осенью 1941 г на Дону было организовано 83 партизанских отряда общей численностью 3296 человек. Партизанские отряды, состоящие из колхозников-казаков и крестьян, подрывали железнодорожные пути, склады с оружием и боеприпасами, освобождали из лагерей военнопленных, помогали бойцам и командирам Красной Армии выходить из окружения. Молодежь Дона активно участвовала в партизанском движении. Молодые казаки и казачки собрали на постройку самолетов эскадрильи «Комсомолец Дона» свыше 2-х млн. рублей.
Партизанский отряд «Донской казак» был организован на территории Верхнедонского района.
2.2. Партизанка Катя Мирошникова
В партизанском отряде «Донской казак», отважно действовала разведчица Катя Мирошникова. В станице, где, казалось, притихла и замерла жизнь, из одного куреня в другой ходили по рукам листки - подпольная газета "Коммунист Дона". Еще передавали из уст в уста весть: на той стороне Дона действует партизанский отряд - свой, Мигулинский, и называется "Донской казак". А потом начали взлетать на воздух вражеские склады с боеприпасами, падать в ночи под пулями и полицейские и часовые.
В этом партизанском отряде и воевала Катя. Она создала несколько подпольных групп в тылу немцев, собирала сведения о расположении и составе немецких частей.
На окрестных дорогах грохотали гусеницы вражеских танков, сновали фашистские мотоциклы, слышались окрики часовых и полицаев. Катя, чтобы быть незаметной, надевала простенькую выцветшую кофточку и заплатанную юбку, шла по хуторам и станицам, по степным большакам и глухим тропкам. Все видела, все запоминала - и потом командование 63-й гвардейской дивизии, державшей фронт за Доном, наносило на карту собранные Катей данные: где находится враг, каковы его силы, куда послать разведку и бомбардировщики.
Однажды она нарвалась на засаду, раненная в плечо скрылась в камышах, добралась до партизанской базы. Ее хотели переправить в госпиталь - отказалась наотрез. Отлежалась и снова ушла в разведку.
Будучи хорошим пловцом, она несколько раз переплывала Дон для выполнения важных заданий. Партизанский отряд «Донской казак» Мигулинского района за 3 месяца вывел из окружения 1087 бойцов и командиров.
В октябре 1942 (по доносу предателя) немцы схватили Катю и отвезли в хутор Коноваловский, в штаб.
Восемь дней немцы пытали отважную разведчицу. Катя никого не выдала и погибла геройской смертью.
В докладной записке в ЦК ВЛКСМ о подвиге Кати Мирошниковой писали: «Катя – это тоже Зоя Космодемьянская. Очень хотелось, чтобы молодежь Дона, казачья молодежь, узнала о подвиге своей землячки, комсомолки, отдавшей свою жизнь за Родину! Слава матерям, воспитавшим таких боевых сынов и дочерей!»
Война закончилась. Но память поколений,
Как фронтовая дружба, вечна и тверда.
Нас никогда никто не ставил на колени,
И не поставит ни за что и никогда!
За свои подвиги Мирошникова Екатерина Александровна награждена медалями: «За оборону Кавказа», «За Отвагу», «Партизану Великой Отечественной войны», Орденом Отечественной войны второй степени была награждена посмертно.
Екатерина Александровна Мирошникова навечно зачислена в списки областной комсомольской организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе реализации проекта была использована информация о месте гибели донской партизанки Екатерины Александровны Мирошниковой. Учащиеся школы побывали на месте гибели партизанки.
Важно передать информацию следующим поколениям, ведь ветеранов с каждым годом становится все меньше и меньше, а следовательно и людей помнящих в живую те грозные события. Мы, современная молодёжь должны узнать как можно больше и передать эту информацию своим детям.
Молодое поколение сопричастно с великими историческими событиями посредством собирания информации обо всех мемориалах, обелисках и братских могилах, приведение в порядок и опека над ними. Собранная информация может быть передана последующим поколения.
Глава 3. Технологическая карта велосипедной экскурсии «Памяти Е. Мирошниковой»
Маршрут | Остановки | Объекты показа | Продолжи-тельность | Наименование подтем и перечень основных вопросов | Организационные указания | Методические приемы и указания |
Место встречи с группой: школа №2 | Остановка у школы №2 | Школьный музей, комната боевой славы | 20 мин. | 1.Биография Е.А. Мирошниковой 2. Деятельность партизанского отряда «Донской казак» | Группа проходит в школьный музей, в комнату боевой славы | Используется экскурсионная справка о жизни Е.А. Мирошниковой |
Проезд на велосипедах к месту гибели Кати Мирошниковой | Могила К. Мирошниковой Синичкина балка | Могила Кати Мирошниковой | 1 час | 1.Плен 2.Расстрел | Группа может стоять или сидеть на лавках вокруг могилы, обозревая все объекты показа и рассказа | Используется прием логического перехода от темы: «Могила К. Мирошниковой» к теме: «Перезахоронение» |
Проезд на велосипедах к месту перезахоронения Кати Мирошниковой | Станичный парк, мемориальный комплекс | Памятник Е.А. Мирошниковой в парке станицы Мигулинской | 20 мин | 1.Любовь и уважение к прошлому, долг, ответственность | Группа стоит на площадке перед памятником | Экскурсионная справка о времени перезахоронения |