СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эксперимент как домашняя работа по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

эксперимент как домашняя работа

Просмотр содержимого документа
«Эксперимент как домашняя работа по физике»

  1. Эксперимент как домашнее задание

Задавая эксперимент на дом, мы обучаем школьников умению самостоятельно пополнять знания. Это один из самых педагогически эффективных и интересных для учащихся приемов самостоятельной работы. Он способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету.

Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся с использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования, что существенно, ведь в жизни обучающимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на задачи, решаемые во время урока. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации. При организации и проведении домашних экспериментов важно иметь в виду следующее: такие работы должны стимулировать познавательную деятельность и развитие мышления; привлекать внимание к основному материалу курса, быть направленными на углубление и пополнение знаний; легко выполняться в домашних условиях. При выполнении опытов учащиеся могут применять самодельные приборы, предметы и материалы домашнего обихода. Домашние экспериментальные работы я предлагаю учащимся до и после выполнения ими соответствующей фронтальной лабораторной работы. Показываю логическую связь между материалом, изучаемым на уроке, и домашним экспериментальным заданием, мотивирую эту работу, привлекаю к ней внимание обучающихся.

Например, в 7 классе я предлагаю выполнить дома, следующие экспериментальные задания:

  1. Воспользовавшись листом бумаги в клетку, определите площадь своей ступни.

  2. Измерьте толщину листа бумаги в учебнике при помощи линейки.

  3. Определите массу воды, молока, подсолнечного масла в заполненном доверху стакане. Объём мерного стакана 200 см3.

При изучении первых тем, домашние лабораторные работы выполняются по карточкам, в которых прописан алгоритм выполнения.  Обучающийся после выполнения, должен самостоятельно сделать вывод.

Домашние опыты и наблюдения, проводимые обучающимися способствуют:

  • возможности расширить область связи теории с практикой;

  • развитию интереса к физике и технике;

  • рождению творческой мысли и развитию способности к изобретательству;

  • привлечению к самостоятельной исследовательской работе;

  • развитию наблюдательности, внимания, настойчивости и аккуратности;

  • дополнению классных лабораторных работ тем материалом, который не может быть получен в классе,

  • стремлению к сознательному труду.

  • Домашние лабораторные работы по физике в 7-м классе

  • Тема: Первоначальные сведения о строении вещества

  • 1. Взаимное притяжение молекул.

  • 2. Смешиваем несмешивающиеся.

  • 3. Рост кристаллов.

  • Тема: Взаимодействие тел

  • 4. Определение пройденного пути из дома в школу.

  • 5. Взаимодействие тел.

  • 6. Пронаблюдать явление инерции.

  • 7. Определение плотности куска мыла.

  • 8. Тяжел ли воздух?

  • 9. Определение массы и веса воздуха в твоей комнате.

  • 10. Почувствуй трение.

  • Тема: Давление

  • 11. Определение зависимости давления газа от температуры.

  • 12. Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола.

  • 13. Плавает или тонет.

  • Тема: Работа и мощность

  • 14. Вычисление работы, совершаемой учеником при подъеме по лестнице.

  • 15. Определение мощности, которую ученик развивает при подъеме.







  1. Проектная деятельность

Проект – творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определенного результата. Примером проектной деятельности в 7 классе является конструирование физических приборов, моделей. Ребята своими руками создают приборы, которые нужны в процессе изучения физики (мензурки, линейки, модели термометра, динамометра, сообщающиеся сосуды, тележки, рычаги, модели для демонстрации давления в твёрдом теле и жидкости, модель для демонстрации превращения одного вида энергии в другой и т.д.). Каждый год после изучения темы «Сообщающиеся сосуды», ребята с увлечением включаются в работу по конструированию всевозможных видов фонтанов и поильников для питомцев.

В 8 классе планируется запустить проект «Как жить богато?» при изучении темы «Работа и мощность электрического тока».

В 9 классе можно организовать проектную работу после изучения темы «Механические колебания и волны».

 Таким образом, внедрение исследовательской деятельности на уроках физики развивает исследовательские навыки у обучающихся, с помощью которых ученик учится совершать маленькие открытия для самого себя. Далее эта работа будет развиваться в направлении организации индивидуальной исследовательской работы.

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроке физики – неотъемлемая часть эффективного образования. Исследовательская работа должна присутствовать на каждом уроке физики. Первые мысли учителя должны быть направлены на то, чтобы обучающийся видел опыт и проделывал его сам, видел прибор в руках преподавателя и держал его в своих собственных руках.

Удачное использование занимательного и исследовательского физического эксперимента не только оживляет урок, но и вызывает интерес обучающихся к физическому явлению. Исследовательский характер проведения лабораторных работ и опытов является способом развития учебных умений и навыков с учетом творческих способностей учащихся. В результате у обучающихся развиваются следующие умения:

1) применять знания понятий, законов, явлений для выполнения лабораторных работ;

2) объяснять полученные результаты;

3) выполнять задания по предложенному плану;

4) обобщать знания, анализировать полученный результат;

5) предлагать способ для решения исследовательской задачи.

Также исследовательская деятельность позволяет знакомить обучающихся с методами научных исследований и научного познания по физике. Она создает условия для выбора обучающимися разных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!