Эксперимент как домашнее задание
Задавая эксперимент на дом, мы обучаем школьников умению самостоятельно пополнять знания. Это один из самых педагогически эффективных и интересных для учащихся приемов самостоятельной работы. Он способствует осознанному изучению курса, воспитывает самостоятельность и находчивость, развивает индивидуальные творческие способности, мыслительную деятельность, интерес к предмету.
Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся с использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования, что существенно, ведь в жизни обучающимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на задачи, решаемые во время урока. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации. При организации и проведении домашних экспериментов важно иметь в виду следующее: такие работы должны стимулировать познавательную деятельность и развитие мышления; привлекать внимание к основному материалу курса, быть направленными на углубление и пополнение знаний; легко выполняться в домашних условиях. При выполнении опытов учащиеся могут применять самодельные приборы, предметы и материалы домашнего обихода. Домашние экспериментальные работы я предлагаю учащимся до и после выполнения ими соответствующей фронтальной лабораторной работы. Показываю логическую связь между материалом, изучаемым на уроке, и домашним экспериментальным заданием, мотивирую эту работу, привлекаю к ней внимание обучающихся.
Например, в 7 классе я предлагаю выполнить дома, следующие экспериментальные задания:
Воспользовавшись листом бумаги в клетку, определите площадь своей ступни.
Измерьте толщину листа бумаги в учебнике при помощи линейки.
Определите массу воды, молока, подсолнечного масла в заполненном доверху стакане. Объём мерного стакана 200 см3.
При изучении первых тем, домашние лабораторные работы выполняются по карточкам, в которых прописан алгоритм выполнения. Обучающийся после выполнения, должен самостоятельно сделать вывод.
Домашние опыты и наблюдения, проводимые обучающимися способствуют:
возможности расширить область связи теории с практикой;
развитию интереса к физике и технике;
рождению творческой мысли и развитию способности к изобретательству;
привлечению к самостоятельной исследовательской работе;
развитию наблюдательности, внимания, настойчивости и аккуратности;
дополнению классных лабораторных работ тем материалом, который не может быть получен в классе,
стремлению к сознательному труду.
Домашние лабораторные работы по физике в 7-м классе
Тема: Первоначальные сведения о строении вещества
1. Взаимное притяжение молекул.
2. Смешиваем несмешивающиеся.
3. Рост кристаллов.
Тема: Взаимодействие тел
4. Определение пройденного пути из дома в школу.
5. Взаимодействие тел.
6. Пронаблюдать явление инерции.
7. Определение плотности куска мыла.
8. Тяжел ли воздух?
9. Определение массы и веса воздуха в твоей комнате.
10. Почувствуй трение.
Тема: Давление
11. Определение зависимости давления газа от температуры.
12. Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола.
13. Плавает или тонет.
Тема: Работа и мощность
14. Вычисление работы, совершаемой учеником при подъеме по лестнице.
15. Определение мощности, которую ученик развивает при подъеме.
Проектная деятельность
Проект – творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определенного результата. Примером проектной деятельности в 7 классе является конструирование физических приборов, моделей. Ребята своими руками создают приборы, которые нужны в процессе изучения физики (мензурки, линейки, модели термометра, динамометра, сообщающиеся сосуды, тележки, рычаги, модели для демонстрации давления в твёрдом теле и жидкости, модель для демонстрации превращения одного вида энергии в другой и т.д.). Каждый год после изучения темы «Сообщающиеся сосуды», ребята с увлечением включаются в работу по конструированию всевозможных видов фонтанов и поильников для питомцев.
В 8 классе планируется запустить проект «Как жить богато?» при изучении темы «Работа и мощность электрического тока».
В 9 классе можно организовать проектную работу после изучения темы «Механические колебания и волны».
Таким образом, внедрение исследовательской деятельности на уроках физики развивает исследовательские навыки у обучающихся, с помощью которых ученик учится совершать маленькие открытия для самого себя. Далее эта работа будет развиваться в направлении организации индивидуальной исследовательской работы.
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уроке физики – неотъемлемая часть эффективного образования. Исследовательская работа должна присутствовать на каждом уроке физики. Первые мысли учителя должны быть направлены на то, чтобы обучающийся видел опыт и проделывал его сам, видел прибор в руках преподавателя и держал его в своих собственных руках.
Удачное использование занимательного и исследовательского физического эксперимента не только оживляет урок, но и вызывает интерес обучающихся к физическому явлению. Исследовательский характер проведения лабораторных работ и опытов является способом развития учебных умений и навыков с учетом творческих способностей учащихся. В результате у обучающихся развиваются следующие умения:
1) применять знания понятий, законов, явлений для выполнения лабораторных работ;
2) объяснять полученные результаты;
3) выполнять задания по предложенному плану;
4) обобщать знания, анализировать полученный результат;
5) предлагать способ для решения исследовательской задачи.
Также исследовательская деятельность позволяет знакомить обучающихся с методами научных исследований и научного познания по физике. Она создает условия для выбора обучающимися разных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями.