Экспериментальная деятельность как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников
Фундаментом здорового образа жизни является отношение ребенка к своему здоровью. Формирование отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни(на доступном пониманию детей уровне) становится отправной точкой в формировании у детей здорового образа жизни. Но в понимании детей роль здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находитдолжного места. Формирование эмоционально — положительного отношения к здоровью у ребенка затруднено в силу того обстоятельства, что это понятие абстрактно. Ребенок не замечает своего здоровья и воспринимает его как естествнную данность. Он верит в его нерушимость. И задача педагогов найти такие средства формирования представлений о здоровье и здоровым образе жизни, которые бы позволили преодолеть сложившееся противоречие.
Одним из таких средств может стать экспериментальная деятельность. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что он дат детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, явления, о его взаимоотношениях с другими оъектами , со средой обитания. Нельзя не отменить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка , на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Таким образом, экспериментальная деятельность является необходимым средством для формирования представлений у детей ЗОЖ.
Задача экспериментальной деятельности -получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, органе. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного. Эта деятельность не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте.
Мы предлагаем несколько опытов и экспериментов по формированию ЗОЖ у старшиш дошкольников:
«Лампочки и батарейки ».
Цель: подвести детей к выводу о необходимости сна и отдыха.
Оборудование: батарейки, лампочка. Провода.
Методика проведения: Педагог предлагает детям представить , что лампочка- «орган человека » (глаз, почки, сердце и т. д. ) , батарейка- «двигательная деятельность человека», провода- «капилляры, мускулы». Затем педагог предлагает детям рассмотреть две лампочки, подключенные к батарейкам. Оду из них время от времени отключать от батарейки, а другую оставлять постоянно подключенной к батарее, горящей. Постоянно горящая лампочка быстро перегорает, так как постоянно находится под напряжением, а временно отключаемая продолжает работать.
Вывод: если организм не будет отдыхать , то органы будут выходить из строя , человек заболеет. Во время сна, отдыха организм заряжается энергией, необходимой для жизнедеятельности.
«Из чего мы сделаны».
Цель:познакомить детей с клетками , их их разнообразием и выполняемыми функциями.
Оборудование: Микроскоп, кусочек свинины, свиного легкого, кожи, волос.
Методика: Педагог напоминает детям о том, что любой организм состоит из клеток, выполняющих разные функции. Затем предлагает рассмотреть под микроскопом кусочек свинины, свиного легкого, печени , капельку крови, волос, кожу.
Вывод: каждый орган состоит из клеток, выполняющих разные функции и требующих разное питание.
«Что чувствуешь?».
Цель: сформировать представление детей об образовании пота, умение регулировать двигательную активность в разных условиях.
Оборудование : губка . Смоченная водой.
Методика проведения: Педагог предлагает детям попрыгать. Выясняет, что они чувствуют при прыжке (жарко); когда жарко , что происходит (пот выступает, потом он исчезает, испаряется). Предлагает смочить губку в воде и провести ею по внутренней поверхности предплечья. Дети передают свои ощущения до полного исчезновения влаги(почувствовали прохладу). Выясняют, что когда из них испаряется вода (они охлаждаются); почему нельзя на прогулке быть потным(пот испаряется, и может простыть- переохладиться).
«Стук сердца».
Цель: наблюдение за работой сердца.
Оборудование: спички , насос.
Методика проведения : Педагог предлагает детям положить спичку, на запястье и понаблюдать , как колышется спичка. После этого предлагает детям побегать , попрыгать и повторить эксперимент.
Вывод: чем больше двигаться, тем лучше работает сердце, следовательно , весь организм.
«Дыхание одной ноздрей».
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
Методика проведения: И.п.- сидя , стоя, туловище выпрямлено, но не напряженно.
Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох(последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руи- через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».3-4. Тоже другими ноздрями . Повторить 3-6 раз.
Примечание: после этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох- выдох(сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторять по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.
Литература: Куликовская И.Э., Совриг Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие./И.Э. Куликовская-М.: Педагогическое общество России. 2003.-80с.