СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспериментальная деятельность как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экспериментальная деятельность как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников

 

Фундаментом здорового образа жизни является отношение ребенка к своему здоровью. Формирование отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни(на доступном пониманию детей уровне) становится отправной точкой в формировании у детей здорового образа жизни. Но в понимании детей роль здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находитдолжного места. Формирование эмоционально — положительного отношения к здоровью у ребенка затруднено в силу того обстоятельства, что это понятие абстрактно. Ребенок не замечает своего здоровья и воспринимает его как естествнную данность. Он верит в его нерушимость. И задача педагогов найти такие средства формирования представлений о здоровье и здоровым образе жизни, которые бы позволили преодолеть сложившееся противоречие.

Одним из таких средств может стать экспериментальная деятельность. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что он дат детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, явления, о его взаимоотношениях с другими оъектами , со средой обитания. Нельзя не отменить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка , на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Таким образом, экспериментальная деятельность является необходимым средством для формирования представлений у детей ЗОЖ.

Задача экспериментальной деятельности -получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, органе. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного. Эта деятельность не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте.

Мы предлагаем несколько опытов и экспериментов по формированию ЗОЖ у старшиш дошкольников:

 

«Лампочки и батарейки ».

Цель: подвести детей к выводу о необходимости сна и отдыха.

Оборудование: батарейки, лампочка. Провода.

Методика проведения: Педагог предлагает детям представить , что лампочка- «орган человека » (глаз, почки, сердце и т. д. ) , батарейка- «двигательная деятельность человека», провода- «капилляры, мускулы». Затем педагог предлагает детям рассмотреть две лампочки, подключенные к батарейкам. Оду из них время от времени отключать от батарейки, а другую оставлять постоянно подключенной к батарее, горящей. Постоянно горящая лампочка быстро перегорает, так как постоянно находится под напряжением, а временно отключаемая продолжает работать.

Вывод: если организм не будет отдыхать , то органы будут выходить из строя , человек заболеет. Во время сна, отдыха организм заряжается энергией, необходимой для жизнедеятельности.

 

«Из чего мы сделаны».

Цель:познакомить детей с клетками , их их разнообразием и выполняемыми функциями.

Оборудование: Микроскоп, кусочек свинины, свиного легкого, кожи, волос.

Методика: Педагог напоминает детям о том, что любой организм состоит из клеток, выполняющих разные функции. Затем предлагает рассмотреть под микроскопом кусочек свинины, свиного легкого, печени , капельку крови, волос, кожу.

Вывод: каждый орган состоит из клеток, выполняющих разные функции и требующих разное питание.

 

«Что чувствуешь?».

Цель: сформировать представление детей об образовании пота, умение регулировать двигательную активность в разных условиях.

Оборудование : губка . Смоченная водой.

Методика проведения: Педагог предлагает детям попрыгать. Выясняет, что они чувствуют при прыжке (жарко); когда жарко , что происходит (пот выступает, потом он исчезает, испаряется). Предлагает смочить губку в воде и провести ею по внутренней поверхности предплечья. Дети передают свои ощущения до полного исчезновения влаги(почувствовали прохладу). Выясняют, что когда из них испаряется вода (они охлаждаются); почему нельзя на прогулке быть потным(пот испаряется, и может простыть- переохладиться).

 

«Стук сердца».

Цель: наблюдение за работой сердца.

Оборудование: спички , насос.

Методика проведения : Педагог предлагает детям положить спичку, на запястье и понаблюдать , как колышется спичка. После этого предлагает детям побегать , попрыгать и повторить эксперимент.

Вывод: чем больше двигаться, тем лучше работает сердце, следовательно , весь организм.

 

«Дыхание одной ноздрей».

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Методика проведения: И.п.- сидя , стоя, туловище выпрямлено, но не напряженно.

Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох(последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руи- через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».3-4. Тоже другими ноздрями . Повторить 3-6 раз.

Примечание: после этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох- выдох(сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторять по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

Литература: Куликовская И.Э., Совриг Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие./И.Э. Куликовская-М.: Педагогическое общество России. 2003.-80с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!