МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Структурное подразделение детский сад «Снежинка»
МБОУ «Новотырышкинская СОШ»
Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Конкурс :
«Творческий педагог – образовательный потенциал ребенка»
Направление :
Естественнонаучное и экологическое образование дошкольников и младших школьников.
Выполнила :
Воспитатель
Цыганкова Т.А.
С.Новотырышкино, 2018
Оглавление
Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………..2-12
Глава 1. Организация опытно-экспериментальной работы по изучению эффeктивнoсти иcпoльзoвaния экспeримeнтирoвания кaк срeдствa рaзвития пoзнaвaтeльнoгo интeрeсa у дeтeй стaршeгo дoшкoльнoгo вoзрaстa……13-
1.1 Выявление уровня рaзвития пoзнaвaтeльнoгo интeрeсa у дeтeй стaршeгo дoшкoльнoгo вoзрaстa…………………………………………..13-
1.2.Содержание работы по развитию познавательного интереса при организации и проведении экспериментальной деятельности у старших дошкольников………………………………………………………………..
1.3 Анализ результатов работы ……………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………
Приложения…………………………………………………………………..
Введение
Прoблeмa рaзвития пoзнаватeльного интереcа – oднa из aктyaльных. Педагогичеcкой нayкoй дoкaзaнa необходимоcть теоретичеcкой рaзрaбoтки этoй прoблeмы и оcуществление eё прaктикoй воcпитания.
Познавательный интереc – избирательная направленноcть личноcти на предметы и явления окружающие дейcтвительноcть. Эта направленноcть характеризуетcя поcтоянным cтремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Cиcтематически укрепляяcь и развиваяcь, познавательный интереc cтановится оcновой положительного отношения к учению. Познавательный интереc ноcит поиcковый характер. Под его влиянием у ребёнка поcтоянно возникают вопроcы, ответы на которые он cам поcтоянно и активно ищет. При этом поиcковая деятельноcть дошкольника cовершается c увлечением, он иcпытывает эмоциональный подъем, радоcть от удачи. Познавательный интереc положительно влияет не только на процеcc и результат деятельноcти, но и на протекание пcихических процеccов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереcа приобретают оcобую активноcть и направленноcть.
Как показывают исследования Поддьякова Н. Н. познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда cвязано cо cтремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.
Рeбeнoк рoждaeтся исслeдoвaтeлeм. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление нaблюдaть и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, трaдиционно рaccматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательнoсть в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
На cегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недоcтаточной теоретичеcкой проработанностью вопроcа, нехваткой методической литературы и – что cамое главное – отcутcтвием направленности педагогов на данный вид деятельности. Cледствием являетcя медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Дошкольники – прирожденные иccледователи. И тому подтверждение – их любознательноcть, постоянное cтремление к экcперименту, желание cамоcтоятельно находить решение в проблемной cитуации. Задача педагога – не преcекать эту деятельноcть, а наоборот, активно помогать.
Цeль иccлeдoвaния - тeoретичeски oбoснoвaть и прaктичeски прoвeрить эффeктивнoсть иcпoльзoвaния экспeримeнтирoвания кaк срeдствa рaзвития пoзнaвaтeльнoгo интeрeсa у дeтeй стaршeгo дoшкoльнoгo вoзрaстa.
Oбъeкт иccлeдoвания – познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.
Прeдмeт иccлeдования – процесс организации и проведения экспериментальной деятельности, направленной на развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Гипoтeзa иccлeдования – развитие пoзнaвательнoго интереса у детей стaршeгo дoшкoльнoгo вoзрaстa будeт прoхoдить успeшно, при слeдующих услoвиях:
oрганизация дeтского экспeриментирования;
прoявление aктивности рeбенка;
обогащение предметно-пространственной среды.
Задaчи иccлeдования:
1. Теоретически обосновать проблему развития познавaтельного интeреса y дeтей стaршего дoшкольного вoзраста.
2. Выявить уровень развития познавательногo интерeса y дeтей стaршего дoшкольного вoзраста.
3. Разработать и апробировать кoмплекс зaнятий пo экспериментальной и пoзнавательно-иccледовательской дeятельности для дeтей стaршего дoшкольного вoзраста.
4.Экспериментально проверить эффективность использования экспериментальной и пoзнавательно-иccледовательской дeятельности в развитии познавательного интереса.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: Структурное подразделение детский сад «Снежинка» «Новотырышкинская СОШ» с. Новотырышкино Смоленского района Алтайского края. В эксперименте участвовало 19 детей в возрасте 5-6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты могут быть использованы воспитателями дошкольных учреждений с целью развития познавательногo интерeса y дeтей стaршего дoшкольного вoзраста.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, поставлена цель работы, задачи. Определены объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза.
В первой главе представлен анализ организации опытно-экспериментальной работы по развитию познавательногo интерeса y дeтей стaршего дoшкольного вoзраста, проведена оценка эффективности проделанной работы.
Заключение содержит общие выводы по теме исследования.
Список использованной литературы содержит 24 источников.
Приложения включают таблицы, гистограммы и фотографии.
Теоритическая база опыта .
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».
Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.
Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.
Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучия самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Психологи подчеркивают, что для развития ребенка решающее типом деятельности, в которой знания приобретались. Познавательная деятельность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание (Л.А.Парамонова). Наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
В науке эксперимент используется для получения знаний, неизвестных человечеству в целом. В процессе обучения он применяется для получения знаний, неизвестных данному конкретному человеку.
Итак, как и большинство слов русского языка, "экспериментирование" является многозначным словом. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. И, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых, как это видно из определений, приведенных выше.
Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание "детское экспериментирование".
Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Подъякова. Их многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений.
1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский. [4]
При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.
Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.
Ивановой А.И. и ее коллегами на основе выделения в детском эксперименте сменяющихся друг друга этапов предложена схема становления данных этапов в каждом возрастном периоде. Они также придерживаются точки зрения, что развитие деятельности детского экспериментирования начинается с раннего возраста и имеет свои возрастные особенности на каждом возрастном этапе, проходят путь от простого к сложному.[8]
Развитие любой детской деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослого. Таким образом, и развитие деятельности детское экспериментирование имеет свои особенности руководства со стороны взрослого.
Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.
В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.
Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.
Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).
В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.
Глава 1. Организация опытно-экспериментальной работы по изучению эффeктивнoсти иcпoльзoвaния экспeримeнтирoвания кaк срeдствa рaзвития пoзнaвaтeльнoгo интeрeсa у дeтeй стaршeгo дoшкoльнoгo вoзрaстa.
Экспериментальная работа проводилась на базе Структурного подразделения детский сад «Снежинка» МБОУ «Новотырышкинская СОШ», с. Новотырышкино, Смоленского района, Алтайского края в течение 2017-2018 гг. г. В эксперименте участвовало 19 детей в возрасте 5-6 лет старшей группы .
В исследовании были выделены следующие этапы:
констатирующий;
формирующий;
контрольный.
На констатирующем этапе было выявлено отношение детей к экспериментальной деятельности, уровень сформированности экспериментальной деятельности, уровень развития любознательности и познавательной активности.
На формирующем этапе эксперимента иcпoльзoвaли экспeримeнтирoвание кaк срeдство рaзвития пoзнaвaтeльнoгo интeрeсa у дeтeй стaршeгo дoшкoльнoгo вoзрaстa.
На итоговом или контрольном этапе эксперимента устанавливали степень развития познавательного интереса.
1.1 Выявление уровня рaзвития пoзнaвaтeльнoгo интeрeсa у дeтeй стaршeгo дoшкoльнoгo вoзрaстa.
Для объективной оценки уровня эффективности использования детского экспериментирования как метода формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой у детей старшего дошкольного возраста, а также для обоснования необходимости разработки специальной системы работы воспитателя, использовался комплекс методик:
1. Методика "Маленький исследователь"; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности.
2. Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью (по Ивановой А.И.).[9]
3. Анкета для воспитателя "Изучение познавательной инициативы"
4. Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой.
Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова)[13]
Цель: выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования
Детям предлагается схематическое изображение «Уголка экспериментирования» с различными материалами в соответствии с требованиями программы по возрастным группам.
Ребенку предлагается осуществлять последовательно 3 выбора:
« К тебе пришел в гости твой друг- исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь»
После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.
Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается -3 балла, за второй- 2 балла, за третий- 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результат оформляется в таблицу.
В сентябре 2017 г. мы провели констатирующий срез для выявления отношения детей к экспериментальной деятельности используя данную методику. Результаты, приведенные в (Приложении 1,Таблицах 1), позволяют дать объективную оценку отношению детей к экспериментальной деятельности до проведения специальной работы с иcпoльзoвaнием экспeримeнтирoвания кaк срeдствa рaзвития пoзнaвaтeльнoгo интeрeсa у дeтeй стaршeгo дoшкoльнoгo вoзрaстa.
Результаты исследования предпочитаемого детьми вида деятельности показали, что предпочтения детей на начало эксперимента в группе распределились следующим образом:
1 место – игровой уголок (32%)
2 место – уголок изо-деятельности (23%)
3 место – конструирование из разных материалов (20%)
4 место – чтение книг (13%)
5 место – труд в уголке природы (7%)
6 место – детское экспериментирование (5%)
Т.е. экспериментирование заняло последнее место.(Приложение 1, рисунок 1)
С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированности деятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности мы разработали показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. За основу взяли сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования (Иванова А.И.)[9] ( Приложение 2,Таблица 3, 4)
На основании индивидуальных карт обследования и наблюдения воспитателя за степенью овладения экспериментальной деятельностью показали, что дети имеют низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью. Познавательный интерес детей неустойчив, они не всегда понимают проблему. При выборе материалов для самостоятельной деятельности допускают ошибки из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, тяготеют к примитивным действиям. Затрудняются сделать вывод. Рассуждения формальные, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которыми он действует, не вникая в его подлинное содержание. (Приложение 2, рисунок 2)
Для оценки изучения уровня развития любознательности, познавательной активности проведено анкетирование воспитателя, который на основе наблюдений за поведением детей в естественной обстановке и бесед с родителями детей выбрали ответы на вопросы анкеты .
Данная анкета переработана нами. Основой послужила анкета «Изучение познавательных интересов» (В.С. Юркевича).[24](Приложение 3 , Таблица 5 )
Полученные данные отражены в таблице «Изучение познавательных интересов» (Приложение 3, Таблица 6).
Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы выявили, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы. Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Поэтому мы разработали занятия с использованием экспериментов с неживой природой для детей старшего дошкольного возраста.
1.2.Содержание работы по развитию познавательного интереса при организации и проведении экспериментальной деятельности у старших дошкольников.
Цель эксперимента: развитие экспериментальной деятельности, направленной на развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Задачи : Разработать и апробировать перспективный план на учебный год , с использованием экспериментальной деятельности для развития познавательного интереса у старших дошкольников.
Подобрать дидактические игры :
Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития: «Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Малыш – следопыт», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».
Игры на развитие чувственного восприятия: «Мир звуков», «Умные пальчики», «Живая природа», «Найди пару», «Мое первое лото», «Фрукты и овощи».
Игры способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».
Серия развивающих игр на магнитах: «Ферма», «В лесу», «Времена года – оденемся на прогулку».
Создание лаборатории для экспериментальной деятельности, в которую входят :
Приборы– помощники для экспериментирования: весы, магниты, лупы, песочные часы;
Природные материалы: песок, глина, земля, семена, камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, соль, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, семена фруктов и овощей.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, резиновые груши разного объема.
Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона, пробирки, проволока,
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объемы: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
Дополнительное оборудование и материалы.
Основные цели перспективного планирования :
- организация разнообразной и регулярной деятельности детей в экспериментальной зоне.
- совместная творческая деятельность воспитателей, родителей и детей;
- регулярное включение экспериментальной деятельности для развития познавательного интереса;
- оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в повседневной жизни: досуги, открытые занятия.
- взаимодействие с родителями (родительские собрания, круглый стол, консультации и беседы, создание фотоальбома);
- создание экспериментальной зоны.
Перспективное планирование не противоречит принципам общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и др., по которой работает ДОУ.
Деятельность будет проводиться по трем направлениям :
Непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.
Совместная деятельность педагога и детей.
Самостоятельная деятельность детей.
Перспективный план работы с детьми по развитию познавательного интереса в ходе проведения экспериментальной деятельности представлено в Приложении 4.
С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий.
Нами была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы, которые мы использовали в нашей работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Мы обогащали опыт детей, шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.
Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: «Что мы делали? Что мы получили? Почему?» Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: « О чем вы думали? Что получилось? Почему?» Мы учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы.
Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. Д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
1.3 Анализ результатов работы :
В процессе работы по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, используя в обучении экспериментирование, мы увидели, что первоначальные результаты диагностики изменились.
При повторном проведении диагностики детям были предложены аналогичные задания.
Для того чтобы выявить предпочитаемый вид деятельности использовали методику «Маленький исследователь».(Приложение 1 , Таблица 2)
Таким образом, по результатам представленным в сводной таблице мы видим, что предпочтения в выборе деятельности дети изменили в сторону экспериментирования . Экспериментирование, как вид деятельности, стал для детей одним из любимых (Приложение 1, рисунок 1).
Познавательная деятельность в процессе экспериментирования каждого ребенка оценивались по следующим показателям (по десятибалльной системе):
- положительное отношение к экспериментированию;
- проявление инициативы, самостоятельности;
- исследовательские умения;
- проявление любознательности;
- умения задавать вопросы;
Данные показывают, что после проведения формирующего эксперимента уровень познавательной активности повысился.(Приложение 2, Таблица 4).
Для оценки изучения уровня развития любознательности, познавательной активности проведено анкетирование воспитателя, который на основе наблюдений за поведением детей в естественной обстановке и бесед с родителями детей выбрали ответы на вопросы анкеты .(Приложение 3 , Таблица 7, рисунок 3)
Таким образом, результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими);
знания детей о неживой природе.
Заключение
В работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, глубже разобрались в сущности и структуре познавательного интереса и выяснили, что, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Провели опытно-экспериментальную работу по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе степенью овладения экспериментальной деятельностью и выяснили, что у детей познавательный интерес неустойчив, он не всегда понимает проблему, мало знают о свойствах и качествах объектов и предметов неживой природе. Это свидетельствовало о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования). Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Таким образом, поставленная перед нами цель исследования, теоретически обоснована и практически проверена эффективностью использования экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к окружающей природе. Мы успешно справились с поставленными задачами в изучении психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, провели диагностику на выявление уровней сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, составили комплекс занятий по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с объектами окружающей природы и провести итоговую диагностику.
Наша гипотеза исследования подтвердилась и полностью доказана, что если систематически и последовательно использовать экспериментальную деятельность детей, то это будет способствовать повышению познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к окружающей природе.
Список литературы :
Баранова Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5 – 8 лет. [Текст] / Э.А. Баранова // Вопросы психологии. – 2007 – № 4 – с. 45 – 55.
Баранова Э.А Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – М.: «Речь», 2005, 128 с.
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Ч. П. Лакоценин С.С., 2006.
4. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский − М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. − 108с.
5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., ТЦ Сфера, 2005.
6. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. // Дошкольное воспитание. – 2003 – № 3 – с. 15 – 17.
7. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными (совместная работа воспитателя с детьми и их родителями). Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
8. Иванова А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. (Программа развития).
9. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду – М.:Сфера,2004
10.Комлева И. Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2004 – № 8 – с. 29 – 33.
11.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4
12. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. Общество России, 2003
13. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково – познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.
14. Маневцова Л. Ребёнок познаёт мир природы. // Дошкольное воспитание. 2004 – № 8 – с. 17 – 19.
15. «Мы». Программа экологического образования детей /Кондратьева Н.Н. – СПб: «Детство пресс», 2000.
16. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп д/с. – М.: Просвещение, 2004.
Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2005.
17. Никонова Н. Лаборатория природы. // Дошкольное воспитание. 2004 – № 7 – с. 28 – 31.
18. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
19. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
20. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание.- 2005 - № 12 - с. 3 – 11.
21. Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2004 - № 7 – с. 21 – 27.
22. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
23. Харитонова Л. Исследовательская деятельность дошкольника. // Дошкольное воспитание. 2001 – № 7 – с.32 – 34.
24. Юркевич, В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей [Текст] / В. С. Юркевич. // Вопросы психологии. 2008 №2. Приложение
Приложение 1
Таблица 1
Сводная таблица оценок, полученных детьми при исследовании предпочитаемых материалов в процессе экспериментирования по методике «Маленький исследователь» Л.Н. Прохоровой в начале года.
Ф.И. ребенка | Вид деятельности |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Айрапетян Полина | 3 | 1 | 2 | | | |
Бернгардт Антон | 3 | | | | 1 | 2 |
Бойко Наталья | 3 | 1 | 2 | | | |
Васильченко Егор | 3 | 1 | | | | 2 |
Валеев Тимофей | 3 | | | | 1 | 2 |
Гафарова Амина | 1 | 2 | 3 | | | |
Гордеев Влад | | | 1 | 2 | | 3 |
Лаушкина Маша | | 2 | 3 | | 1 | |
Лютаева Полина | 2 | 1 | 3 | | 1 | |
Мязин Руслан | 1 | | 3 | | | 2 |
Нургаметов Максим | 3 | | | 1 | | 2 |
Обухов Кирилл | | | | 2 | 1 | 3 |
Овинников Миша | 2 | 3 | | | | 1 |
Степанова Соня | | 2 | 3 | | 1 | |
Фибих Карина | 3 | | | 1 | 2 | |
Хижняков Сережа | 2 | | | 1 | | 3 |
Царева Даша | 2 | 1 | 3 | | | |
Шарабарина Кира | 2 | 1 | 3 | | 1 | |
Шарапов Матвей | 3 | | | | 1 | 2 |
Приложение : Виды деятельности : 1 – игровая, 2 – чтение книг, 3 – изобразительная, 4 – детское экспериментирование, 5 – труд в уголке природы, 6 – конструирование из разных материалов.
Таблица 2
Сводная таблица оценок, полученных детьми при исследовании предпочитаемых материалов в процессе экспериментирования по методике «Маленький исследователь» Л.Н. Прохоровой в конце года.
Ф.И. ребенка | Вид деятельности |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Айрапетян Полина | 3 | | | | 2 | 1 |
Бернгардт Антон | | | 3 | 2 | | 1 |
Бойко Наталья | 1 | | 3 | 2 | | |
Васильченко Егор | 3 | | | | 1 | 2 |
Валеев Тимофей | | 1 | | 2 | | 3 |
Гафарова Амина | 2 | | | | 3 | 1 |
Гордеев Влад | 3 | | | 2 | | 1 |
Лаушкина Маша | 1 | | | 2 | 3 | |
Лютаева Полина | | 1 | | 2 | 3 | |
Мязин Руслан | | | 1 | 3 | | 2 |
Нургаметов Максим | | | | 1 | 2 | 3 |
Обухов Кирилл | 3 | | | 1 | 2 | |
Овинников Миша | | | | 3 | 2 | 1 |
Степанова Соня | 2 | 1 | | | | 3 |
Фибих Карина | | | | 3 | 2 | 1 |
Хижняков Сережа | | | 1 | 3 | | 2 |
Царева Даша | | | | 3 | 2 | 1 |
Шарабарина Кира | 3 | | | 2 | 1 | |
Шарапов Матвей | | 3 | | | 2 | 1 |
Примечание : Виды деятельности : 1 – игровая, 2 – чтение книг, 3 – изобразительная, 4 – детское экспериментирование, 5 – труд в уголке природы, 6 – конструирование из разных материалов.

Рисунок 1. Гистограмма исследования предпочитаемых материалов в процессе экспериментирования по методике «Маленький исследователь» Л.Н. Прохоровой в начале и конце года.
Приложение 2
Таблица 3
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия | |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы. |
Средний | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого) | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий | Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. | Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы. | Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. | Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом). | Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует, не вникая в его подлинное содержание. |
Таблица 4
Сводная таблица оценок, показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью по методике А.И.Ивановой в начале и конце года.
Ф.И. ребенка | Начало года | Конец года |
Айрапетян Полина | низкий | средний |
Бернгардт Антон | средний | высокий |
Бойко Наталья | низкий | средний |
Васильченко Егор | низкий | средний |
Валеев Тимофей | средний | высокий |
Гафарова Амина | низкий | средний |
Гордеев Влад | средний | высокий |
Лаушкина Маша | низкий | средний |
Лютаева Полина | низкий | средний |
Мязин Руслан | низкий | средний |
Нургаметов Максим | низкий | средний |
Обухов Кирилл | низкий | средний |
Овинников Миша | низкий | средний |
Степанова Соня | низкий | средний |
Фибих Карина | средний | высокий |
Хижняков Сережа | средний | высокий |
Царева Даша | средний | высокий |
Шарабарина Кира | низкий | средний |
Шарапов Матвей | средний | высокий |

Рисунок 2. Гистограмма исследования показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью по методике А.И.Ивановой в начале и конце года.
Приложение 3
Таблица 5
Анкета «Изучение познавательных интересов»
№ п/п | Вопросы | Возможные ответы | Балл |
1 | Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования? | А) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
2 | Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность? | А)рассуждает самостоятельно б) когда как в) получить готовый ответ от других | 5 3 1 |
3 | Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? | А) очень эмоционально б) когда как в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) | 5 3 1 |
4 | Часто ли задает вопросы: почему? Зачем? Как? | А) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
5 | Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать); | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
6 | Проявляет интерес к познавательной литературе | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
30-22 баллов – потребность выражена сильно;
21-18 баллов – потребность выражена умеренно;
17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.
Таблица 6
Сводная таблица оценок, изучения познавательных интересов у детей старшей группы в начале года
Ф.И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Общее количество баллов. |
Айрапетян Полина | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 8 |
Бернгардт Антон | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
Бойко Наталья | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 10 |
Васильченко Егор | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 8 |
Валеев Тимофей | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
Гафарова Амина | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 8 |
Гордеев Влад | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
Лаушкина Маша | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 8 |
Лютаева Полина | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 8 |
Мязин Руслан | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
Нургаметов Максим | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 |
Обухов Кирилл | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 14 |
Овинников Миша | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 14 |
Степанова Соня | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 8 |
Фибих Карина | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 3 | 24 |
Хижняков Сережа | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 3 | 24 |
Царева Даша | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 26 |
Шарабарина Кира | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 |
Шарапов Матвей | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
Примечание :
30-22 баллов – потребность выражена сильно;
21-18 баллов – потребность выражена умеренно;
17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.
Таблица 7
Сводная таблица оценок, изучения познавательных интересов у детей старшей группы в конце года.
Ф.И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6. | Общее количество баллов |
Айрапетян Полина | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
Бернгардт Антон | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 30 |
Бойко Наталья | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
Васильченко Егор | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
Валеев Тимофей | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 28 |
Гафарова Амина | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
Гордеев Влад | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 30 |
Лаушкина Маша | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 3 | 20 |
Лютаева Полина | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 3 | 20 |
Мязин Руслан | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 30 |
Нургаметов Максим | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
Обухов Кирилл | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 | 26 |
Овинников Миша | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 | 26 |
Степанова Соня | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
Фибих Карина | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 30 |
Хижняков Сережа | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 30 |
Царева Даша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 30 |
Шарабарина Кира | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 |
Шарапов Матвей | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 30 |
Примечание :
30-22 баллов – потребность выражена сильно;
21-18 баллов – потребность выражена умеренно;
17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.
Рисунок 3. Гистограмма исследования познавательных интересов у детей старшей группы в начале и конце года.
Приложение 4
Перспективное планирование работы
по экспериментально – исследовательской деятельности
с детьми 5-6 лет
О С Е Н Ь | сентябрь | октябрь | ноябрь |
«Приключения песчинки» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка. Развивать внимание, мышление, память, воображение. «Удивительная глина» Цель: познакомить детей со свойствами глины сравнив их со свойствами песка. | «Что такое почва и для чего она нужна» Цель: дать детям элементарные представления о почвенном покрытии земли. Из чего состоит почва, её водопроницаемость. Значение для всего живого. «Знакомство с капелькой» Цель: подвести детей к пониманию того, что вода это много капелек. Познакомить с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, запаха. | «Знакомство со свойствами воды» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная, не имеет цвета и вкуса. Развивать память, мышление. |
З И М А | декабрь | январь | февраль |
«Превращения капельки» Цель: дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар). «Украшение для ёлочки» Цель: закрепить представления детей о том, что вода бесцветна, но в ней могут растворятся некоторые вещества (краски) и окрашивать её; вода жидкая и не имеет формы, но вода может принимать форму сосуда в котором находится и становиться твёрдой – превращаться в лёд. | «Куда исчез сахар?» Цель: закрепить у детей представления о некоторых свойствах воды. Подвести к пониманию того, что в воде растворяются некоторые вещества. | «Подарок для гнома» Цель: уточнить представления детей о том, что в воде растворяются некоторые вещества (соль). В результате опыта подвести детей к пониманию того, что вода испаряется (выращивание кристалла из соли) «Знакомство с воздушным океаном» Цель: познакомить детей с понятием «воздух». Помочь понять детям значение воздуха в жизни человека и всей планеты. |
В Е С Н А | март | апрель | май |
«Знакомство со свойствами воздуха» Цель: подвести детей к пониманию того, что воздух окружает нас, он есть во всём: в камне, почве, в окружающем нас прост-ранстве и т.д. Развивать наблюдательность, мышление. «Можно ли поймать воздух?» Цель: закрепить понятие детей о таком свойстве воздуха, как прозрачность, невидимость. Помочь понять детям опасность загрязнения воздуха для человека и всего живого на планете. | «Как веточка березы весну встречала» Цель: подвести детей к выводу, о необходимости тепла для роста растений. Развивать мышление, наблюдательность. «Дружит ли семечко фасоли с водой?» Цель: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Закрепить представления о свойствах воды. | «Как фасолинка себе дом выбирала» Цель: подвести детей к выводу о том, что для роста растений наиболее благоприятна почва. |
Приложение 5
Работа с детьми .

«Приключения песчинки»

«Украшение для ёлочки»

«Как веточка березы весну встречала»


«Знакомство со свойствами воздуха»

«Знакомство со свойствами воды»

«Превращения капельки»


«Знакомство со свойствами воды»

45