СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспериментирование как средство развития у детей старшего дошкольного возраста исследовательской активности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация детского экспериментирования- одна из наиболее эффективных форм развития познавательно-исследовательской активности.

Просмотр содержимого документа
«Экспериментирование как средство развития у детей старшего дошкольного возраста исследовательской активности»

 МКДОУ «Станционно-Ояшинский детский сад» Мошковского района ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ      Выполнила Мальцева Виктория Сергеевна

МКДОУ «Станционно-Ояшинский детский сад» Мошковского района

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ

Выполнила

Мальцева Виктория Сергеевна

Актуальность Ф ГОС регламентирует использование в дошкольном учреждении разнообразных видов деятельности, а именно: предметная деятельность и игры с игрушками, действия с бытовыми предметами-орудиями, а также экспериментирование. В связи с недостатком жизненного опыта дошкольнику достаточно трудно прогнозировать результаты своих действий, поэтому действия с незнакомыми предметами или принципиально иное использование материалов и веществ всегда для него оборачивается экспериментом. Поэтому экспериментирование является наиболее естественной формой деятельности для дошкольника и обеспечивает высокий уровень познавательного интереса, ведущего к формированию навыков исследовательской деятельности. Поэтому темой данного исследования стало экспериментирование как средство развития у детей старшего дошкольного возраста исследовательской активности.

Актуальность

  • Ф ГОС регламентирует использование в дошкольном учреждении разнообразных видов деятельности, а именно: предметная деятельность и игры с игрушками, действия с бытовыми предметами-орудиями, а также экспериментирование. В связи с недостатком жизненного опыта дошкольнику достаточно трудно прогнозировать результаты своих действий, поэтому действия с незнакомыми предметами или принципиально иное использование материалов и веществ всегда для него оборачивается экспериментом. Поэтому экспериментирование является наиболее естественной формой деятельности для дошкольника и обеспечивает высокий уровень познавательного интереса, ведущего к формированию навыков исследовательской деятельности. Поэтому темой данного исследования стало экспериментирование как средство развития у детей старшего дошкольного возраста исследовательской активности.
изучить процесс развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании. изучить процесс развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании. дети старшего дошкольного возраста дети старшего дошкольного возраста Цель работы Объект
  • изучить процесс развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.
  • изучить процесс развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.
  • дети старшего дошкольного возраста
  • дети старшего дошкольного возраста

Цель работы

Объект

Гипотеза Организация детского экспериментирования – Организация детского экспериментирования –  одна из наиболее эффективных форм развития познавательно-исследовательской активности дошкольников

Гипотеза

  • Организация детского экспериментирования –
  • Организация детского экспериментирования –

одна из наиболее эффективных форм развития познавательно-исследовательской активности дошкольников

Задачи Проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования, обосновать содержание и сущность процесса развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.  Выявить особенности проявления исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании, определить и охарактеризовать уровни исследовательской деятельности. 3. Разработать программу, обеспечивающую развитие исследовательской деятельности старших дошкольников в экспериментировании.

Задачи

  • Проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования, обосновать содержание и сущность процесса развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.
  • Выявить особенности проявления исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании, определить и охарактеризовать уровни исследовательской деятельности.
  • 3. Разработать программу, обеспечивающую развитие исследовательской деятельности старших дошкольников в экспериментировании.
Методы исследования теоретический анализ педагогической, методической литературы по теме исследования; наблюдение; беседа; анкетирование; анализ продуктов деятельности детей; диагностический метод – тестирование.

Методы исследования

  • теоретический анализ педагогической, методической литературы по теме исследования;
  • наблюдение; беседа; анкетирование; анализ продуктов деятельности детей;
  • диагностический метод – тестирование.
Этапы реализации:  Подготовительный 1 этап  2 этап изучение уровня развития опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста  Основной повышение уровня исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста  3 этап Заключительный выявить исходный уровень сформированности исследовательских умений детей для определения методов и приемов, при помощи которых возможно будет формировать и развивать исследовательскую активность на основе экспериментальной деятельности

Этапы реализации:

Подготовительный

1 этап

2 этап

изучение уровня развития опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Основной

повышение уровня исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста

3 этап

Заключительный

выявить исходный уровень сформированности исследовательских умений детей для определения методов и приемов, при помощи которых возможно будет формировать и развивать исследовательскую активность на основе экспериментальной деятельности

Методики обследования Методика «Чем раскрасим мишку?» Методика О. В. Афанасьевой «Что нам интересно?» Методика Т. И. Бабаевой, О. К. Киреевой «Кораблекрушение»

Методики обследования

Методика «Чем раскрасим мишку?»

Методика О. В. Афанасьевой «Что нам интересно?»

Методика Т. И. Бабаевой, О. К. Киреевой «Кораблекрушение»

Констатирующий этап                       Методика «Чем раскрасим Мишку?»

Констатирующий этап

                      Методика «Чем раскрасим Мишку?»

Методика  О. В. Афанасьевой «Что нам интересно?»

Методика  О. В. Афанасьевой

«Что нам интересно?»

Методика  Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой        «Кораблекрушение»

Методика  Т.И. Бабаевой,

О.В. Киреевой        «Кораблекрушение»

Основной формой работы , является экспериментирование с использованием опытов, проблемных ситуаций, решением проблемных задач. Также используются такие приемы, как демонстрация, показ, объяснение, беседы, вопрос-ответ и др. В основу работы положены следующие принципы: научности; совместной деятельности педагога и детей; наглядности; природосообразности; здоровьесберегающий принцип; принцип «от простого к сложному».

Основной формой работы , является экспериментирование с использованием опытов, проблемных ситуаций, решением проблемных задач. Также используются такие приемы, как демонстрация, показ, объяснение, беседы, вопрос-ответ и др.

В основу работы положены следующие принципы:

  • научности;
  • совместной деятельности педагога и детей;
  • наглядности;
  • природосообразности;
  • здоровьесберегающий принцип;
  • принцип «от простого к сложному».
Методика «Чем раскрасим Мишку?» Методика О.В. Афанасьевой  «Что нам интересно?»         Т.И. Бабаева, О.В. Киреева «Кораблекрушение»

Методика «Чем раскрасим Мишку?» Методика О.В. Афанасьевой

«Что нам интересно?»

Т.И. Бабаева, О.В. Киреева «Кораблекрушение»

 Организация экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении очень важна, так как делает процесс познания весьма эффективным, полученные знания становятся частью личного опыта воспитанников. В ходе данного исследования были изучены различные аспекты и особенности исследовательской активности у старших дошкольников, возможности проявления этой активности в экспериментировании.

Организация экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении очень важна, так как делает процесс познания весьма эффективным, полученные знания становятся частью личного опыта воспитанников.

В ходе данного исследования были изучены различные аспекты и особенности исследовательской активности у старших дошкольников, возможности проявления этой активности в экспериментировании.