Старшая группа.
Коммуникация (экспериментальная деятельность)
Тема: «Эксперименты с бумагой»
Цель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.
Задачи: развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; учить делать выводы на основе эксперимента; развивать познавательную активность и интерес в процессе исследовательской деятельности; развивать мелкую моторику; воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей.
Интегрированный подход: «Познание», «Коммуникация», «Развитие речи»
Материалы для занятия: коробка с бумажными предметами, листочки бумаги разного вида размером15/15см для игры «Найди на ощупь», материалы для проведения опытов, корзинка с цветами, выполненными в технике оригами, плоская прозрачная емкость с водой для сюрпризного момента, презентация «Бумага», фольга, ножницы.
Ход НОД.
1.Организационный момент.
Появляется Инопланетянин . (рисунок инопланетянина с коробкой)
Инопланетянин:
- Доброе утро, Земляне! Мне нужна ваша помощь. На вашей планете я нашел интересные вещи, которых никогда раньше не видел. Не могли бы вы рассказать мне- что это такое и из чего это сделано?( открывает коробку, выкладывает на стол предметы из бумаги: коробочку, тарелку, стакан, открытку, конверт, пакет, книгу, цветы, тетрадь, листочки для записи, блокнот)
- Доброе утро, Инопланетянин! Думаю, мы сможем тебе помочь. Правда, ребята?
- Посмотрите внимательно, из чего сделаны эти предметы? (ответы детей)
Мы с вами уже знаем, что бумага была не всегда. Расскажите инопланетянину: на чем в древние времена люди писали, рисовали?(камни, дощечки, папирус)
2.Показ презентации о бумаге.
- А из чего же делают бумагу? Кто помнит? (ответы детей)
-Какие виды бумаги мы с вами знаем? ( в помощь детям- коллекция различных видов бумаги, собранная ранее и оформленная на ватмане: печатная, газетная, цветная, обойная, туалетная, картон, оберточная, копировальная, денежная, наждачная и т.д)
-В чем различие разных видов бумаги?( ответы детей)
3.Игровая деятельность
Игра «Найди на ощупь»
- Хотите поиграть? Мы с вами сейчас будем определять на ощупь плотность и фактуру бумаги. Помогать нам будут подушечки пальцев, а глаза завяжем платком.
Дети с завязанными глазами определяют, какая бумага(шероховатая, гладкая ,тонкая, плотная, бархатная, гофрированная и т.д.)
- Ребята, посмотрите на предметы, которые принес Инопланетянин. Про какие из них можно сказать: бумажный(ответы детей- бумажный конверт, бумажный пакет, бумажный стаканчик); бумажная( салфетка, коробочка); бумажные( цветы, листки, игрушки)
-А как вы думаете: может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? Почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду ?( ответы детей)
-Давайте поиграем в игру «Бывает-не бывает». Если я назову предмет, который может быть сделан из бумаги- вы хлопаете в ладоши. Если нет-топаете. Будьте внимательны! (слова: книга, стол, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, велосипед, журнал)
- Молодцы!
-Как и все другие материалы, бумага тоже имеет определенные свойства. Хотите узнать- какие? Для этого мы с вами проведем несколько опытов. Занимайте места за столами.
4.Опыты с бумагой.
Опыт 1.(сминаемость)
-Давайте попробуем узнать- можно ли смять бумагу? Попробуйте, у всех ли бумага сомнется? (дети пробуют). А почему одну бумагу было легче смять, а другую- труднее?( ответы детей). Какой можно сделать вывод? Бумага мнется. Чем толще и плотнее бумага, тем труднее ее смять.
Опыт 2.(гибкость)
Теперь возьмите цветную бумагу, сложите листок пополам, четко выделите линию сгиба. Затем разверните листок и попробуйте эту линию удалить. Получилось это у вас?(ответы детей). Какой можно сделать вывод? Бумага гнется.
Опыт 3.(плотность-рвётся)
Давайте проверим- можно ли разорвать бумагу? Вся ли бумага порвалась? Какую легче разорвать- плотную или тонкую? (ответы детей). Сделаем вывод. Бумага рвётся. Плотная бумага рвется с трудом.
-Устали? Давайте отдохнем и поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Мы бумагу режем, режем,
Мы бумагу рвем, рвем,
Мы бумагу клеим, клеим,
Мы бумагу мнем, мнем.
Опыт 4.(намокаемость)
- А для следующего опыта нам понадобится вода. Опустите листочки бумаги в воду. Что случилось? Все листочки намокли? Какие намокли быстрее? Попробуйте достать из воды тонкую бумагу. Что с ней происходит? ( ответы детей). Толстая бумага намокает? Конечно, только для этого нужно больше времени. Какой сделаем вывод? Бумага намокает.
Опыт 5.(горючесть)
- Бумага легко воспламеняется и горит. Это свойство бумаги вы пока исследовать не будете. Как вы думаете-почему? (ответы детей). Верно, это очень опасно. Можно получить ожог, может случиться пожар. Я сама проведу этот опыт, а вы будете наблюдать . Бумага горит
Опыт 6. (рекордный вес)
Предложить поставить чашку на лист бумаги. А потом сложить бумагу гармошкой и поставить чашку снова. Гармошка не прогибается.
Опыт 7 .(бумага летает)
Нарезаем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем подносим ее вплотную к отрезкам.
Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.
8.Итог занятия.
- Понравилась ли вам наша сегодняшняя работа? Что интересного вы узнали о бумаге? Как мы используем бумагу в детском саду? (рисуем, пишем, делаем аппликацию и т.д)
- А нужно ли бумагу беречь? Почему?
- Молодцы! А теперь давайте спросим у нашего гостя: помогли ли мы ему разобраться с неизвестными предметами.
Инопланетянин:
- Большое спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. Я расскажу на своей планете всё, что узнал сегодня.
- А на прощание у меня есть для вас сюрприз! Любите сюрпризы? Я принесла сегодня целую корзинку цветов. Только вот они еще не распустились. А хотите увидеть, как цветы начнут распускаться? Опустите их в воду. (лепестки в воде раскрываются)
- Посмотри, Инопланетянин, скоро весна, и на нашей планете распустятся красивые цветы. Прилетай еще к нам в гости!