СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспериментальная педагогическая деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эксперимент проводился по теме «Формирование правовой культуры обучающихся в образовательном процессе школы». В файле представлены итоги эксперимента на начальной ступени.

Просмотр содержимого документа
«Экспериментальная педагогическая деятельность»

Стеценко Виктория Викторовна


4.3.2.Участие в экспериментальной педагогической деятельности

Сайт МБОУ СОШ № 26



Моделирующий семинар «Формирование правовой культуры обучающихся в образовательном процессе школы»











Эксперимент на базе класса Стеценко В.В.

Оценка сформированности компонентов и уровней развития правовой культуры учащихся 3 «А» класса

2013-2014 учебный год

Всего в диагностике принимало участие 23 обучающихся


Класс

ФИО учащихся

Компоненты и уровни развития правовой культуры

Когнитивный

Личностный

Деятельностный

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

1

Агарков Дмитрий


с


в




с


2

Арабкович Сергей



н

в




с


3

Бурковская Виталина

в



в




с


4

Бабаева Мария

в




с




н

5

Винникова Диана



н

в




с


6

Веселова Полина










7

Грау Весна

в



в




с


8

Дьяченко Элина



н

в




с


9

Егоров Евгений


с


в




с


10

Крицкий Данил


с



с




н

11

Куренева Александра

в



в




с


12

Карпекина Алена










13

Логвина Алина


с




н



н

14

Лобанова Мирослава


с


в





н

15

Мелихова Василина


с


в




с


16

Мишкелеев Александр


с


в





н

17

Процко Наталья

в



в



в



18

Попова Полина



н


с



с


19

Пилюгин Артем

в



в




с


20

Прокопьев Степан

в




с




н

21

Погоров Руслан










22

Рычкин Сергей










23

Сырчин Леонид

в




с



с


24

Ростальная Алина










25

Троянов Тимофей


с




н



н

26

Ушаков Кирилл










27

Уйманов Иван

в



в



в



28

Яковлева Альбина


с



с



с


29

Ядула Арина


с


в




с




Примечание: КК ПК – когнитивный компонент правовой культуры

Рис. 1. Уровень КК ПК, I полугодие 2013-2014 уч.г. Рис. 2. Уровень КК ПК, II полугодие 2013-2014 уч.г.

Повышение процентов низкого уровня когнитивного компонента позволяет сформулировать две гипотезы – о снижении желания детей изучать правовые основы, либо произошел внутренний переход детей на новый качественный уровень присвоения теоретического материала, в котором ребенок еще себя не осознает. Последнее несколько подтверждается высоким процентом результатов по личностному компоненту: отношение детей к истории, своей Родине, людям (65% респондентов). 100%-ое усвоение детьми информационного материала (18% респондентов) позволяет предположить о формировании лидирующей группы обучающихся, стремящихся к познаниям правовых компонентов. Отметим присоединившихся к ним 7% респондентов, повысивших уровень когнитивного компонента с низкого до высокого.

Наряду с успехами отметим и некоторые сомнения относительно присвоения детьми правовых основ. Так, среди 39% обучающихся обследуемого класса лишь 9% показали применение своих знаний в поведении (в жизни). Всего 2 ребенка продемонстрировали когнитивный и поведенческий компоненты на высоких уровнях. Данное предположение о несоответствии теории и практики следует подвергнуть проверке на следующий год.

Два ребенка показали по всем параметрам низкие результаты, на что педагогу следует обратить особое внимание при построении индивидуальной траектории сопровождения детей.

Рис. 3. Личностный компонент ПК

Рис. 4. Поведенческий компонент ПК

Критерии оценивания формирующихся компонентов правовой культуры.

формирование гражданской идентичности (в том числе и чувства патриотизма) к личностным универсальным учебным действиям. При этом выдвигаются следующие требования к результатам:

Когнитивный компонент:

  • сформировать историко-географический образ России, т. е. представление о территории и границах России, её географических особенностях; знать основные исторические события развития государственности и общества, историю и географию края, его достижения и культурные традиции;

  • иметь представление о социально-политическом устройстве России, её государственной организации, знать государственную символику (герб, флаг, гимн), государственные праздники;

  • знать основные права и обязанности гражданина, соответствующие возрастному статусу учащегося в обществе (право на получение бесплатного образования и обязанность учиться; право использования культурных и материальных, природных ресурсов общества и обязанность бережно относиться к ним и сохранять их; право на медицинскую помощь и решения и обязанность нести ответственность за последствия решения и поступка в пределах, определяемых нормами государства и общества);

  • знать о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о народах и этнических группах России;

  • иметь представление об общекультурном наследии России;

  • знать основные моральные нормы; нормы и правила охранно-бережного отношения к природе, сохранения здоровья; правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Личностный компонент:

  • иметь чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважать её историю, культурные и исторические памятники;

  • уважать другие народы России, иметь межэтническую толерантность;

  • уважать личность и её достоинства, доброжелательно относиться к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;

  • уважать ценности семьи, любить природу, признавать ценности своего здоровья и здоровья других людей, обладать оптимизмом в восприятии мира;

  • следовать моральным нормам и гордиться этим, испытывать чувство стыда и вины при их нарушении.

Поведенческий компонент:

  • участвовать в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);

  • выполнять нормы и требования школьной жизни, пользоваться правами и выполнять обязанности ученика;

  • выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

  • участвовать в общественной жизни, ориентироваться в событиях, происходящих в стране и мире; посещать театры, музеи, библиотеки; следовать здоровому образу жизни.


ПРИЛОЖЕНИЕ



Личностный компонент

Л.1. Интересна ли тебе тема защиты прав детей?

  • нет

  • да

Л.2. Согласен ли ты с утверждением, что необходимо жить по правилу: “Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе”?

  • не согласен

  • согласен

Л. 3. Как ты относишься к тому, что у каждого ребенка помимо прав есть еще и обязанности?

  • я против

  • я не против, так и должно быть

Л.4. Можно ли избежать ответственности за совершение преступления?

  • Можно

  • Нельзя

  • В зависимости от возраста

Л.5. Как бы ты поступил, если бы в совершенном тобой проступке обвиняли другого человека?

  • Не сознался бы

  • Сознался бы в своей вине

  • Промолчал бы, потому что стыдно

Л.6. Как бы ты поступил, если для оправдания невинного человека нужно было назвать своего друга – действительного виновника?

  • Старался бы выгородить

  • Сказал правду

  • Смолчал

Л.7. Можешь ли ты представить в качестве своего друга человека с другим цветом кожи, другой национальности?

  • Да, это нормально

  • Нет, никогда


Поведенческий компонент

П.1.Видя, как нарушаются права другого ребенка, вступишься ли ты за него/окажешь ли посильную помощь?

  • нет

  • да

П.2. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно»

  • Да

  • Нет

П.3. Если тебя обидели или обманули, обратишься ли ты в полицию?

  • Да

  • Нет, зачем из-за пустяков мне лишние проблемы

П.4. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено

  • Да

  • Нет

П.5. Как бы ты поступил, если бы за твой проступок наказали друга?

  • Промолчал потому что стыдно

  • Ничего не сделал бы

  • Сознался

П.6. Интересуешься ли ты событиями происходящими в стране и мире, обсуждаете ли вы это в классе?

  • Да, постоянно

  • Редко

  • Нет

П.7. Участвуешь ли ты в работе школьного самоуправления?(подготовка к праздникам, дежурства, генеральные уборки)

  • а) нет;

  • б) да.


Анкетирование по правовой культуре I полугодие

(Когнитивный компонент)


ФИ____________________________Класс____________Дата____________

  1. Что такое культура?


  1. Кто в Российской империи издавал законы и был высшим судьей?


  1. Что такое крепостное право?


  1. Что такое государство?


  1. В каком году у России появился свой флаг?


  1. Кто в Российской империи следил за исполнением законов и собирал налоги?


  1. Что такое общество?


  1. Какие права получили жители Российской империи после отмены крепостного права?


  1. Дополни цепочку: Древняя Русь - государство Московское -_____________________СССР - Россия

  2. Какое значение имеет Кремль для России?


  1. Как звали московского мастера, который изобрел печатный станок?


  1. Что изучает история?


  1. Чем знамениты великие князья Олег и Владимир?


  1. В каком веке было создано первое государство под названием Русь?


  1. Какое название получила битва на льду Чудского озера под предводительством Александра Невского?




Анкетирование по правовой культуре II полугодие

(Когнитивный компонент)


ФИО___________________________Класс_______________Дата_________


  1. Что такое гражданская война? Объясни своими словами _____________________

______________________________________________________________________

  1. В каком году для нашей страны наступили времена Советской России и СССР? ____________________________

  2. Во главе какой партии стоял В.И. Ленин? ________________________________

  3. Как называли детей, ставших членами детской коммунистической организации? ______________________

  4. Кто после смерти В.И. Ленина стал во главе страны? ______________________

  5. Какая страна начала Вторую мировую войну? _____________________________

  6. Какая война в истории России называлась Отечественной и почему?______________________________________________________________

  7. Как звали первого космонавта Земли?_____________________________________

  8. У каждого независимого государства есть свои государственные символы это____________________________________________________________________

  9. Как называется главный закон страны? ____________________________________

  10. Как называют один из способов управления обществом, при котором власть принадлежит народу?____________________________________________________

  11. Как называется орган государственной власти который устанавливает законы для нашей страны? _________________________________________________________

  12. Кому по Конституции принадлежит в России государственная власть? _______________________________________________________________________

  13. Какие, кроме русских, народы и народности проживают на территории нашей страны?_________________________________________________________________

  14. Из каких частей состоит Российская Федерация? _____________________________

  15. Перечисли основные государственные праздники ____________________________










Диагностика проводилась по запросу администрации.

Цель: выявление уровня сформированности когнитивного компонента правовой культуры.

Всего в тестировании принимало участие 22 человека

Высокий уровень Низкий уровень

Грау Попова

Куренева Пилюгин

Процко

Уйманов

«Задающие вопросы»

  1. В каком веке было создано первое государство под названием Русь?

  2. В каком году у России появился свой флаг?

  3. Чем знамениты великие князья Олег и Владимир?




















Диагностика проводилась по запросу администрации.

Цель: выявление уровня сформированности когнитивного компонента правовой культуры, по результатам I полугодия 2014-2015 учебного года

Всего в тестировании принимали участие 24 человека

I полугодие 2013-2014 учебный год I полугодие 2014-2015 учебный год



Высокий уровень

Грау

Сырчин

Низкий уровень

Попова

Винникова

Арабкович

Дьяченко



«Западающие вопросы»

  1. Кто такие сограждане?

  2. Что необходимо чтобы человек стал личностью?

  3. Как называются неповторимые сочетания особенностей личности?















Диагностика проводилась по запросу администрации.

Цель: выявление уровня сформированности когнитивного компонента правовой культуры.

II полугодия 2014-2015 учебного года

Всего в тестировании принимало участие 22 человека

Высокий уровень Низкий уровень

Грау Попова

Куренева Пилюгин

Процко

Уйманов

«Задающие вопросы»

  1. В каком веке было создано первое государство под названием Русь?

  2. В каком году у России появился свой флаг?

  3. Чем знамениты великие князья Олег и Владимир?









Директор МБОУ СОШ №26 _____________ /Губарева С. А./ «___» ___________2015 г.