Стеценко Виктория Викторовна
4.3.2.Участие в экспериментальной педагогической деятельности

Сайт МБОУ СОШ № 26



Моделирующий семинар «Формирование правовой культуры обучающихся в образовательном процессе школы»


Эксперимент на базе класса Стеценко В.В.
Оценка сформированности компонентов и уровней развития правовой культуры учащихся 3 «А» класса
2013-2014 учебный год
Всего в диагностике принимало участие 23 обучающихся
№ | Класс ФИО учащихся | Компоненты и уровни развития правовой культуры |
Когнитивный | Личностный | Деятельностный |
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий |
1 | Агарков Дмитрий | | с | | в | | | | с | |
2 | Арабкович Сергей | | | н | в | | | | с | |
3 | Бурковская Виталина | в | | | в | | | | с | |
4 | Бабаева Мария | в | | | | с | | | | н |
5 | Винникова Диана | | | н | в | | | | с | |
6 | Веселова Полина | | | | | | | | | |
7 | Грау Весна | в | | | в | | | | с | |
8 | Дьяченко Элина | | | н | в | | | | с | |
9 | Егоров Евгений | | с | | в | | | | с | |
10 | Крицкий Данил | | с | | | с | | | | н |
11 | Куренева Александра | в | | | в | | | | с | |
12 | Карпекина Алена | | | | | | | | | |
13 | Логвина Алина | | с | | | | н | | | н |
14 | Лобанова Мирослава | | с | | в | | | | | н |
15 | Мелихова Василина | | с | | в | | | | с | |
16 | Мишкелеев Александр | | с | | в | | | | | н |
17 | Процко Наталья | в | | | в | | | в | | |
18 | Попова Полина | | | н | | с | | | с | |
19 | Пилюгин Артем | в | | | в | | | | с | |
20 | Прокопьев Степан | в | | | | с | | | | н |
21 | Погоров Руслан | | | | | | | | | |
22 | Рычкин Сергей | | | | | | | | | |
23 | Сырчин Леонид | в | | | | с | | | с | |
24 | Ростальная Алина | | | | | | | | | |
25 | Троянов Тимофей | | с | | | | н | | | н |
26 | Ушаков Кирилл | | | | | | | | | |
27 | Уйманов Иван | в | | | в | | | в | | |
28 | Яковлева Альбина | | с | | | с | | | с | |
29 | Ядула Арина | | с | | в | | | | с | |
![]()
![]()
Примечание: КК ПК – когнитивный компонент правовой культуры
Рис. 1. Уровень КК ПК, I полугодие 2013-2014 уч.г. Рис. 2. Уровень КК ПК, II полугодие 2013-2014 уч.г.
Повышение процентов низкого уровня когнитивного компонента позволяет сформулировать две гипотезы – о снижении желания детей изучать правовые основы, либо произошел внутренний переход детей на новый качественный уровень присвоения теоретического материала, в котором ребенок еще себя не осознает. Последнее несколько подтверждается высоким процентом результатов по личностному компоненту: отношение детей к истории, своей Родине, людям (65% респондентов). 100%-ое усвоение детьми информационного материала (18% респондентов) позволяет предположить о формировании лидирующей группы обучающихся, стремящихся к познаниям правовых компонентов. Отметим присоединившихся к ним 7% респондентов, повысивших уровень когнитивного компонента с низкого до высокого.
Наряду с успехами отметим и некоторые сомнения относительно присвоения детьми правовых основ. Так, среди 39% обучающихся обследуемого класса лишь 9% показали применение своих знаний в поведении (в жизни). Всего 2 ребенка продемонстрировали когнитивный и поведенческий компоненты на высоких уровнях. Данное предположение о несоответствии теории и практики следует подвергнуть проверке на следующий год.
Два ребенка показали по всем параметрам низкие результаты, на что педагогу следует обратить особое внимание при построении индивидуальной траектории сопровождения детей.
![]()
Рис. 3. Личностный компонент ПК
![]()
Рис. 4. Поведенческий компонент ПК
Критерии оценивания формирующихся компонентов правовой культуры.
формирование гражданской идентичности (в том числе и чувства патриотизма) к личностным универсальным учебным действиям. При этом выдвигаются следующие требования к результатам:
Когнитивный компонент:
сформировать историко-географический образ России, т. е. представление о территории и границах России, её географических особенностях; знать основные исторические события развития государственности и общества, историю и географию края, его достижения и культурные традиции;
иметь представление о социально-политическом устройстве России, её государственной организации, знать государственную символику (герб, флаг, гимн), государственные праздники;
знать основные права и обязанности гражданина, соответствующие возрастному статусу учащегося в обществе (право на получение бесплатного образования и обязанность учиться; право использования культурных и материальных, природных ресурсов общества и обязанность бережно относиться к ним и сохранять их; право на медицинскую помощь и решения и обязанность нести ответственность за последствия решения и поступка в пределах, определяемых нормами государства и общества);
знать о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о народах и этнических группах России;
иметь представление об общекультурном наследии России;
знать основные моральные нормы; нормы и правила охранно-бережного отношения к природе, сохранения здоровья; правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
Личностный компонент:
иметь чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважать её историю, культурные и исторические памятники;
уважать другие народы России, иметь межэтническую толерантность;
уважать личность и её достоинства, доброжелательно относиться к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
уважать ценности семьи, любить природу, признавать ценности своего здоровья и здоровья других людей, обладать оптимизмом в восприятии мира;
следовать моральным нормам и гордиться этим, испытывать чувство стыда и вины при их нарушении.
Поведенческий компонент:
участвовать в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
выполнять нормы и требования школьной жизни, пользоваться правами и выполнять обязанности ученика;
выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
участвовать в общественной жизни, ориентироваться в событиях, происходящих в стране и мире; посещать театры, музеи, библиотеки; следовать здоровому образу жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Личностный компонент
Л.1. Интересна ли тебе тема защиты прав детей?
Л.2. Согласен ли ты с утверждением, что необходимо жить по правилу: “Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе”?
Л. 3. Как ты относишься к тому, что у каждого ребенка помимо прав есть еще и обязанности?
Л.4. Можно ли избежать ответственности за совершение преступления?
Л.5. Как бы ты поступил, если бы в совершенном тобой проступке обвиняли другого человека?
Л.6. Как бы ты поступил, если для оправдания невинного человека нужно было назвать своего друга – действительного виновника?
Старался бы выгородить
Сказал правду
Смолчал
Л.7. Можешь ли ты представить в качестве своего друга человека с другим цветом кожи, другой национальности?
Да, это нормально
Нет, никогда
Поведенческий компонент
П.1.Видя, как нарушаются права другого ребенка, вступишься ли ты за него/окажешь ли посильную помощь?
П.2. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно»
П.3. Если тебя обидели или обманули, обратишься ли ты в полицию?
П.4. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено
П.5. Как бы ты поступил, если бы за твой проступок наказали друга?
П.6. Интересуешься ли ты событиями происходящими в стране и мире, обсуждаете ли вы это в классе?
П.7. Участвуешь ли ты в работе школьного самоуправления?(подготовка к праздникам, дежурства, генеральные уборки)
Анкетирование по правовой культуре I полугодие
(Когнитивный компонент)
ФИ____________________________Класс____________Дата____________
Что такое культура?
Кто в Российской империи издавал законы и был высшим судьей?
Что такое крепостное право?
Что такое государство?
В каком году у России появился свой флаг?
Кто в Российской империи следил за исполнением законов и собирал налоги?
Что такое общество?
Какие права получили жители Российской империи после отмены крепостного права?
Дополни цепочку: Древняя Русь - государство Московское -_____________________СССР - Россия
Какое значение имеет Кремль для России?
Как звали московского мастера, который изобрел печатный станок?
Что изучает история?
Чем знамениты великие князья Олег и Владимир?
В каком веке было создано первое государство под названием Русь?
Какое название получила битва на льду Чудского озера под предводительством Александра Невского?
Анкетирование по правовой культуре II полугодие
(Когнитивный компонент)
ФИО___________________________Класс_______________Дата_________
Что такое гражданская война? Объясни своими словами _____________________
______________________________________________________________________
В каком году для нашей страны наступили времена Советской России и СССР? ____________________________
Во главе какой партии стоял В.И. Ленин? ________________________________
Как называли детей, ставших членами детской коммунистической организации? ______________________
Кто после смерти В.И. Ленина стал во главе страны? ______________________
Какая страна начала Вторую мировую войну? _____________________________
Какая война в истории России называлась Отечественной и почему?______________________________________________________________
Как звали первого космонавта Земли?_____________________________________
У каждого независимого государства есть свои государственные символы это____________________________________________________________________
Как называется главный закон страны? ____________________________________
Как называют один из способов управления обществом, при котором власть принадлежит народу?____________________________________________________
Как называется орган государственной власти который устанавливает законы для нашей страны? _________________________________________________________
Кому по Конституции принадлежит в России государственная власть? _______________________________________________________________________
Какие, кроме русских, народы и народности проживают на территории нашей страны?_________________________________________________________________
Из каких частей состоит Российская Федерация? _____________________________
Перечисли основные государственные праздники ____________________________
Диагностика проводилась по запросу администрации.
Цель: выявление уровня сформированности когнитивного компонента правовой культуры.
Всего в тестировании принимало участие 22 человека
![]()
Высокий уровень Низкий уровень
Грау Попова
Куренева Пилюгин
Процко
Уйманов
«Задающие вопросы»
В каком веке было создано первое государство под названием Русь?
В каком году у России появился свой флаг?
Чем знамениты великие князья Олег и Владимир?
Диагностика проводилась по запросу администрации.
Цель: выявление уровня сформированности когнитивного компонента правовой культуры, по результатам I полугодия 2014-2015 учебного года
Всего в тестировании принимали участие 24 человека
![]()
I полугодие 2013-2014 учебный год I полугодие 2014-2015 учебный год
Высокий уровень
Грау
Сырчин
Низкий уровень
Попова
Винникова
Арабкович
Дьяченко
«Западающие вопросы»
Кто такие сограждане?
Что необходимо чтобы человек стал личностью?
Как называются неповторимые сочетания особенностей личности?
Диагностика проводилась по запросу администрации.
Цель: выявление уровня сформированности когнитивного компонента правовой культуры.
II полугодия 2014-2015 учебного года
Всего в тестировании принимало участие 22 человека
![]()
Высокий уровень Низкий уровень
Грау Попова
Куренева Пилюгин
Процко
Уйманов
«Задающие вопросы»
В каком веке было создано первое государство под названием Русь?
В каком году у России появился свой флаг?
Чем знамениты великие князья Олег и Владимир?
Директор МБОУ СОШ №26 _____________ /Губарева С. А./ «___» ___________2015 г.