СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экспериментальные задачи на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение экспериментальных задач по физике прямо выступает как метод обучения.

Просмотр содержимого документа
«Экспериментальные задачи на уроках физики»

МЕТОДИКА. ОБМЕН ОПЫТОМ

Статья «Использование экспериментальных задач на уроках физики»

Глазырина Евгения Викторовна, учитель физики

Невозможно усвоить курс физики без решения экспериментальных задач. Решение экспериментальных задач по физике прямо выступает как метод обучения. С помощью решения таких задач можно обеспечить достижение практически любой цели обучения. Поэтому решение экспериментальных задач - один из основных видов работы на уроке. Во время решения таких задач учащиеся учатся применять законы и формулы физики, познают особенности и границы их применения, лучше понимают рассматриваемое физическое явление. При решении задач у ученика развиваются способности к анализу, ученик учится рассуждать, делать выводы и находить ответы на поставленные вопросы. Учитель, анализируя умение решать задачи, может сделать выводы о том, насколько хорошо ученик усвоил материал.

Я считаю, что решение экспериментальных задач при изучении физики является неотъемлемой составной частью процесса обучения. Потому что позволяет формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление учащихся и их навыки применения знаний на практике не только на уроках, но и в повседневной жизни. Наряду с этим у школьников воспитываются трудолюбие, смекалка, самостоятельность, воля, характер, упорство в достижении поставленной цели, интерес к учению.

Экспериментальными называют задачи, в которых эксперимент служит средством определения величин, необходимых для решения, дает ответ на вопрос или является средством проверки сделанных согласно условию расчетов.

Одна из основных целей учителя физики - научить решать экспериментальные задачи; одновременно это является одной из сложнейших педагогических проблем. Для достижения данной цели учитель должен заинтересовать учащихся, что бы у них появилась реальная мотивация решить ту или иную задачу.

Чтобы использование задач было осмысленным и эффективным, необходимо ясно представлять: что такое экспериментальная физическая задача, какие цели обучения она решает, каковы конкретные способы использования задач в учебном процессе и, наконец, что представляет собой процесс решения задачи, зависимость каких величин можно увидеть наглядно.

Предлагаю несколько примеров экспериментальных задач по физике, используемых мною на уроках при изучении различных тем:

Тема «Давление».

1.Определите давление прямоугольного бруска на стол при различных его положениях ( задача может быть решена с помощью фронтального эксперимента)

Тема «Сила трения».

1.Из большой или из малой стопки книг легче вытащить нижнюю книгу? Почему? Проверьте ваши утверждения на опыте.

2.Положите книгу на два граненных карандаша на наклонной плоскости(доску или другую книгу) так, чтобы она не соскальзывала вниз. Затем под книгу положите два круглых карандаша и наблюдайте, как книга скатывается по наклонной плоскости. Какой вывод следует из данного опыта о трении скольжения и о трении качения? Где в технике и быту трение скольжения заменяют трением качения и наоборот?

Тема «Силы взаимодействия молекул».

1.Осторожно капните из пипетки воду на поверхность тщательно промытого мылом блюдца и смазанного маслом лезвия ножа. Зарисуйте и объясните результаты опыта.

2.Подвесьте на нити груз и намотайте на карандаш такое количество ее витков, чтобы нить не разматывалась. Капните затем на карандаш маслом и наблюдайте, как будет соскальзывать нить с карандаша. Объясните данное явление. Поясните примерами, где и с какой целью в технике используют смазку.

Тема «Атмосферное давление».

1.Приложите ко рту чистый лист бумаги и вдохните воздух в себя. Что происходит с листом и почему? Объясните с физической точки зрения процесс дыхания.

2.Измерьте барометром-анероидом давление на разных этажах школы и полученные данные объясните. Как с помощью анероида определить высоту над уровнем Земли?

Тема «Архимедова сила».

1.Опуская на резиновой нити картофелину в чистую и соленую воду, сделайте вывод о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости.

Тема «Механическая работа».

1.Одинаковую ли работу нужно совершить, чтобы передвинуть брусок на 1м по столу или поднять его на такую же высоту? Ответ проверьте на опыте.

Использование экспериментальных задач на уроках физики формирует элементарную исследовательскую культуру обучающихся.

Их главная цель: подготовить детей к осознанному выполнению исследовательских лабораторных работ, приобщить к научно-исследовательской деятельности, развитие и становление личности ребенка. При систематическом решении экспериментальных задач дети приобретают опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений, понимание неизбежности погрешностей любых измерений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!