Класс: 2
Тема: Мы – часть природы.
Цель: формирование представлений об отличиях природных объектов от искусственных, созданных человеком, объектов живой природы —от объектов неживой природы.
Задачи:
формировать представления о неразрывной связи человека с природой;
закреплять знания о развитии живых объектов;
развивать внимание, мышление, эмоционально-положительный настрой;
воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия.
Вступительная часть:
Учитель читает стихотворение Л. Дайнеко:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут на нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут на нем птицы и цветы.
Веселый звон ручья,
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
— Ребята, здравствуйте! Давайте улыбнёмся друг другу и приготовимся путешествовать в мир природы!
— Сегодня мы будем говорить о природе и нашем месте в ней. А вы любите гулять на улице? Видели красивые цветы, деревья, животных? Хотите узнать больше?
Основная часть:
- Вы знакомы со словом природа? А что оно означает? (дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.)
- Почему вы относите тот или иной объект к природе? (предположения детей)
- Растения, животные, птицы—они живые (выставить модель-живого: ноги идущего человека); питаются (выставить модель-питание (рот человека)); дышат (выставить модель-дыхание (нос)); размножаются (выставить модель—размножения (цыпленок из яйца)); растут (выставить модель—роста (цыпленок—курица)).
Учитель повторяет вместе с детьми признаки живого по моделям.
-А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)
-А машина есть в природе? (нет, потому что она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек - это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.)
- Ребята, какая-нибудь модель живого подходит к машине? (нет)
-Почему? (дети обосновывают свой ответ, опираясь на модели: надо включать, чтобы двигалась; надо кормить, заливать бензин, он не съедобный; не дышит, не размножается, не растет)
- Природа—это то, что существует без помощи человека, а не природа —это все то, что сделано руками человека.
- Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу.
Вертолет похож на стрекозу.
Подводная лодка—на кита. (дети продолжают этот ряд.)
- Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите их разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой—неживую природу. (дети расставляют и объясняют: живая природа—это что движется, растет, развивается, умирает и размножается; неживая; если не природа, то почему они так думают, потому что сделано руками человека.) или игра «Живое—неживое»
Физкультминутка.
У каждого ребенка карточка с одной стороны зеленая цветом—живая природа, с другой стороны красная цветом—не живая природа. Учитель показывает картинку с живой (насекомые, птицы, животные, деревья и т.д.) и не живой природой (техника, одежда и т.д.). дети должны показать карточку определенного цвета и объяснить свой выбор:
- Почему живое? (дышит, питается, растет, размножается)
- Почему не живое? (включать, не размножается, не дышит, не двигается.
- А что представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (предположения детей)
- Давайте выясним и докажем, что Человек—сам часть природы. Сначала рассмотрим, как развивается и растет животное на примере кошки.
- Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема): парная работа
Слепой котенок—маленький котенок—подрастающий котенок—большая кошка.
- Ребята, что нужно для роста и развития кошки? (предположения детей)
Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.
-А теперь посмотрим, как развивается и растет человек. (выставляются картинки)
Грудной ребенок—ребенок-дошкольник—юноша—мужчина.
- Что нужно для роста и развития человеку? (предположения детей)
Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.
- Видите, человеку для роста и развития нужны то же самое что животным и растениям (Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.) Поэтому я и вы и все люди являются частью природы!
-Некоторые люди думают: «Человечество большое, людей на планете много. Кто-нибудь позаботится о природе, а я могу жить спокойно, не утруждая себя защитой природы». Или «Я ещё маленький, пусть взрослые занимаются этим». Вы с ними согласны? Что вы могли бы ответить таким людям? (Рассуждение)
-Что мы можем сделать с вами уже сейчас?
-Сейчас я предлагаю вам создать словарное ожерелье «Мы любим природу». Нам нужно вырезать 14 букв и 1 восклицательный знак. Сейчас я раздам вам листы для вырезания и покажу как нужно правильно вырезать. Кто-то из вас вырежет цветы, которыми мы украсим наше ожерелье. Приступайте к работе.
Заключительный этап:
Вывод: Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живём на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились, притёрлись друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются природные законы.
- А сейчас, давайте все встанем в круг, чтобы посмотреть друг другу в глаза, передать друг другу свою доброту. Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных, помогает им. Добрый человек – любит природу, сохраняет ее и учит других соблюдать правила экологического поведения.
Звучит Песня о доброте на экране. Дети исполняют песню вместе с педагогом взявшись за руки.
Педагог: Так давайте же, встав сегодня на этот путь «Дорогу добра», не сворачивать с него, и освещать своим, пусть маленьким солнышком – своей заботой, эту землю. Берегите себя и все то, что вас окружает. Учите этому своих сверстников, друзей, родственников и знакомых.
Тема: «Мы – часть природы»
Направление внеурочной деятельности: общественно-полезная деятельность.
Класс: 2
Цель урока: формирование представлений об отличиях природных объектов от искусственных, созданных человеком, объектов живой природы от объектов неживой природы.
Задачи урока:
- Формировать представления о неразрывной связи человека с природой.
- Закреплять знания о развитии живых объектов.
- Развивать внимание, мышление, эмоционально-положительный настрой.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Форма занятия: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы и средства воспитания: словесные метод (беседы), наглядные метод (иллюстрация, демонстрация видеофрагментов), практические метод (дидактическая игра, упражнения)
Актуальность темы: данная тема является актуальной, поскольку позволяет сформировать у учащихся понимание неразрывной связи между человеком и природой. Это способствует воспитанию бережного отношения к природному окружению и осознанию ответственности каждого за сохранение природного баланса.
Ход урока
Вступительная часть
Урок начинается с чтения стихотворения Л. Дайнеко, которое создает атмосферу единения с природой и настраивает учеников на позитивный лад.
Основная часть
- Обсуждение понятия «природа»: ученики высказывают свои предположения и приводят примеры.
- Изучение признаков живого организма: движение, питание, дыхание, размножение, рост, для этого демонстрируются картинки для ассоциаций.
- Рассмотрение примеров животного и человеческого развития.
- Физкультминутка с использованием ИКТ-технологий
- контроль знаний учащихся: Дидактическая игра с помощью карточек зеленого и красного цветов.
- проблемно-диалоговая технология: дети высказывают свое мнение по поводу выражений некоторых людей
- Создание словарного ожерелья «Мы любим природу», которое символизирует связь человека с природой и необходимость заботы о ней.
Заключительный этап
- прослушивание песни
Выводы
Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Наш общий дом требует внимания и заботы. Нарушение природных законов ведет к дисбалансу и утрате гармонии.
Таким образом, данный урок направлен на воспитание экологической культуры и осознания личной ответственности каждого ученика за состояние нашей планеты.
Цель занятия для детей 2 класса по теме «Мы — часть природы» — осознание всеземной общности и взаимной зависимости друг от друга, а также понимание личного вклада каждого участника в общее дело — мирную и счастливую жизнь на планете.
Некоторые задачи, которые можно решить на таком занятии:
Образовательные. Сформировать у детей знания об экологических проблемах современности и путях их решения.
Воспитательные. Сформировать мотивы, потребности и привычки целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
Развивающие. Развивать интеллектуальные и практические умения по изучению и оценке состояния окружающей среды.
Формировать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуальное (способность к анализу экологических ситуаций), эмоциональное (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственное (воля и настойчивость, ответственность).
Формировать умение общаться и работать в команде.
Воспитывать уважение к личности и творчеству другого человека.