СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экзаменационные билеты

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Билеты разработаны по типовым заданиям к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Экзаменационные билеты»

Билет 1

Задания С1—С3 включают в себя два альтернативных варианта вам нужно выбрать ОДИН из них. Первый вариант ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения, второй — на анализ лирического стихотворения (или басни). Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный текст и последовательно выполните три задания к нему. Выполняя задание С1, С2 дайте ответ в примерном объёме 3—5 предложений с опорой на текст. Задание С3 предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, примерный объём ответа — 5—8 предложений. На задание С4 дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Ответ записывайте четко и разборчиво, соблюдая нормы речи. 

Вариант 1.

С 1. 1.1.1. Какую роль в развитии судьбы Гринева играет данный эпизод?

С2 1.1.2. Какие средства привлекает А. С. Пушкин для характеристики героев в данном фрагменте текста?

Про­чи­тай­те при­ведённый ниже фраг­мент про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ния 1.1.1—1.1.2.

 

На дру­гой день рано утром Марья Ива­нов­на просну­лась, оде­лась и ти­хонь­ко пошла в сад. Утро было пре­крас­ное, солн­це осве­ща­ло вер­ши­ны лип, по­жел­тев­ших уже под све­жим ды­ха­ни­ем осени. Ши­ро­кое озеро сияло не­по­движ­но. Проснув­ши­е­ся ле­бе­ди важно вы­плы­ва­ли из-под ку­стов, осе­ня­ю­щих берег. Марья Ива­нов­на пошла около пре­крас­но­го луга, где толь­ко что по­став­лен был па­мят­ник в честь не­дав­них побед графа Петра Алек­сан­дро­ви­ча Ру­мян­це­ва. Вдруг белая со­бач­ка ан­глий­ской по­ро­ды за­ла­я­ла и по­бе­жа­ла ей нав­стре­чу. Марья Ива­нов­на ис­пу­га­лась и оста­но­ви­лась. В эту самую ми­ну­ту раз­дал­ся при­ят­ный жен­ский голос: «Не бой­тесь, она не уку­сит». И Марья Ива­нов­на уви­де­ла даму, си­дев­шую на ска­мей­ке про­ти­ву па­мят­ни­ка. Марья Ива­нов­на села на дру­гом конце ска­мей­ки. Дама при­сталь­но на нее смот­ре­ла; а Марья Ива­нов­на, со своей сто­ро­ны бро­сив не­сколь­ко кос­вен­ных взгля­дов, успе­ла рас­смот­реть ее с ног до го­ло­вы. Она была в белом утрен­нем пла­тье, в ноч­ном чепце и в ду­ше­грей­ке. Ей ка­за­лось лет сорок. Лицо ее, пол­ное и ру­мя­ное, вы­ра­жа­ло важ­ность и спо­кой­ствие, а го­лу­бые глаза и лег­кая улыб­ка имели пре­лесть не­изъ­яс­ни­мую. Дама пер­вая пе­ре­рва­ла мол­ча­ние.

— Вы, верно, не здеш­ние? — ска­за­ла она.

— Точно так-с: я вчера толь­ко при­е­ха­ла из про­вин­ции.

— Вы при­е­ха­ли с ва­ши­ми род­ны­ми?

— Никак нет-с. Я при­е­ха­ла одна.

— Одна! Но вы так еще мо­ло­ды.

— У меня нет ни отца, ни ма­те­ри.

— Вы здесь, ко­неч­но, по каким-ни­будь делам?

— Точно так-с. Я при­е­ха­ла по­дать прось­бу го­су­да­ры­не.

— Вы си­ро­та: ве­ро­ят­но, вы жа­лу­е­тесь на не­спра­вед­ли­вость и обиду?

— Никак нет-с. Я при­е­ха­ла про­сить ми­ло­сти, а не пра­во­су­дия.

— Поз­воль­те спро­сить, кто вы та­ко­вы?

— Я дочь ка­пи­та­на Ми­ро­но­ва.

— Ка­пи­та­на Ми­ро­но­ва! того са­мо­го, что был ко­мен­дан­том в одной из орен­бург­ских кре­по­стей?

— Точно так-с.

Дама, ка­за­лось, была тро­ну­та. «Из­ви­ни­те меня, — ска­за­ла она го­ло­сом еще более лас­ко­вым, — если я вме­ши­ва­юсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъ­яс­ни­те мне, в чем со­сто­ит ваша прось­ба, и, может быть, мне удаст­ся вам по­мочь».

Марья Ива­нов­на вста­ла и по­чти­тель­но ее бла­го­да­ри­ла. Все в не­из­вест­ной даме не­воль­но при­вле­ка­ло серд­це и вну­ша­ло до­ве­рен­ность. Марья Ива­нов­на вы­ну­ла из кар­ма­на сло­жен­ную бу­ма­гу и по­да­ла ее не­зна­ко­мой своей по­кро­ви­тель­ни­це, ко­то­рая стала чи­тать ее про себя.

Сна­ча­ла она чи­та­ла с видом вни­ма­тель­ным и бла­го­склон­ным; но вдруг лицо ее пе­ре­ме­ни­лось, — и Марья Ива­нов­на, сле­до­вав­шая гла­за­ми за всеми ее дви­же­ни­я­ми, ис­пу­га­лась стро­го­му вы­ра­же­нию этого лица, за ми­ну­ту столь при­ят­но­му и спо­кой­но­му.

— Вы про­си­те за Гри­не­ва? — ска­за­ла дама с хо­лод­ным видом. — Им­пе­ра­три­ца не может его про­стить. Он при­стал к са­мо­зван­цу не из не­ве­же­ства и лег­ко­ве­рия, но как без­нрав­ствен­ный и вред­ный не­го­дяй.

— Ах, не­прав­да! — вскрик­ну­ла Марья Ива­нов­на.

— Как не­прав­да! — воз­ра­зи­ла дама, вся вспых­нув.

— Не­прав­да, ей-богу не­прав­да! Я знаю все, я все вам рас­ска­жу. Он для одной меня под­вер­гал­ся всему, что по­стиг­ло его. И если он не оправ­дал­ся перед судом, то разве по­то­му толь­ко, что не хотел за­пу­тать меня. — Тут она с жаром рас­ска­за­ла все, что уже из­вест­но моему чи­та­те­лю.

 

А. С. Пуш­кин «Ка­пи­тан­ская дочка»


С3.  1.1.3. Сопоставьте два фрагмента романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». К каким выводам привело вас это сопоставление?


Про­чи­тай­те при­ведённые ниже фраг­мен­ты про­из­ве­де­ний и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.1.3.

 

На дру­гой день рано утром Марья Ива­нов­на просну­лась, оде­лась и ти­хонь­ко пошла в сад. Утро было пре­крас­ное, солн­це осве­ща­ло вер­ши­ны лип, по­жел­тев­ших уже под све­жим ды­ха­ни­ем осени. Ши­ро­кое озеро сияло не­по­движ­но. Проснув­ши­е­ся ле­бе­ди важно вы­плы­ва­ли из-под ку­стов, осе­ня­ю­щих берег. Марья Ива­нов­на пошла около пре­крас­но­го луга, где толь­ко что по­став­лен был па­мят­ник в честь не­дав­них побед графа Петра Алек­сан­дро­ви­ча Ру­мян­це­ва. Вдруг белая со­бач­ка ан­глий­ской по­ро­ды за­ла­я­ла и по­бе­жа­ла ей нав­стре­чу. Марья Ива­нов­на ис­пу­га­лась и оста­но­ви­лась. В эту самую ми­ну­ту раз­дал­ся при­ят­ный жен­ский голос: «Не бой­тесь, она не уку­сит». И Марья Ива­нов­на уви­де­ла даму, си­дев­шую на ска­мей­ке про­ти­ву па­мят­ни­ка. Марья Ива­нов­на села на дру­гом конце ска­мей­ки. Дама при­сталь­но на нее смот­ре­ла; а Марья Ива­нов­на, со своей сто­ро­ны бро­сив не­сколь­ко кос­вен­ных взгля­дов, успе­ла рас­смот­реть ее с ног до го­ло­вы. Она была в белом утрен­нем пла­тье, в ноч­ном чепце и в ду­ше­грей­ке. Ей ка­за­лось лет сорок. Лицо ее, пол­ное и ру­мя­ное, вы­ра­жа­ло важ­ность и спо­кой­ствие, а го­лу­бые глаза и лег­кая улыб­ка имели пре­лесть не­изъ­яс­ни­мую. Дама пер­вая пе­ре­рва­ла мол­ча­ние.

— Вы, верно, не здеш­ние? — ска­за­ла она.

— Точно так-с: я вчера толь­ко при­е­ха­ла из про­вин­ции.

— Вы при­е­ха­ли с ва­ши­ми род­ны­ми?

— Никак нет-с. Я при­е­ха­ла одна.

— Одна! Но вы так еще мо­ло­ды.

— У меня нет ни отца, ни ма­те­ри.

— Вы здесь, ко­неч­но, по каким-ни­будь делам?

— Точно так-с. Я при­е­ха­ла по­дать прось­бу го­су­да­ры­не.

— Вы си­ро­та: ве­ро­ят­но, вы жа­лу­е­тесь на не­спра­вед­ли­вость и обиду?

— Никак нет-с. Я при­е­ха­ла про­сить ми­ло­сти, а не пра­во­су­дия.

— Поз­воль­те спро­сить, кто вы та­ко­вы?

— Я дочь ка­пи­та­на Ми­ро­но­ва.

— Ка­пи­та­на Ми­ро­но­ва! того са­мо­го, что был ко­мен­дан­том в одной из орен­бург­ских кре­по­стей?

— Точно так-с.

Дама, ка­за­лось, была тро­ну­та. «Из­ви­ни­те меня, — ска­за­ла она го­ло­сом еще более лас­ко­вым, — если я вме­ши­ва­юсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъ­яс­ни­те мне, в чем со­сто­ит ваша прось­ба, и, может быть, мне удаст­ся вам по­мочь».

Марья Ива­нов­на вста­ла и по­чти­тель­но ее бла­го­да­ри­ла. Все в не­из­вест­ной даме не­воль­но при­вле­ка­ло серд­це и вну­ша­ло до­ве­рен­ность. Марья Ива­нов­на вы­ну­ла из кар­ма­на сло­жен­ную бу­ма­гу и по­да­ла ее не­зна­ко­мой своей по­кро­ви­тель­ни­це, ко­то­рая стала чи­тать ее про себя.

Сна­ча­ла она чи­та­ла с видом вни­ма­тель­ным и бла­го­склон­ным; но вдруг лицо ее пе­ре­ме­ни­лось, — и Марья Ива­нов­на, сле­до­вав­шая гла­за­ми за всеми ее дви­же­ни­я­ми, ис­пу­га­лась стро­го­му вы­ра­же­нию этого лица, за ми­ну­ту столь при­ят­но­му и спо­кой­но­му.

— Вы про­си­те за Гри­не­ва? — ска­за­ла дама с хо­лод­ным видом. — Им­пе­ра­три­ца не может его про­стить. Он при­стал к са­мо­зван­цу не из не­ве­же­ства и лег­ко­ве­рия, но как без­нрав­ствен­ный и вред­ный не­го­дяй.

— Ах, не­прав­да! — вскрик­ну­ла Марья Ива­нов­на.

— Как не­прав­да! — воз­ра­зи­ла дама, вся вспых­нув.

— Не­прав­да, ей-богу не­прав­да! Я знаю все, я все вам рас­ска­жу. Он для одной меня под­вер­гал­ся всему, что по­стиг­ло его. И если он не оправ­дал­ся перед судом, то разве по­то­му толь­ко, что не хотел за­пу­тать меня. — Тут она с жаром рас­ска­за­ла все, что уже из­вест­но моему чи­та­те­лю.

 

А. С. Пуш­кин «Ка­пи­тан­ская дочка»

 

*************************

 

Пу­га­чев вышел из свет­ли­цы, и мы трое сошли в го­сти­ную.

— Что, ваше бла­го­ро­дие? — ска­зал сме­ясь Пу­га­чев. — Вы­ру­чи­ли крас­ную де­ви­цу! Как ду­ма­ешь, не по­слать ли за попом, да не за­ста­вить ли его об­вен­чать пле­мян­ни­цу? По­жа­луй, я буду по­са­же­ным отцом, Шваб­рин друж­кою; за­ку­тим, за­пьем — и во­ро­та за­прем!

Чего я опа­сал­ся, то и слу­чи­лось. Шваб­рин, услы­ша пред­ло­же­ние Пу­га­че­ва, вышел из себя. «Го­су­дарь! — за­кри­чал он в ис­ступ­ле­нии. — Я ви­но­ват, я вам со­лгал; но и Гри­нев вас об­ма­ны­ва­ет. Эта де­вуш­ка не пле­мян­ни­ца здеш­не­го попа: она дочь Ивана Ми­ро­но­ва, ко­то­рый каз­нен при взя­тии здеш­ней кре­по­сти».

Пу­га­чев устре­мил на меня ог­нен­ные свои глаза. «Это что еще?» — спро­сил он меня с не­до­уме­ни­ем.

— Шваб­рин ска­зал тебе прав­ду, — от­ве­чал я с твер­до­стию.

— Ты мне этого не ска­зал, — за­ме­тил Пу­га­чев, у коего лицо омра­чи­лось.

— Сам ты рас­су­ди, — от­ве­чал я ему, — можно ли было при твоих людях объ­явить, что дочь Ми­ро­но­ва жива. Да они бы ее за­грыз­ли. Ничто ее бы не спас­ло!

— И то прав­да, — ска­зал сме­ясь Пу­га­чев. — Мои пья­ни­цы не по­ща­ди­ли бы бед­ную де­вуш­ку. Хо­ро­шо сде­ла­ла ку­муш­ка-по­па­дья, что об­ма­ну­ла их.

— Слу­шай, — про­дол­жал я, видя его доб­рое рас­по­ло­же­ние. — Как тебя на­звать не знаю, да и знать не хочу... Но бог видит, что жиз­нию моей рад бы я за­пла­тить тебе за то, что ты для меня сде­лал. Толь­ко не тре­буй того, что про­тив­но чести моей и хри­сти­ан­ской со­ве­сти. Ты мой бла­го­де­тель. До­вер­ши как начал: от­пу­сти меня с бед­ною си­ро­тою, куда нам бог путь ука­жет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни слу­чи­лось, каж­дый день будем бога мо­лить о спа­се­нии греш­ной твоей души...

Ка­за­лось, су­ро­вая душа Пу­га­че­ва была тро­ну­та. «Ин быть по-тво­е­му! — ска­зал он. — Каз­нить так каз­нить, жа­ло­вать так жа­ло­вать: таков мой обы­чай. Возь­ми себе свою кра­са­ви­цу; вези ее, куда хо­чешь, и дай вам бог лю­бовь да совет!»

Тут он обо­ро­тил­ся к Шваб­ри­ну и велел вы­дать мне про­пуск во все за­ста­вы и кре­по­сти, под­власт­ные ему. Шваб­рин, со­всем уни­что­жен­ный, стоял как остол­бе­не­лый. Пу­га­чев от­пра­вил­ся осмат­ри­вать кре­пость. Шваб­рин его со­про­вож­дал; а я остал­ся под пред­ло­гом при­го­тов­ле­ний к отъ­ез­ду.

 

А. С. Пуш­кин «Ка­пи­тан­ская дочка»

 


Вариант 2.

Про­чи­тай­те при­ведённое ниже про­из­ве­де­ние и вы­пол­ни­те за­да­ния 1.2.1—1.2.2.

 


Не­сжа­тая по­ло­са

Позд­няя осень. Грачи уле­те­ли,

Лес об­на­жил­ся, поля опу­сте­ли,

Толь­ко не сжата по­лос­ка одна...

Груст­ную думу на­во­дит она.

Ка­жет­ся, шеп­чут ко­ло­сья друг другу:

«Скуч­но нам слу­шать осен­нюю вьюгу,

Скуч­но скло­нять­ся до самой земли,

Туч­ные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разо­ря­ют ста­ни­цы

Вся­кой про­лет­ной про­жор­ли­вой птицы,

Заяц нас топ­чет, и буря нас бьет...

Где же наш па­харь? чего еще ждет?

Или мы хуже дру­гих уро­ди­лись?

Или не друж­но цвели-ко­ло­си­лись?

Нет! Мы не хуже дру­гих — и давно

В нас на­ли­лось и со­зре­ло зерно.

Не для того же пахал он и сеял,

Чтобы нас ветер осен­ний раз­ве­ял?..»

Ветер несет им пе­чаль­ный ответ:

— Ва­ше­му па­ха­рю мо­чень­ки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам ра­бо­ту за­те­ял.

Плохо бед­ня­ге — не ест и не пьет,

Червь ему серд­це боль­ное сосет.

Руки, что вы­ве­ли бо­роз­ды эти,

Вы­сох­ли в щепку, по­вис­ли, как плети,

Очи по­туск­ли, и голос про­пал,

Что за­уныв­ную песню певал,

Как, на соху на­ле­гая рукою,

Па­харь за­дум­чи­во шел по­ло­сою.

Н. А. Не­кра­сов

С1.1.2.1. В чем проявилась связь некрасовского стихотворения с русским фольклором?

С2. 1.2.2. Почему стихотворение о судьбе крестьянина называется «Несжатая полоса»?


С3.1.2.3. Сопоставьте стихотворение Н. А. Некрасова «Несжатая полоса» с приведенным ниже стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...». К каким выводам привело вас это сопоставление?

 

Про­чи­тай­те при­ведённые ниже про­из­ве­де­ния и вы­пол­ни­те за­да­ние 1.2.3.

 

 

 

Не­сжа­тая по­ло­са

Позд­няя осень. Грачи уле­те­ли,

Лес об­на­жил­ся, поля опу­сте­ли,

Толь­ко не сжата по­лос­ка одна...

Груст­ную думу на­во­дит она.

Ка­жет­ся, шеп­чут ко­ло­сья друг другу:

«Скуч­но нам слу­шать осен­нюю вьюгу,

Скуч­но скло­нять­ся до самой земли,

Туч­ные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разо­ря­ют ста­ни­цы

Вся­кой про­лет­ной про­жор­ли­вой птицы,

Заяц нас топ­чет, и буря нас бьет...

Где же наш па­харь? чего еще ждет?

Или мы хуже дру­гих уро­ди­лись?

Или не друж­но цвели-ко­ло­си­лись?

Нет! Мы не хуже дру­гих — и давно

В нас на­ли­лось и со­зре­ло зерно.

Не для того же пахал он и сеял,

Чтобы нас ветер осен­ний раз­ве­ял?..»

Ветер несет им пе­чаль­ный ответ:

— Ва­ше­му па­ха­рю мо­чень­ки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам ра­бо­ту за­те­ял.

Плохо бед­ня­ге — не ест и не пьет,

Червь ему серд­це боль­ное сосет.

Руки, что вы­ве­ли бо­роз­ды эти,

Вы­сох­ли в щепку, по­вис­ли, как плети,

Очи по­туск­ли, и голос про­пал,

Что за­уныв­ную песню певал,

Как, на соху на­ле­гая рукою,

Па­харь за­дум­чи­во шел по­ло­сою.

 

А. А. Фет



 

***

Есть в осени пер­во­на­чаль­ной

Ко­рот­кая, но див­ная пора —

Весь день стоит как бы хру­сталь­ный,

И лу­че­зар­ны ве­че­ра...

Где бод­рый серп гулял и падал колос,

Те­перь уж пусто все — про­стор везде,

Лишь па­у­ти­ны тон­кий волос

Бле­стит на празд­ной бо­роз­де.

Пу­сте­ет воз­дух, птиц не слыш­но боле,

Но да­ле­ко еще до пер­вых зим­них бурь —

И льет­ся чи­стая и теп­лая ла­зурь

На от­ды­ха­ю­щее поле...

 

Ф. И. Тют­чев

С4 Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (2.1-2.4). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).

 

2.1. Был ли предопределен трагический финал судьбы Мцыри? Обоснуйте свою точку зрения.

2.2 Почему Хлестаков так легко входит в роль ревизора? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».)



2.3. Есть ли тема любви в повести Н. В. Гоголя «Шинель»? Обоснуйте свою точку зрения.

2.4. Почему из различных вариантов названий — «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите...» — Толстой остановился на названии «После бала»?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!