СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электив для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный электив предназначен для углубления знаний обучающихся 9 класса по разным тамам предмета обществознания и подготовки к экзаменам.

Просмотр содержимого документа
«Электив для 9 класса»

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

Долдыканская средняя общеобразовательная школа

Бурейского района Амурской области

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________/ Телюк Е.А.

Протокол № 1

от _______________




«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________/Климко Е.В

Протокол № 1

от _______________

«Утверждено»

Директор школы

________/Бескоровайная Е.Н.

Приказ № ____

от _______________







Рабочая программа

элективного курса

«Человек, общество, мир»

для обучающихся 9 класс

на 2020-2021 учебный год





Автор - составитель:

учитель истории

Денисова Анастасия Валерьевна










Планируемые результаты освоения учебного курса


В результате изучения учебного элективного курса "Человек, общество, мир" ученик должен:

Знать / понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, ме­сто и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важней­ших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, меха­низмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, законо­мерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, ус­танавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных яв­лений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и при­родной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; системати­зировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познава­тельных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различ­ными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной соци­альной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и граж­данской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обя­занностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением

В модели элективного курса «Человек, общество, мир» для 9 класса важным аспектом является самостоятельная творческая деятельность учащихся – написание эссе обществоведческого характера, решение практической части заданий ОГЭ семинары и диспуты учащихся, что характеризует деятельностный принцип обучения.

Отличительной чертой элективного учебного курса является целостность:

по содержанию обществоведческих знаний;

по методам обучения, последовательно ориентирующим познавательную, исследовательскую деятельность учащихся на выявление общественных закономерностей, процессов и явлений;

по интегративно-предметной системе обучения, при которой усвоение содержания предмета «Обществознание» объединяется для качественной подготовки к ОГЭ;

по комплексному диагностированию эффективности учебно-воспитательного процесса.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Особенностью элективного курса является его направленность на гуманизацию, понимание сущности современной позиции России на международной арене, на воспитание обучающихся с активной гражданской позицией, любящих и уважающих свое Отечество.

Содержание учебного предмета

9 класс

1. Введение. Основной государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (1 ч).

Основной государственный экзамен и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ОГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).

2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ОГЭ (33)

2.1 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (9 ч.).

Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.

Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.

Модели заданий части 1 и части 2 по данному содержательному блоку.

Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данному содержательному блоку.

2.5 «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы (14 ч.).

Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура.

Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право.

Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данному содержательному блоку.

2.5 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (10ч.).

Что такое экономика. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Типы экономических систем. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система. Командная и смешанная экономические системы. Силы, которые управляют рынком. Что такое спрос. От чего зависит предложение товаров. Как работает рынок. Формирование рыночных цен. Рынок на практике, или Как реально организована торговля. Мир денег. Причины возникновения и формы денег. Функции денег в современной экономике. Банковская система. Причины появления и виды банков. Принципы кредитования. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. Человек на рынке труда. Экономическая природа рынка труда. Что такое заработная плата и от чего она зависит. Социальные проблемы рынка труда. Профсоюзы и трудовые конфликты. Социальные факторы формирования заработной платы. Экономические проблемы безработицы. Причины и виды безработицы. Как можно сократить безработицу. Что такое фирма и как она действует на рынке. Зачем создаются фирмы. Экономические основы деятельности фирмы. Предприниматель и создание фирмы. Условия создания успешного бизнеса. Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия. Доходы и расходы семей. Влияние инфляции на семейную экономику. Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения. Экономические задачи государства. Причины и формы участия государства в регулировании экономики. Макроэкономические процессы в экономике страны. Государственные финансы. Налоги как источник доходов государства. Как формируется и расходуется государственный бюджет. Экономический рост. Что такое экономический рост и как можно его ускорить. Какие экономические проблемы тревожат человечество в 21 в. Организация международной торговли. Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Валютный рынок и конвертируемость валют. Экономическое устройство России на рубеже 20-21 вв. к какой категории относится экономика России. Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации. Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий 1 и 2 данной содержательной линии.

Календарно-тематическое планирование 9 класс

Наименование разделов и тем

Дата

Краткое содержание занятия

1

Введение. Основной государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (1ч)

2.09

Знакомство со структурой КИМ.

2

Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (9 ч.).

Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды.


9.09

Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.

Модели заданий части 1 и части 2 по данному содержательному блоку.

Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному содержательному блоку.


3

Политическая система, ее структура и функции.

16.09

4

Признаки, функции, формы государства.

Государственный аппарат.

23.09

5

Избирательные системы. Человек в политической жизни. Политическое участие.

30.09

6

Политические партии и движения. Становление многопартийности в России.

7.10

7

Политическая идеология.

14.10

8

Политический режим.

21.10

9

Местное самоуправление. Политическая культура.

28.10

10

Гражданское общество. Правовое государство.

11.11

11

«Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы (14 ч.).

Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм.

18.11

Проблемные вопросы. Правоотношения.

Система права.

Правовые акты.

Международное гуманитарное право.

Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данному содержательному блоку.


12

Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты.

25.11

13

Правоотношения. Правонарушения.

Юридическая ответственность и ее виды.

2.12

14

Правоохранительные органы.

9.12

15

Конституция Российской Федерации. Основы Конституционного строя РФ.

16.12

16

Федерация, ее субъекты.

23.12

17

Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ.

13.01

Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.

Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 данных содержательных линий

18

Институт президентства.


30.01

19

Публичное и частное право.

6.02

20

Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.

13.02

21

Правовые основы брака и семьи.

20.02

Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.

Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.

22

Международные документы по правам человека.

27.02

23

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

5.03

24

Правовая культура.

12.03

25

Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (10ч.).

Что такое экономика. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы.

19.03

Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий 1 и 2 данной содержательной линии.


26

Типы экономических систем. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система. Командная и смешанная экономические системы. Силы, которые управляют рынком. Что такое спрос. От чего зависит предложение товаров. Как работает рынок. Формирование рыночных цен. Рынок на практике, или Как реально организована торговля.

2.04

27

Мир денег. Причины возникновения и формы денег. Функции денег в современной экономике. Банковская система. Причины появления и виды банков. Принципы кредитования. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны.

9.04

28

Человек на рынке труда. Экономическая природа рынка труда. Что такое заработная плата и от чего она зависит. Социальные проблемы рынка труда. Профсоюзы и трудовые конфликты. Социальные факторы формирования заработной платы. Экономические проблемы безработицы. Причины и виды безработицы. Как можно сократить безработицу.

16.04

29

Что такое фирма и как она действует на рынке. Зачем создаются фирмы. Экономические основы деятельности фирмы. Предприниматель и создание фирмы. Условия создания успешного бизнеса. Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия. Доходы и расходы семей. Влияние инфляции на семейную экономику. Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения.

23.04

30

Экономические задачи государства. Причины и формы участия государства в регулировании экономики. Макроэкономические процессы в экономике страны. Государственные финансы.

30.04

31

Налоги как источник доходов государства. Как формируется и расходуется государственный бюджет. Экономический рост. Что такое экономический рост и как можно его ускорить. Какие экономические проблемы тревожат человечество в 21 в.

7.05

32

Организация международной торговли. Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Валютный рынок и конвертируемость валют.

14.05

33

Экономическое устройство России на рубеже 20-21 вв. К какой категории относится экономика России? Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации.

21.05

34

Обобщающее занятие

21.05



Календарно-тематическое планирование 11 класс

№п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Краткое содержание занятия

дата


Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы.

1



1.

ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации.


Организационные вопросы Знакомство с демоверсией

7.09


Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы

3



2.

Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества.


Тест №1 Часть 1

Задания на классификацию

14.09

3.

Общество и природа. Общество и культура.


Тест №2 Часть 1

Задания на классификацию

21.09

4.

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.


Тест №3 Часть 1

Задания на классификацию

28.09


Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание»

3



5.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.


Тест №1 Часть 2 задания повышенного уровня сложности

5.10

6.

Бытие человека. Потребности и интересы человека.


Тест №2 Часть 2 задания повышенного уровня сложности

12.10

7.

Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека.


Тест №3 Часть 2 задания повышенного уровня сложности

19.10


«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы.

3



8.

Социальное взаимодействие и общественные отношения.


Тест №4 Часть 2 задания повышенного уровня сложности

26.10

9.

Социальные группы и их классификация.


Тест №4 Часть 1

Задания на классификацию

2.11

10.

Социальный статус. Социальная роль.


Тест №5 Часть 2 задания повышенного уровня сложности

16.11


Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»

11



11.

Что такое экономика. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы.


Тест №6 Часть 2 задания повышенного уровня сложности

23.11

12.

Традиционная экономическая система.


Тест №5 Часть 1

Задания на классификацию

30.11

13.

Рыночная экономическая система.


Тест №6 Часть 1

Задания на классификацию

7.12

14.

Командная и смешанная экономические системы.


Тест №7 Часть 1

Задания на классификацию

14.12

15.

16.

Что такое спрос.

Промежуточный контроль


Тест №8Часть 2 задания повышенного уровня сложности

21.12


17.

Формирование рыночных цен.


Тест №9 Часть 1

Задания на классификацию

28.12

18.

Причины возникновения и формы денег.


Тест №9 Часть 2 задания повышенного уровня сложности

18.01

19.

Функции денег в современной экономике.


Тест №10 Часть 1

Задания на классификацию

25.01

20.

Причины появления и виды банков. Принципы кредитования.


Тест №10 Часть 2 задания повышенного уровня сложности

1.02

21.

Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны.


Тест №11 Часть 1

Задания на классификацию

8.02


Содержательная линия «Политика»

систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов.

8



22.

Власть, ее происхождение и виды.


Тест №11 Часть 2 задания повышенного уровня сложности

15.02

23.

Политическая система, ее структура и функции.


Тест №12 Часть 1

Задания на классификацию

22.02

24.

Государственный аппарат.


Тест №12 Часть 2 задания повышенного уровня сложности

29.02

25.

Избирательные системы. Политические партии и движения.


Тест №13 Часть 1

Задания на классификацию

7.03

26.

Становление многопартийности в России. Политическая идеология.


Тест №13 Часть 2 задания повышенного уровня сложности

14.03

27.

Местное самоуправление. Политическая культура.


Тест №14 Часть 1

Задания на классификацию

21.03

28.

Гражданское общество. Правовое государство.


Тест №14 Часть 2 задания повышенного уровня сложности

4.04

29.

Человек в политической жизни. Политическое участие.


Тест №15 Часть 1

Задания на классификацию

11.04


«Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы.

6



30.

Право в системе социальных норм.


Тест №15 Часть 2 задания повышенного уровня сложности

18.04

31.

Система права: основные отрасли, институты, отношения.


Тест №16 Часть 1

Задания на классификацию

25.04

32.

Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения.


Тест №16 Часть 2 задания повышенного уровня сложности

25.04

33.

Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право.


Тест №17 Часть 1

Задания на классификацию

16.05

34.

Юридическая ответственность и ее виды.


Тест №17 Часть 2 задания повышенного уровня сложности

23.05







4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!