Элективного курс «Занимательная биология»

Категория: Биология

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс  для углубленного изучения биологии " Занимательная биология " имеет чётко выраженную предметную направленность. В единстве с основным школьным курсом биологии элективный курс  будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися основных биологических понятий, фактов, методов биологической науки с опорой на внутри- и межпредметная связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение и восприятие учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры .В соответствии с поставленными задачами структура элективного курса " Занимательная биология " включает 5 основных тем: Многообразие растений; Особенности строения растений; Процессы в жизни растения; Времена года и растения;

Правда и вымысел о растениях;

Программа элективного курса  направлена формирование у учащихся ценностного отношения к биологическим знаниям как к важнейшему компоненту естественнонаучной картины мира. Отбор содержания проведен с учетом культуро сообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Содержание курса предполагает использование в учебном процессе межпредметных связей с курсами биологии, химии, географии, что способствует формированию системных знаний у школьников, пониманию взаимосвязи процессов и явлений. Программа элективного курса рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся по 1 часу в неделю. В данной программе предусмотрено проведение десять лабораторных работ и три экскурсии.

 

Основные методики изучения биологии на данном уровне:

  • обучение через опыт и сотрудничество;
  • учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, обобщение знаний после завершения изучения крупных тем);
  • личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

 

 

 

 

 

Цель:

  • расширение и углубление знаний учащихся, полученных при изучении основного школьного курса биологии;
  • развитие общекультурных компетентностей учащихся;
  • формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению биологической науки.

Задачи :

  • создание условий для углубления и расширения знаний по биологии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;
  • формирование у учащихся ценностного отношения к биологическим знаниям как к важнейшему компоненту естественнонаучной картины мира;
  • развитие общекультурных компетентностей на основе внутри - и межпредметной интеграции биологии с другими учебными предметами естественнонаучного и гуманитарного циклов;
  • формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой.

 

Просмотр содержимого документа
«Элективного курс «Занимательная биология»»

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс для углубленного изучения биологии " Занимательная биология " имеет чётко выраженную предметную направленность. В единстве с основным школьным курсом биологии элективный курс будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися основных биологических понятий, фактов, методов биологической науки с опорой на внутри- и межпредметная связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение и восприятие учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры .В соответствии с поставленными задачами структура факультативного курса " Занимательная биология " включает 5 основных тем: Многообразие растений; Особенности строения растений; Процессы в жизни растения; Времена года и растения;

Правда и вымысел о растениях;

Программа элективного курса направлена формирование у учащихся ценностного отношения к биологическим знаниям как к важнейшему компоненту естественнонаучной картины мира. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Содержание курса предполагает использование в учебном процессе межпредметных связей с курсами биологии, химии, географии, что способствует формированию системных знаний у школьников, пониманию взаимосвязи процессов и явлений. Программа элективного курса рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся по 1 часу в неделю. В данной программе предусмотрено проведение двенадцать лабораторных работ, восемнадцать практикумов и восемь экскурсии.

Основные методики изучения биологии на данном уровне:

  • обучение через опыт и сотрудничество;

  • учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся;

  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, обобщение знаний после завершения изучения крупных тем);

  • личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

  Формы и методы работы:

  • Словесный,

  • наглядные,

  • работа с текстом,

  • беседа,

Цель:

  • расширение и углубление знаний учащихся, полученных при изучении основного школьного курса биологии;

  • развитие общекультурных компетентностей учащихся;

  • формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению биологической науки.

Задачи :

  • создание условий для углубления и расширения знаний по биологии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;

  • формирование у учащихся ценностного отношения к биологическим знаниям как к важнейшему компоненту естественнонаучной картины мира;

  • развитие общекультурных компетентностей на основе внутри - и межпредметной интеграции биологии с другими учебными предметами естественнонаучного и гуманитарного циклов;

  • формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой.

































Ожидаемый результат



  1. Учащиеся смогут использовать знания для объяснения особенности строения и жизнедеятельности растений и значение растений в природе и жизни человека

  2. Учащиеся бережно относятся к   природе.

  3. Учащиеся смогут использовать знания для объяснения основных принципов построения простейшего эксперимента, правила оформления и представления исследовательской работы.

  4. Учащиеся смогут использовать знания и прогнозировать, сравнивать, анализировать, оценивать свою деятельность и делать соответствующие выводы.

  5. Защита научных проектов учащимися по теме:

  • Краткая история растения в символах, гербах.

  • Симметрия в мире растений.

  • Фотоальбом «Многообразие растении»

  • Лекарственные растения

































Содержание программы

Вводное занятие (1 час)

Удивительный мир растений. Гиганты и пигмеи. Эксклюзивные экземпляры.

Тема 1. Многообразие растений ( 4 часа).

Разновидности растений по внешнему виду, месту произрастания, условиям существования, одноклеточные и многоклеточные растения, светолюбивые и теневыносливые, цветковые, культурные и дикорастущие. Флора. Растительность.

Признаки царства растений.

Роль растений в природе и жизни человека.

Растения своей местности; охраняемые растения.



Лабораторные работы.

1. Одноклеточные растения под микроскопом.

2. Рассматривание гербарных образцов растений разных отделов и классов.

3.Охраняемые растения."Красная книга".

Экскурсия в природу «Многообразие растений своего города и территории, прилегающей к нему»



Тема 2. Особенности строения растений (5 часов)

Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения. Гомологичные органы.

Видоизменения органов и их значение в жизни растений.



Лабораторные работы.

4.Семенные и споровые растения (на примере ветки сосны с шишками и семенами, вайи папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).

5. Строение семени двудольных и однодольных растений (на примере семени подсолнечника, пшеницы, яблони, др.)

6. Внешнее строение корней у проростков (гороха, фасоли, подсолнечника, пшеницы).

7. Зоны корня (роста, всасывания, проведения).

8. Внешнее строение листа.

9. Внутреннее строение листа.

10. Видоизменённые органы (корни, стебли, листья, цветки).



Тема 3. Процессы в жизни растения (15 часов).

Процессы жизнедеятельности в растительном организме.

Газообмен. Транспирация.

Растения и вода. Растения морей и пресных водоёмов.

Особенности питания. Автотрофы и гетеротрофы.

Рост и развитие растений.

Растения - паразиты. Растения - хищники. Симбиоз в растительном мире

Выделение. Рождение солнечного камня. "Слышат" ли растения?

Движение у растений. Цветочные часы.

Половое и бесполое размножение.

Расселение растений.

Лабораторные работы.

11.Наблюдение процессов дыхания и фотосинтеза.

12.Наблюдение процессов транспирации.

13.Наблюдение процессов передвижения органических и неорганических веществ по стеблю в листья и обратно.



Экскурсия в теплицу «Размножение растений»

Тема 4. Времена года и растения (4 часа)

Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.

Весенние первоцветы. Влияние абиотических факторов на растения.

Осенние явления. Период покоя в жизни растений.

Экскурсия в природу «Сезонные явления в природе»



Тема 5. Правда и вымысел о растениях (5 часов)



Легенды и предания о растениях.Живые барометры. Ядовитые растения. Меры безопасности и первая помощь при отравлениях.

Почему их так назвали? Симметрия в мире растений.

Растения в символах, гербах,






















































Календарно- тематическое план

№ п/п

Название темы

Вид занятия

Кол-во часов

Дата

1.

Вводное занятие (1 час)

лекция

1

1.09.2018

Тема 1. Многообразие растений ( 4 часа)

2.

Разновидности растений по внешнему виду, месту произрастания, условиям существования, одноклеточные и многоклеточные растения, светолюбивые и теневыносливые, цветковые, культурные и дикорастущие. Флора. Растительность.

Лабораторные работы1. Одноклеточные растения под микроскопом.

2. Рассматривание гербарных образцов растений разных отделов и классов.

лекция, лабораторная работа

1

8.09.2018

3.

Признаки царства растений. Роль растений в природе и жизни человека.

лекция

1

15.09.2018

4.

Растения своей местности; охраняемые растения.

Лабораторная работа3.Охраняемые растения."Красная книга".

лекция, лабораторная работа

1

22.09.2015

5.

Экскурсия в природу «Многообразие растений своего города и территории, прилегающей к нему»

экскурсия

1

29.09.2018

Тема 2. Особенности строения растений (5 часов)

6.

Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения.

Лабораторные работы. 4.Семенные и споровые растения (на примере ветки сосны с шишками и семенами, вайи папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).

лекция, лабораторная работа

1

6.10.2018


7.

Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения.

Лабораторные работы. 5. Строение семени двудольных и однодольных растений (на примере семени подсолнечника, пшеницы, яблони, др.)

лекция, лабораторная работа

1

13.10.2018


8.

Высшие и низшие растения. Вегетативные и генеративные органы растения. Особенности строения и их роль в жизни растения.

Лабораторные работы. 6. Внешнее строение корней у проростков (гороха, фасоли, подсолнечника, пшеницы).

7. Зоны корня (роста, всасывания, проведения).

лекция, лабораторная работа

1

20.10.2018


9.

Гомологичные органы.

Лабораторные работы. 8. Внешнее строение листа.

9. Внутреннее строение листа.

лекция, лабораторная работа

1

27.10.2018

10.

Видоизменения органов и их значение в жизни растений.

Лабораторные работы. 10. Видоизменённые органы (корни, стебли, листья, цветки).

лабораторная работа

1

10.11.2018


Тема 3. Процессы в жизни растения (15 часов)

11.

Процессы жизнедеятельности в растительном организме.

лекция, лабораторная работа

1

17.11.2018

12.

Газообмен. Транспирация.

Растения и вода.

лекция, лабораторная работа

1

24.11.2018

13.

Лабораторная работа. 11.Наблюдение процессов дыхания и фотосинтеза.

лабораторная работа

1

8.12.2018

14.

Лабораторная работа. 12.Наблюдение процессов транспирации.

лабораторная работа

1

15.12.2018

15.

Лабораторная работа. 13.Наблюдение процессов передвижения органических и неорганических веществ по стеблю в листья и обратно.

лабораторная работа

1

22.12.2018

16.

Особенности питания. Автотрофы и гетеротрофы.

лекция, практикум

1

29.12.2018

17.

Растения - паразиты.

лекция, практикум

1

12.01.2019

18.

Растения - хищники.

лекция, практикум

1

19.01.2018


19.

Симбиоз в растительном мире

лекция, практикум

1

26.01.2019

20.

Рост и развитие растений.

лекция, практикум

1

2.02.2019

21.

Выделение. Рождение солнечного камня. "Слышат" ли растения?

лекция, практикум

1

9.02.2019

22.

Движение у растений. Цветочные часы.

лекция, практикум

1

16.02.2019

23.

Экскурсия в теплицу «Размножение растений»

экскурсия

1

23.02.2019

24.

Половое и бесполое размножение.

лекция, практикум

1

2.03.2019


25.

Расселение растений.

лекция, практикум

1

9.03.2019

Тема 4. Времена года и растения (4 часа)

26.

Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.

Весенние первоцветы.

лекция, практикум

1

16.03.2019

27.

Влияние абиотических факторов на растения.

лекция, практикум

1

6.04.2019

28.

Осенние явления. Период покоя в жизни растений.

лекция, практикум

1

13.04.2019

29.

Экскурсия в природу «Сезонные явления в природе»

экскурсия

1

20.04.2019

Тема 5. Правда и вымысел о растениях (5 часов)

30.

Легенды и предания о растениях.

лекция, практикум

1

27.04.2019

31.

Живые барометры.

лекция, практикум

1

4.05.2019

32.

Ядовитые растения. Меры безопасности и первая помощь при отравлениях.

лекция, практикум

1

11.05.2019

33.

Почему их так назвали?

Симметрия в мире растений.

лекция, практикум

1

15.05.2019

34.

Растения в символах, гербах, флагах.

лекция, практикум

1

25.05.2019













































Используемая литература:



1. Программа факультативных занятий по биологии для 6-х классов. " / авт.-сост. И. А. Дунаева. М.: Дрофа, 2009.

2. Риз И., Титтерингтон Р. Выращивание пряно-ароматических и лекарственных растений: Пер. А.Широковой.-М.:КРОН-ПРЕСС,2001.



Электронные ресурсы:

  1. www.school-collection.edu.ru

  2. http://www.prosv.ru

  3. www.it-n.ru,

4. www.zavuch.info

5. www.bio.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

































Учебно- тематическое план



№ п/п

Название темы

Количество часов по рабочей программе

1

Вводное занятие

1

2

Многообразие растений.

4

3

Особенности строения растений.

5

4

Процессы в жизни растения.

15

5

Времена года и растения.

4

6

Правда и вымысел о растениях

4

7

Зачёт

1


Всего

34

































Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас