СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный (факультативный ) курс по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная программа является дополнением к основной программе 11 класса, нацелена на углубление знаний уч-ся по  химии при подготовке к итоговой аттестации 

Просмотр содержимого документа
«Элективный (факультативный ) курс по химии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. Б.Н.Куликова г. Семикаракорска»







Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №1

Пр № 411 от 28.08 2018

Протокол № 1 от 20.08.2018

_____ Ганеев И.И.

«28» августа 2018 года



Рабочая программа элективного курса «Решение расчетных задач»



Предмет: химия

Класс: 11 класс

Учитель: Грецева Надежда Петровна

Стаж: 50

Категория: - первая











2018-2019 учебный год







Пояснительная записка

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы


Рабочая программа по предмету химии на уровне основного общего образования (9, 10 – 11 классов по ФКГОС) разработана на основе:

  • Конституции Российской Федерации.

  • Конвенции о правах ребёнка.

  • Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».

Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ.

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Федерального базисного учебного плана общего образования, утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Программа одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания 08 апреля 2015 года, № 1/15).

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г №189 (зарегистрированы в Минюсте России от 03.03.2011 г, регистрационный №19993).

  • Приказ  МО  и науки РФ №38 от26.01.2016 года" О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253".

  • Концепция Специального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (СФГОС) к структуре основной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ с нарушениями интеллекта.

  • Устава МБОУ СОШ №1.

  • Учебный план МБОУ СОШ № 1 на 2018- 2019 учебный год.

  • Основная образовательная программа основного общего образования (9, 10 – 11 класса по ФКГОС) МБОУ СОШ №1 на 2018 – 2019 учебный год.

  • Календарный учебный график МБОУ СОШ № 1 на 2018 – 2019 учебного года.

  • Положение о рабочей программе учителя МБОУ СОШ №1.

  • Федеральный список учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации на 2018-2019 учебный год.

  • Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.


Настоящая программа является авторской, она составлена с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми владеют учащиеся к моменту окончания основной школы. Актуальность данного курса обусловлена тем, что в программах основной и полной средней школ не отводится дополнительное время на решение задач, в то же время умение решать задачи является универсальным и может быть использовано обучающимися не только на уроках химии, но и при решении задач по математике и физике.

Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей.

Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия.

Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств, совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.

В связи с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования, на курс химии в классах социально-экономического, физико-математического, гуманитарного профилей отводится в учебном плане 1 час в неделю, что не позволяет уделить достаточно времени на решение задач. Один из вариантов решения этой проблемы – включение в учебный план элективного курса «Решение задач», структура которого и время проведения не противоречат последовательности изучения тем в базовом курсе «Органическая химия». В этом курсе используются общие подходы к методике решения как усложненных, нестандартных задач, так и задач школьного курса, применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики.


Элективный курс выполняет следующие функции:

  • развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;

  • позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;

  • позволяет школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии.

Цели элективного курса:

  • воспитание личности, имеющей развитое естественно-научное восприятие природы; развитие творческого потенциала учащихся;

  • развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения; закрепление, систематизация знаний учащихся по химии;

  • обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии.


Задачи элективного курса:

  • учить учащихся приемам решения задач различных типов;

  • закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в новой ситуации;

  • способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики и физики при решении расчетных задач по химии;

  • продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;

  • развивать учебно-коммуникативные навыки.


4. Требования к уровню подготовки обучающихся по ФКГОС:

После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

  • способы решения различных типов задач;

  • основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;

  • стандартные алгоритмы решения задач.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:

  • решать расчетные задачи различных типов;

  • четко представлять сущность описанных в задаче процессов;

  • видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;

  • работать самостоятельно и в группе;

  • самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;

  • владеть химической терминологией; пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.

Учебно-тематическое планирование элективного курса «Решение расчетных задач по химии» для 11 класса


№ п/п


Тема







Количество часов на изучение темы

Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту

образования)


1

Расчеты по формулам химических веществ

4

Учащиеся должны знать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная

масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

Учащиеся должны уметь: определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

2

Решение задач, связанных с растворами веществ

10

3.

Решение расчетных задач с использованием уравнения реакции

14

4.

Расчёты по термохимическим уравнениям

4

5.

Решение расчетных задач с использованием уравнения реакции и понятия «массовая доля»

18

6.

Вывод формул химических соединений различными способами

12

7.

Решение комплексных задач и упражнений по разделам химии

6





















Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Решение расчетных задач по химии» для 11 класса

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

Количество часов

  1. Расчеты по формулам химических веществ

1,2

3-4.09

Относительная плотность газов.

2

3,4

10-11.09

Массовая доля элементов в веществе.

2


  1. Решение задач, связанных с растворами веществ


5,6

17-18.09

Способы выражения состава растворов, массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. .

2

7,8

24-25.09

Массовая доля растворённого вещества

2

9,10

1-2.10

Задачи, связанные с выпариванием воды из раствора с образованием раствора с новой массовой долей растворенного вещества.

2

11,12

8-9.10

Задачи, связанные со смешиванием растворов. «Правило креста», или «квадрат Пирсона».

2

13,14

15-16.10

Задачи, связанные со смешиванием растворов. «Правило креста», или «квадрат Пирсона». Закрепление

2


  1. Решение расчетных задач по уравнениям химических реакций


15,16

22-23.10

Нахождение массы вещества по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ.

2

17,18

6-12.11

Нахождение объёма газа по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ.

2

19,20

13-19.11

Нахождение массы вещества или объёма газа по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ. Закрепление.

2

21,22

20-26.11

Соотношение объёмов и массы газов при химических реакциях.

2

23,24

27.11-3.12

Соотношение объёмов и массы газов при химических реакциях. Закрепление.

2

25,26

4-10.12

Вычисление массы продукта реакции, если известны массы исходных веществ, одно из которых взято в избытке.

2

27,28

11-17.12

Вычисление массы продукта реакции, если известны массы исходных веществ, одно из которых взято в избытке. Закрепление.

2


  1. Расчеты по термохимическим уравнениям


29,30

18-24.12

Расчёты по термохимическим уравнениям.

2

31,32

25.12-14.01

Расчёты по термохимическим уравнениям. Закрепление.

2


  1. Решение расчетных задач с использованием уравнения реакции и понятия «массовая доля»


33,34

15-21.01

Вычисление массы продукта реакции, если для неё взят раствор с определённой массовой долей исходного вещества.

2

35,36

22-28.01

Вычисление массы продукта реакции, если для неё взят раствор с определённой массовой долей исходного вещества. Закрепление

2

37,38

29.01-4.02

Вычисление массы продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего определённую массовую долю примеси ( в %).

2

39,40

5-11.02

Вычисление массы продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего определённую массовую долю примеси ( в %). Закрепление

2

41,42

12-18.02

Вычисление массовой доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

2

43,44

19-25.02

Вычисление массовой доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Закрепление

2

45,46

26.02-4.03

Вычисление объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

2

47,48

5-11.03

Вычисление объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Закрепление

2

49,50

12-18.03

.Вычисление массовой и объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного Закрепление

2

  1. Вывод формул химических соединений различными способами


51,52

19.03-1.04

Определение молекулярной формулы газа по его относительной плотности

2

53,54

2-8.04

Определение молекулярной формулы газа по его относительной плотности. Алгебраический способ решения

2

55,56

9-15.04

Определение молекулярной формулы газа по его относительной плотности. Закрепление

2

57,58

16-22.04

Определение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания.

2

59,60

23-29.04

Определение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания. Закрепление.

2

61,62

30.04-6.05

Определение молекулярной формулы вещества различными способами. Обобщение

2

  1. Решение комплексных задач и упражнений по разделам химии

63,64

713.05

Решение комплексных задач и упражнений по неорганической химии

2

65,66

14-20.05

Решение комплексных задач и упражнений по органической химии.

2

67

21.05

Решение комплексных задач и упражнений по органической химии.

1









































СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ №1

от «20» августа 2018 года № 1

_______________ Казаринова Т.А.

Подпись руководителя МСФ.И.О.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

__________________ Мандрыка Г.А.

подпись


«20»августа 2018 года





10