Элективный курс
«Я – юный оренбуржец!»
для учащихся 1-х классов
общеобразовательных учреждений
Автор:
Лихошерст Юлия Викторовна
кандидат педагогических наук,
учитель начальных классов
Оренбург, 2020г.
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Я – юный оренбуржец» ориентирована на первичное знакомство и изучение истории родного края. Постепенно открывая для себя неведомые доселе страницы истории Оренбургской области, культивируя в себе интерес к историческому поиску, юный гражданин сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий и развития области.
Данная программа должна быть интересна учащимся 1 классов общеобразовательных учреждений, которые должны иметь первичные представления о городе Оренбурге и Оренбургской области. Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к многовековой истории родного края, но и к совсем скромной истории родного города, посредством формирования навыков поисковой работы.
Цель курса – патриотическое и гражданское воспитание, формирование активной гражданской позиции, общее и творческое развитие личности, подготовка к активной социальной жизни.
Задачи курса:
- социально-педагогические (формирование гражданского и патриотического мировоззрения, культуры общения с микро- и макроколлективом, воспитание чувства гордости, сопричастности и ответственности за историю своей страны, воспитание бережного отношения к историческому наследию русского народа);
- обучающие (первичные представления углубленного изучение истории родного края, изучение основ поисковой);
- познавательные (формирование навыков поиска информации и получение знаний об исторических особенностях развития родного края);
- развивающие (развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое развитие учащихся через обучение грамотной формулировке игровых вопросов с учетом различных параметров игр, как-то возрастные особенности играющих, тематика игры);
- мотивационные (создание комфортной обстановки и атмосферы сотрудничества, посредством диалога с учащимися по поводу необходимой глубины изучения материала).
К ожидаемым результатам следует отнести:
- факт осознанного продолжения изучения истории края и истории вообще;
- участие и победа команды учащихся данного элективного курса в исторических интеллектуальных играх;
- высокий уровень познавательной активности;
- толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания.
Элективный курс рассчитан на учащихся 1 классов общеобразовательных учреждений, объемом 11 часов (1 занятие в неделю, IV четверти), к курсу прилагается дидактический материал (раздаточный материал на каждого учащегося).
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Формы и методы организации деятельности | Количество часов |
1 | Введение | Беседа. Видеофильм о образовательном учреждении, в котором дети учатся. | 1 |
2 | Страна, в которой находится г.Оренбург. | Карта страны России и карта города Оренбурга. Приложение 1. | 1 |
3 | Город, в котором я живу. | Карта города Оренбурга. Приложение 2. | 1 |
4 | Достопримечательности города, в котором я живу. | Работа с книгами об Оренбурге, а также электронным каталогом достопримечательностей г.Оренбурга. Приложение 3. | 1 |
5 | Окрестности города, в котором я живу. | Работа по карте г.Оренбурга. Приложение 4. | 1 |
6 | Гимн, герб, флаг России и г.Оренбурга, Оренбургской области. | Работа с наглядным материалом (флаги, гербы, гимны) России и г.Оренбурга. Приложение 5. | 1 |
7 | Область, в которой я живу. | Работа по карте Оренбургской области. Приложение 6. | 1 |
8 | Кто живет г.Оренбурге и Оренбургской области? | Работа с иллюстративным материалом. Приложение 7. | 1 |
9 | Известные жители г.Оренбурга. | Работа с иллюстративным материалом. Приложение 8. | 1 |
10 | Моя семья в г.Оренбурге. | Коллективная работа с видео и фото архивами каждой семьи учащихся. Приложение 9. | 1 |
11 | Это мой город Оренбург! | На основе полученных знаний учащимися создается коллективный проект «Это мой город Оренбург!» | 1 |
| | ИТОГО | 11 |
По окончанию элективного курса учащимся предлагается создать проект «Это мой город Оренбург!», который подается на городской конкурс.
Литература
1.
Приложение 1.
Как называется страна, в которой ты живёшь?
_____________________________________________
Продолжи предложение:
Я гражданин_______________________________________________________
Как называется столица России?
_______________________________________________
Какие города ты знаешь, напиши, опираясь на карту.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Как называется город, в котором ты живешь?
__________________________________
В каком городе ты родился?
_____________________________________
Посмотри на карту города Оренбурга и напиши названия улиц (но не забудь про самую главную улицу города).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3.
Н арисуй одну, из понравившихся, достопримечательностей города Оренбурга.
Приложение 4.
Как ты можешь объяснить, что такое окрестность?
Напиши, как ты понимаешь, окрестность города – это _______________________________________________________________
Нарисуй свою улицу и дом, в котором ты живешь.
Расскажи, как ты безопасно ходишь от дома до школы.
Приложение 5.
Продолжи предложения:
Гимн – это______________________________________________________
Герб – это____________________________________________________
Флаг – это______________________________________________________
Раскрась флаг Российской Федерации
П одумай почему три флага у г.Оренбурга. Раскрась один понравившийся флаг г.Оренбурга
Прослушай гимн России и Оренбурга и подумай, о чём поётся.
Приложение 6.
Область – это_________________________________________________
Как называется область, в которой находится г.Оренбург?
_________________________________________________
Посмотри на карту Оренбургской области и напиши города, которые находятся на территории Оренбургской области?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 7.
Нация – это _____________________________________________________
Кто по нации твоя мама? _______________________________
Кто по нации твой папа?_______________________________
Кто ты по нации?_________________________________
Какой национальности проживают жители г.Оренбурга?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нарисуй национальный костюм своей нации.
Приложение 8.
Рассмотри иллюстрации и допиши предложения:
Губернатор Оренбургской области _________________________________
Глава города Оренбурга _________________________________________
Глава администрации города Оренбурга __________________________
Министр Образования города Оренбурга __________________________
Начальник Отдела Образования города Оренбурга____________________
Приложение 9.
Семья – это_____________________________________________________
Напиши фамилию, имя, отчество:
свою_________________________________________________________
мамы _________________________________________________________
папы__________________________________________________________
брата(сестры)__________________________________________________
Нарисуй свою семью за любимым делом.