Рабочая программа
элективного курса
«Элементарная алгебра в ЕГЭ»
10 класс
1 часа в неделю
34 часа в год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа для 10 класса составлена на основе Программы среднего (полного) общего образования МБОУ «Школа №225» по математике (базовый уровень), Программы элективного курса по алгебре и началам анализа для 10 класса «Элементарная алгебра в ЕГЭ» (авт. Самсонова А.С.), учебного плана МБОУ «СОШ №225» на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно — методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно — планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура программы.
Программа по математике для общеобразовательных учреждений состоит из 6 разделов: пояснительная записка, содержание обучения с распределением учебных часов, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учеников, контрольно-измерительные материалы, литература.
Цели
Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса математики в 5-9 классах;
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как к части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного процесса.
развитие у учащихся интереса к изучению математики;
подготовка к Единому государственному экзамену.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №225» 2014-2015 учебного года на изучение элективного курса по математики в 10 классе отводится 1 час в неделю. С учетом продолжительности учебного года (в 10 классе – 34 недели) общее число уроков элективного курса составляет – 34 часа.
Содержание программы (34 часов)
Раздел I
Числа и вычисления (4 часа)
Проценты. Основные задачи на сложные и простые проценты 1
Пропорции. Основные свойства прямо и обратно пропорциональные величины 1
Решение текстовых задач на движение, работу, десятичную форму записи числа, концентрацию смеси и сплава 2
Раздел II
Алгебраические уравнения (10 часов)
Общие сведения об уравнениях. Целые рациональные алгебраические уравнения с одним неизвестным первой и второй степени 2
Уравнения высших степеней 2
Иррациональные уравнения 1
Использование нескольких приемов при решении уравнений 2
Уравнения содержащие переменную под знаком модуля 2
Раздел III
Система алгебраических уравнений (5 часов)
Системы линейных уравнений с двумя и тремя переменными.
Обзор методов их решения 2
Использование графиков при решении систем 1
Задачи на составление систем уравнений 2
Раздел IV
Алгебраические неравенства (8 часов)
Неравенства с одной переменной. Методы решения (лекция) 2
Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля 2
Иррациональные неравенства 2
Системы неравенств 2
Раздел V
Алгебраические задачи с параметрами (7 часов)
Что такое задача с параметрами. Аналитический подход. Выписывание ответа (описание множеств решений) в задачах с параметрами (лекция) 2
Рациональные задачи с параметрами (практика) 1
3. Календарно-тематическое планирование
тема | № | Поурочная тема | Дата | Корректировка |
план | факт |
1 четверть (9 уроков) 2 четверть (7 уроков) 3 четверть (10 уроков) 4 четверть ( 8 уроков) |
Числа и вычисления (4 часа) | 1 | Проценты. Основные задачи на сложные и простые проценты | | | |
2 | Пропорции. Основные свойства прямо и обратно пропорциональные величины | | | |
3 | Решение текстовых задач на движение, работу, десятичную форму записи числа | | | |
4 | Решение текстовых задач на концентрацию смеси и сплавы. | | | |
Алгебраические уравнения 10 часов) | 5 | Общие сведения об уравнениях. Целые рациональные алгебраические уравнения с одним неизвестным первой и второй степени. | | | |
6 | Целые рациональные алгебраические уравнения с одним неизвестным первой и второй степени. | | | |
7 | Уравнения высших степеней | | | |
8 | Уравнения высших степеней. Решение задач из ЕГЭ | | | |
9 | Иррациональные уравнения. | | | |
10 | Иррациональные уравнения.. Решение задач из ЕГЭ | | | |
11 | Использование нескольких приемов при решении уравнений | | | |
12 | Использование нескольких приемов при решении уравнений | | | |
13 | Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. | | | |
14 | Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. | | | |
Система алгебраических уравнений (5 часов) | 15 | Системы линейных уравнений с двумя и тремя переменными. Обзор методов их решения | | | |
16 | Задачи на составление систем уравнений. | | | |
17 | Использование графиков при решении систем. | | | |
18 | Задачи на составление систем уравнений. | | | |
19 | Задачи на составление систем уравнений. | | | |
Алгебраические неравенства (8 часов) | 20 | Неравенства с одной переменной. Методы решения. | | | |
21 | Решение неравенств с одной переменной. | | | |
22 | Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. | | | |
23 | Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. | | | |
24 | Иррациональные неравенства. | | | |
25 | Решение иррациональных уравнений. | | | |
26 | Системы неравенств. | | | |
27 | Решение систем неравенств. | | | |
Алгебраические задачи с параметрами (7 часов) | 28 | Что такое задача с параметрами. Аналитический подход. Выписывание ответа (описание множеств решений) в задачах с параметрами. | | | |
29 | Решение задач с параметрами из ЕГЭ. | | | |
30 | Рациональные задачи с параметрами (практика). | | | |
31 | Задачи с модулями и параметром (практика). | | | |
32 | Расположение корней квадратного трехчлена при решении задач с параметром. | | | |
33 | Расположение корней квадратного трехчлена при решении задач с параметром. (практика) | | | |
34 | Уравнения с параметром | | | |
Распределение часов по четвертям,
выполнение практической части программы.
10 класс.
| 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | итого |
Количество недель | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Количество часов в неделю | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Количество часов в четверть | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Контрольные тесты | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
4. Требования к уровню подготовки обучающихся на конец 10 класса
Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, и успешной сдачи ЕГЭ по математике.
Учащиеся должны знать, что такое проценты и сложные проценты, основное
свойство пропорции.
Знать схему решения линейных, квадратных, дробно-рациональных,
иррациональных уравнений.
Знать способы решения систем уравнений.
Знать определение параметра; примеры уравнений с параметром; основные типы
задач с параметрами; основные способы решения задач с параметрами. Знать
определение линейного уравнения и неравенства с параметрами. Алгоритмы
решения линейных уравнений и неравенств с параметрами графическим способом.
Определение квадратного уравнения и неравенства с параметрами. Алгоритмы
решения квадратного уравнения и неравенства с параметрами графическим
Уметь применять вышеуказанные знания на практике.
5. Перечень учебно-методического и материально-
технического обеспечения образовательного процесса
Стандарт основного общего образования по математике |
Примерная программа основного общего образования по математике |
Авторские программы по курсам математики |
Библиотечный фонд |
Учебники и учебные пособия |
Рабочая программа ориентирована на использование учебника для 10 класса: Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений /Н.И. Колягин, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.; Под. ред. А.Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 2010. |
Типовые экзаменационные варианты под ред. И. В. Ященко, Москва, 2015. |
Портреты |
Портреты известных математиков |
Информационно-коммуникационные средства |
Мультимедиапроектор |
Экран (навесной) |
Сканер |
Принтер лазерный |
Копировальный аппарат |
Средства телекоммуникации |
Проектор |
Интерактивная доска |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль |
Комплект стереометрических тел (демонстрационный) |
Комплект стереометрических тел (раздаточный) |
Набор планиметрических фигур |
Специализированная учебная мебель |
Компьютерный стол |
Шкаф секционный для хранения оборудования |
Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования (с остекленной средней частью) |
Стенд экспозиционный |
Ящики для хранения таблиц |
6. Список литературы
Сборник нормативных документов. Математика. М. «Дорфа» 2007 г.
Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г. «Министерство образования Российской Федерации Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Математика 5-11 классы». М. Дрофа 2002
Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений /Н.И. Колягин, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.; Под. ред. А.Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 2010.
Единый государственный экзамен 2010-2015. Математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-М.: Интеллект-Центр, 2010-20015.
Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса /Б.М. Ивлев, С.М. Саакян, С.И. Шварцбурд. – М.: Просвещение, 2003.
Приложение
Контрольно-измерительные материалы с критериями оценивания
Тест
Вариант 1
Задание 1
Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 50 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?
Задание 2
Магазин закупает цветочные горшки по оптовой цене 90 рублей за штуку и продает с наценкой 15%. Какое наибольшее число таких горшков можно купить в этом магазине на 700 рублей?
Задание 3
Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,25 г 3 раза в день в течение 18 дней. В одной упаковке 8 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
Задание 4
Найдите корень уравнения
.
Задание 5
Найдите корень уравнения
.
Задание 6
В 2008 году в городском квартале проживало 20000 человек. В 2009 году, в результате строительства новых домов, число жителей выросло на 3%, а в 2010 году — на 10% по сравнению с 2009 годом. Сколько человек стало проживать в квартале в 2010 году?
Задание 7
Найдите корень уравнения
Если уравнение имеет более одного корня, укажите меньший из них.
Задание 8
Своему постоянному клиенту компания сотовой связи решила предоставить на выбор одну из скидок. Либо скидку 20% на звонки абонентам других сотовых компаний в своём регионе, либо скидку 5% на звонки в другие регионы, либо скидку 15% на услуги мобильного интернета.
Клиент посмотрел распечатку своих звонков и выяснил, что за месяц он потратил 500 рублей на звонки абонентам других компаний в своём регионе, 200 рублей на звонки в другие регионы и 400 рублей на мобильный интернет. Клиент предполагает, что в следующем месяце затраты будут такими же, и, исходя из этого, выбирает наиболее выгодную для себя скидку. Сколько рублей составит эта скидка, если звонки и пользование Интернетом сохранятся в прежнем объёме?
Задание 9
а) Решите уравнение sin2x=cos(3π/2+x).
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку [3π2; 5π2].
Задание 10
Найдите все значения a, при каждом из которых уравнение
x2−|x−5+a|=|x−a+5|−(5−a)2
имеет единственный корень.
Критерии оценки:
4 правильных задания – зачет
«5» - 9-10 заданий
«4» - 7-8 заданий
«3» - 4-6 заданий
«2» - 0-3 заданий