Министерство образования и науки Республики Татарстан
Управление образования исполнительного комитета Зеленодольского
муниципального района РТ
Осиновская гимназия имени С.К. Гиматдинова Зеленодольского
муниципального района РТ
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:
на заседании ММО УО ЗМР Директор гимназии
«___»___________2017г. _____________Абдрахманов Ф.Д.
«___»___________2017г.
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
протокол №___.
«___»___________2017г.
Руководитель ШМО
__________________
ТЕМА КУРСА:
«Мир и человек».
(элективный курс для учащихся 10 классов, рассчитан на 10 часов)
Адаптированная программа, составленная на основе:
Программы по обществознанию 10-11 классов под ред. Л. Н. Боголюбова «Человек и общество» (М, 2001) и модульного курса «Социальная философия» (М., 1998).
Учитель: Валиуллина Н.Н.
Учитель истории
и обществознания
с. Осиново, Зеленодольский р-н РТ
2017г.
Мир и человек
Пояснительная записка.
Программа элективного курса по обществознанию предназначена для учащихся 10 классов, рассчитана на 10 часов. Данная программа элективного курса «Мир и человек» (начальная философия)» предполагает знакомство учащихся с основными научными и обществоведческими, философскими понятиями, направлениями и представляет собой своеобразный интегративный курс начальной философии с биологией, химией, физикой. На протяжении школьных лет учащиеся изучали математику, химию, биологию, физику, историю как отдельные друг от друга науки - вполне самостоятельные, независимые одна от другой. Философия опирается на данные всех наук, на их высшие достижения, объединяя их с целью понять подлинный смысл бытия человека, общества. Вселенной в их неразрывной связи и взаимозависимости.
Задачи курса:
Данный курс призван оказать помощь учащимся лучше разобраться и усвоить такие сложные вопросы, как:
-общие представления о мире, его возникновении и развитии;
- жизнь в космосе, русский космизм о месте человечества во Вселенной;
- начало Вселенной и человека;
- возникновение жизни и человека на Земле;
- природа и сущность человека, его судьба и предназначение.
Курс поможет:
- представлять учащимся различные философские взгляды и теории на поднятые проблемы;
- излагать материал таким образом, чтобы учащиеся имели полную свободу в выборе мнений и взглядов;
- формировать личность учащихся через поднятые на занятиях проблемы и основополагающие вопросы;
- формировать у учащихся способность к коммуникативным функциям, оценочной деятельности.
Элективный курс направлен на достижение следующих целей:
• развитие у учащихся научного мировоззрения, способности сопоставлять, сравнивать различные точки зрения, версии, теории и концепции на ту или иную проблему;
• формирование и развитие умений: видеть проблему, определять и аргументировано представлять собственное отношение к поставленной проблеме в ходе дискуссии; работать с научным понятийным материалом и литературой, владеть поиском и систематизацией научного материала, критически анализировать любую информацию, исследовать ее в форме научных рефератов, проектов, докладов;
• воспитание у учащихся чувства толерантности и уважения к другим мнениям, взглядам.
Содержание программы составлено с учетом возрастных особенностей учащихся 10 класса: лекционная система обучения, дискуссии, решение проблемных заданий, анализ научной литературы, выдвижение собственных гипотез, проблем, нахождение своих путей решения, точек зрений, работа над понятиями и научными терминами, выявление различных подходов и суждений, анализ, сопоставление различных концепций.
В целях контроля знаний по окончанию изучения проводится повторительно-обобщающие занятие в форме семинаров, дискуссий, «круглых столов» по поднятым проблемам и итоговое повторение в виде «философского стола», дискуссий, семинаров. Вопросы учащимся можно давать в виде опережающих заданий (решение учителя зависит от уровня подготовленности класса).
В течение всего курса обучения учащиеся выполняют реферативную работу, исследования по обсуждаемым на занятиях проблемам, которые могут быть представлены как в урочном процессе, так и на семинарах и «круглых столах», в ходе дискуссий. В целях проведения анализа интереса к курсу учащиеся должны будут написать сочинение-эссе по темам: «Что значит для меня философия?», или «Какое место в моей жизни занимает философия», или «Плюсы и минусы курса „Мир и человек"».
Система обучения этой программы - 10 часа, 1 час в неделю. Срок реализации программы - в течение всей третьей четверти.
№ п/п | Тема | Всего часов |
-
| Введение: Что такое философия? | 1 |
-
| Раздел 1: Человек и мир | 2 |
-
| Мир - реальность или иллюзия | 2 |
-
| Возникновение, существование и перспективы мира | 1 |
-
| Мир в его новых смыслах | 1 |
-
| Познание человеком мира и самого себя | 1 |
-
| Вера, мнение, знание | 1 |
8. | Повторительно-обобщающее занятие по разделу I | 1 |
| Итого | 10 |
Литература для учителя и учащихся.
Энциклопедии и интернетные сайты.
Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 8-9 классов. – 3-е изд. – М.: «Русское слово – РС», 2003. – 368 с.
Обществознание. 9 – 11 классы: тестовые задания / авт. – сост. В.С.Медведева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 127 с.
Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова / авт. – сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007. – 410 с.
Обществознание. 5 – 11 классы: внеклассные мероприятия / авт. – сост. Л.Л.Кочергина – Волгоград: Учитель, 2009. – 140 с.
Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание. 11 класс». – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – 112 с.
Человек и общество: Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов и др.; 6-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 414 с.
А.И. Кравченко Обществознание: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений . – 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 192 с.
Настольная книга учителя обществознания: Справочно-методическое пособие / сост. Т.И. Тюляева. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 428 с.