СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Окружность"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Окружность"»







Методическое обеспечение

подготовки к ГИА

(на примере темы

«Окружность и круг»)







Выполнила:

Косицына Ирина Анатольевна

МБОУ СОШ № 1 г. Городище



















г. Городище, Пензенская область, 2018 г.

Данная работа рассчитана на учащихся 9 класса для подготовки к ГИА первая часть на базовом уровне.

  1. Психологический настрой на работу


Дорогие мои ребята! Представьте, что у Вас наступили беззаботные выходные. Все уроки и домашние дела вы переделали. И от нечего делать Вы отправились в зимний лес. Вы попали в зимнюю сказку. С каким удовольствием Вы покатались на лыжах, правда упали раз десять….Потом Вы с ветерком прокатились с горы на санках… А какого снеговика слепили… И с отличным настроением, весёлые вы пришли домой…

Вот с таким отличным настроением мы начнем нашу работу.



  1. Слово учителя:(у детей также лежат распечатки)

Основные проверяемые требования к математической подготовке модуля «Геометрия» - уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.

Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся для

проведения основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ

в 2018 году

5.1. Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей)

5.2. Распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи

5.3. Определять координаты точки плоскости; проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами


Кодификатор элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ


7.4 Окружность и круг


7.4.1 Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла

7.4.2 Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей

7.4.3 Касательная и секущая к окружности; равенство отрезков касательных, проведенных из одной точки

7.4.4 Окружность, вписанная в треугольник

7.4.5 Окружность, описанная около треугольника

7.4.6 Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.





Кодификатор

требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ


7.5 Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин




«Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус.

В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность “устроена” одинаково, что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь.

В русском языке слово “круглый” тоже стало означать высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”.

Если вы когда-либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего “погоняли по кругу”. Фраза “ходить по кругу” обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение “ходить по кругу” очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю.

Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать.»


Типы заданий


1.

Задачи на нахождение центрального, вписанного угла;



2.

Касательная и секущая к окружности

3.

Четырехугольник, вписанный в окружность

4.

Задачи на нахождение величины вписанного угла через дугу, на которую он опирается

АС и BD – диаметры окружности с центром О. Центральный угол AOD равен 118. Найдите вписанный угол ACD. Ответ дайте в градусах.

5.

Задачи на составление уравнения (сопоставление вписанного и центрального угла)

Найдите центральный угол AOB, если он на 78 градусов больше вписанного угла ACB, опирающегося на ту же дугу. Ответ дайте в градусах.

6.

Задачи на нахождение площади круга, кругового сектора, длины окружности и дуги.

  1. Радиус круга равен 51. Найдите его площадь, деленную на π.

  2. Найдите площадь кругового сектора, если радиус круга равен 14, а угол сектора равен 90. В ответе запишите .




Опорный конспект (теоретический материал)



Памятка, используемая при решении геометрических задач

(как для 1 части, так и для 2 части)


Чтение условия задачи

Выполнение чертежа с буквенными обозначениями

Краткая запись условия задачи (формирование базы данных)

Перенос данных условия на чертеж; выделение элементов чертежа различными цветами

Запись требуемых формул и теорем на черновике (формирование базы данных)

«Деталировка» - вычерчивание отдельных деталей на дополнительных чертежах.

Анализ данных задачи, привязка искомых величин к элементам чертежа

«Синтез» - составление «цепочки» действий (алгоритма решения)

Реализация алгоритма решения

Проверка правильности решения

Запись ответа









ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ЗАДАЧ

Задача 1 на тему: Касательная и секущая к окружности.



Дано: АВ – касательная, АВ=12 см; АО – секущая;

АО=13 см.

______________________

Найти R.

БАЗА ДАННЫХ.

  1. Касательная к окружности в точке касания всегда перпендикулярна радиусу.

  2. Теорема Пифагора: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов его катетов.

РЕШЕНИЕ:

  1. Проведем отрезок ОВ – радиус окружности. Следовательно АВ ┴ ОВ.

  2. Рассмотрим треугольник АОВ: прямоугольный, ОВ – радиус.

  3. Из прямоугольного треугольника АОВ по теореме Пифагора = + .

Отсюда находим ОВ= .

  1. Подставим данные из условия задачи АВ=12 см, АО=13 см.

  2. ОВ = = =5.

Ответ: Радиус равен 5 см.



Задача 2 на тему: нахождение углов.



В окружности с центром в точке О проведены диаметры AD и BC, ∟ABO

равен 75°. Найдите величину ∟ ODC.

Дано: АD и BC – диаметры,

∟АВО = 75°.

_____________________

НайтиODC.



БАЗА ДАННЫХ.

  1. Свойство углов при основании равнобедренного треугольника: углы при основании равнобедренного треугольника равны.

  2. Признаки равенства треугольников, первый (по двум сторонам и углу между ними), второй (по стороне и двум прилежащим к ней углам).

  3. Равенство треугольников: треугольники равны, если соответственные стороны равны и соответственные углы равны.

РЕШЕНИЕ.



  1. Рассмотрим треугольник ▲АОВ, равнобедренный. АО=ОВ как радиусы.

  2. ∟ В= ∟А, как углы при основании равнобедренного треугольника.

  3. ▲АОВ = ▲ DОC по двум сторонам и углу между ними: ∟COD = ∟ ВОА, как вертикальные, ОА=OD=R, OB=OC=R.

Значит ∟ODC =∟ OAB равен 750.

Ответ: ∟ ODC=750.



Задача 3 на тему: нахождение площади круга.

Радиус круга равен 14. Найдите его площадь. В ответе запишите .

Дано: R=14.

_____________________

Найти S.

БАЗА ДАННЫХ.

  1. S=π .

  2. Сокращение дробей.



РЕШЕНИЕ:

  1. Подставим данные из условия задачи в формулу площади круга.

S= π =π196=196π.

  1. = =196.

Ответ: 196.





Набор заданий:


  1. Из точки А проведены две касательные к окружности с центром в точке О. Найдите радиус окружности, если угол между касательными равен 60 а расстояние от точки А до точки О равно 6.°

  2. Центральный угол AOB опирается на хорду АВ так, что угол ОАВ равен 60°. Найдите длину хорды АВ, если радиус окружности равен 8.




3.Точка О – центр окружности,

∠AOB

=

84°


 (см. рисунок). Найдите величину угла ACB


(в градусах).

 









Начало формы

4.Точка О – центр окружности,

AOB

=

130°


 (см. рисунок). Найдите величину угла

ACB


(в градусах).

 

Конец формы




Начало формы

5.Точка О

 центр окружности,

∠ BOC

=

160°


 (см. рисунок). Найдите величину угла BAC


 (в градусах).



Конец формы



6.Основание AC равнобедренного треугольника ABC равно 12. Окружность радиуса 8 с центром вне этого треугольника касается продолжения боковых сторон треугольника и касается основания AC в его середине. Найдите радиус окружности, вписанной в треугольник ABC.





 Начало формы

7.Из точки А проведены две касательные к окружности с центром в точке О. Найдите радиус окружности, если угол между касательными равен 60°,



а расстояние от точки А до точки О равно 8.

 

Конец формы



Начало формы

8.Из точки А проведены две касательные к окружности с центром в точке О. Найдите расстояние от точки А до точки О, если угол между касательными равен 60°,



а радиус окружности равен 8.

 


Начало формы

9.В окружности с центром в точке О проведены диаметры AD и BC, угол ABO






 равен 75°



Найдите величину угла ODC




.

Конец формы





Начало формы

10.В окружности с центром в точке O

проведены диаметры AD


и BC


, угол OAB равен 70°


Найдите величину угла OCD



Конец формы




Начало формы

11.В окружности с центром в точке О проведены диаметры AD и BC, угол OAB равен

25°


. Найдите величину угла

OCD


.



Конец формы











Начало формы

12.Точка О – центр окружности,

AOB

=

72°


 (см. рисунок). Найдите величину угла

ACB


(в градусах).

 

Конец формы





Начало формы

13.Точка О – центр окружности,

ACB

=

24°


 (см. рисунок). Найдите величину угла

AOB


(в градусах).

 

Конец формы





Начало формы

14. О – центр окружности,

ACB

=

25°


 (см. рисунок). Найдите величину угла

AOB


(в градусах).

 

Конец формы





Начало формы

15.Точка О – центр окружности,

AOB

=

128°


 (см. рисунок). Найдите величину угла

ACB


(в градусах).

 

Конец формы











Начало формы

16.Точка О – центр окружности,

AOB

=

70°


 (см. рисунок). Найдите величину угла

ACB


(в градусах).

 

Конец формы





Начало формы

17. О – центр окружности,

ACB

=

62°


 (см. рисунок). Найдите величину угла

AOB


(в градусах).

 

Конец формы






Начало формы

18.Точка О – центр окружности,

ACB

=

32°


 (см. рисунок). Найдите величину угла

AOB


(в градусах).

 

Конец формы






Начало формы

19.Точка О – центр окружности,

ACB

=

65°


 (см. рисунок). Найдите величину угла

AOB


(в градусах).

 

Конец формы












Начало формы

20.Точка О – центр окружности,

AOB

=

110°


 (см. рисунок). Найдите величину угла

ACB


(в градусах).

 

Конец формы




Конец формы









Два угла вписанного в окружность четырехугольника равны и . Найдите больший из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах.





Два угла вписанного в окружность четырехугольника равны и . Найдите больший из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах.





Два угла вписанного в окружность четырехугольника равны и . Найдите больший из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах.






Два угла вписанного в окружность четырехугольника равны и . Найдите больший из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах.







Два угла вписанного в окружность четырехугольника равны и . Найдите больший

из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах.






Радиус круга равен 41. Найдите его площадь.






Радиус круга равен 14. Найдите его площадь.





Найдите площадь кругового сектора, если радиус круга равен 4, а угол сектора равен .





Найдите площадь кругового сектора, если радиус круга равен 3,6, а угол сектора равен .





Задание 12. Найдите площадь кругового сектора, если длина ограничивающей его дуги равна , а угол сектора равен .





















Этап рефлексии

Продолжите фразу на данных вам заготовках:

У меня хорошо получается решать задачи типа……………………………………………………………

Мне нужно ещё поработать над ………………….……………………………………………………….

На следующих уроках мне бы хотелось………….……………………………………………………….






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!