Методическое обеспечение
подготовки к ГИА
(на примере темы
«Окружность и круг»)
Выполнила:
Косицына Ирина Анатольевна
МБОУ СОШ № 1 г. Городище
г. Городище, Пензенская область, 2018 г.
Данная работа рассчитана на учащихся 9 класса для подготовки к ГИА первая часть на базовом уровне.
Психологический настрой на работу
Дорогие мои ребята! Представьте, что у Вас наступили беззаботные выходные. Все уроки и домашние дела вы переделали. И от нечего делать Вы отправились в зимний лес. Вы попали в зимнюю сказку. С каким удовольствием Вы покатались на лыжах, правда упали раз десять….Потом Вы с ветерком прокатились с горы на санках… А какого снеговика слепили… И с отличным настроением, весёлые вы пришли домой…
Вот с таким отличным настроением мы начнем нашу работу.
Слово учителя:(у детей также лежат распечатки)
Основные проверяемые требования к математической подготовке модуля «Геометрия» - уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.
Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся для
проведения основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ
в 2018 году
5.1. Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей)
5.2. Распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи
5.3. Определять координаты точки плоскости; проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами
Кодификатор элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ
7.4 Окружность и круг
7.4.1 Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла
7.4.2 Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей
7.4.3 Касательная и секущая к окружности; равенство отрезков касательных, проведенных из одной точки
7.4.4 Окружность, вписанная в треугольник
7.4.5 Окружность, описанная около треугольника
7.4.6 Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Кодификатор
требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ
7.5 Описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин
«Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус.
В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность “устроена” одинаково, что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь.
В русском языке слово “круглый” тоже стало означать высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”.
Если вы когда-либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего “погоняли по кругу”. Фраза “ходить по кругу” обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение “ходить по кругу” очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю.
Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать.»
Типы заданий
1. | Задачи на нахождение центрального, вписанного угла; | |
2. | Касательная и секущая к окружности | |
3. | Четырехугольник, вписанный в окружность | |
4. | Задачи на нахождение величины вписанного угла через дугу, на которую он опирается | АС и BD – диаметры окружности с центром О. Центральный угол AOD равен 118. Найдите вписанный угол ACD. Ответ дайте в градусах. |
5. | Задачи на составление уравнения (сопоставление вписанного и центрального угла) | Найдите центральный угол AOB, если он на 78 градусов больше вписанного угла ACB, опирающегося на ту же дугу. Ответ дайте в градусах. |
6. | Задачи на нахождение площади круга, кругового сектора, длины окружности и дуги. | Радиус круга равен 51. Найдите его площадь, деленную на π. Найдите площадь кругового сектора, если радиус круга равен 14, а угол сектора равен 90. В ответе запишите . |
Опорный конспект (теоретический материал)
Памятка, используемая при решении геометрических задач
(как для 1 части, так и для 2 части)
№ | |
| Чтение условия задачи |
| Выполнение чертежа с буквенными обозначениями |
| Краткая запись условия задачи (формирование базы данных) |
| Перенос данных условия на чертеж; выделение элементов чертежа различными цветами |
| Запись требуемых формул и теорем на черновике (формирование базы данных) |
| «Деталировка» - вычерчивание отдельных деталей на дополнительных чертежах. |
| Анализ данных задачи, привязка искомых величин к элементам чертежа |
| «Синтез» - составление «цепочки» действий (алгоритма решения) |
| Реализация алгоритма решения |
| Проверка правильности решения |
| Запись ответа |
ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ЗАДАЧ
Задача 1 на тему: Касательная и секущая к окружности.
Дано: АВ – касательная, АВ=12 см; АО – секущая;
АО=13 см.
______________________
Найти R.
БАЗА ДАННЫХ.
Касательная к окружности в точке касания всегда перпендикулярна радиусу.
Теорема Пифагора: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов его катетов.
РЕШЕНИЕ:
Проведем отрезок ОВ – радиус окружности. Следовательно АВ ┴ ОВ.
Рассмотрим треугольник АОВ: прямоугольный, ОВ – радиус.
Из прямоугольного треугольника АОВ по теореме Пифагора
=
+
.
Отсюда находим ОВ=
.
Подставим данные из условия задачи АВ=12 см, АО=13 см.
ОВ =
=
=5.
Ответ: Радиус равен 5 см.
Задача 2 на тему: нахождение углов.
В окружности с центром в точке О проведены диаметры AD и BC, ∟ABO
равен 75°. Найдите величину ∟ ODC.
Дано: АD и BC – диаметры,
∟АВО = 75°.
_____________________
Найти ∟ ODC.
БАЗА ДАННЫХ.
Свойство углов при основании равнобедренного треугольника: углы при основании равнобедренного треугольника равны.
Признаки равенства треугольников, первый (по двум сторонам и углу между ними), второй (по стороне и двум прилежащим к ней углам).
Равенство треугольников: треугольники равны, если соответственные стороны равны и соответственные углы равны.
РЕШЕНИЕ.
| Рассмотрим треугольник ▲АОВ, равнобедренный. АО=ОВ как радиусы. ∟ В= ∟А, как углы при основании равнобедренного треугольника. ▲АОВ = ▲ DОC по двум сторонам и углу между ними: ∟COD = ∟ ВОА, как вертикальные, ОА=OD=R, OB=OC=R. Значит ∟ODC =∟ OAB равен 750. Ответ: ∟ ODC=750. |
Задача 3 на тему: нахождение площади круга.
Радиус круга равен 14. Найдите его площадь. В ответе запишите
.
Дано: R=14.
_____________________
Найти S.
БАЗА ДАННЫХ.
S=π
.
Сокращение дробей.
РЕШЕНИЕ:
Подставим данные из условия задачи в формулу площади круга.
S= π
=π196=196π.
=
=196.
Ответ: 196.
Набор заданий:
Из точки А проведены две касательные к окружности с центром в точке О. Найдите радиус окружности, если угол между касательными равен 60 а расстояние от точки А до точки О равно 6.° Центральный угол AOB опирается на хорду АВ так, что угол ОАВ равен 60°. Найдите длину хорды АВ, если радиус окружности равен 8. | |
|
| 3.Точка О – центр окружности, | ∠AOB | = | 84° | | (см. рисунок). Найдите величину угла ACB | | (в градусах). | | |
|
Начало формы 4.Точка О – центр окружности, (см. рисунок). Найдите величину угла (в градусах). Конец формы | |
|
Начало формы | 5.Точка О — центр окружности, | ∠ BOC | = | 160° | | (см. рисунок). Найдите величину угла BAC | | (в градусах). | | Конец формы | 6.Основание AC равнобедренного треугольника ABC равно 12. Окружность радиуса 8 с центром вне этого треугольника касается продолжения боковых сторон треугольника и касается основания AC в его середине. Найдите радиус окружности, вписанной в треугольник ABC. |
Начало формы
| 7.Из точки А проведены две касательные к окружности с центром в точке О. Найдите радиус окружности, если угол между касательными равен 60°, | | а расстояние от точки А до точки О равно 8. |
Конец формы
Начало формы
| 8.Из точки А проведены две касательные к окружности с центром в точке О. Найдите расстояние от точки А до точки О, если угол между касательными равен 60°, | | а радиус окружности равен 8. |
Начало формы 9.В окружности с центром в точке О проведены диаметры AD и BC, угол ABO | | | | | | | | Найдите величину угла ODC | | | | . | Конец формы | |
Начало формы 10.В окружности с центром в точке O | | | | Найдите величину угла OCD | | | | Конец формы | |
Начало формы 11.В окружности с центром в точке О проведены диаметры AD и BC, угол OAB равен . Найдите величину угла . | | Конец формы | |
Начало формы 12.Точка О – центр окружности, (см. рисунок). Найдите величину угла (в градусах). Конец формы | |
Начало формы 13.Точка О – центр окружности, (см. рисунок). Найдите величину угла (в градусах). Конец формы | |
Начало формы 14. О – центр окружности, (см. рисунок). Найдите величину угла (в градусах). Конец формы | |
Начало формы 15.Точка О – центр окружности, (см. рисунок). Найдите величину угла (в градусах). Конец формы | |
|
Начало формы 16.Точка О – центр окружности, (см. рисунок). Найдите величину угла (в градусах). Конец формы | |
Начало формы 17. О – центр окружности, (см. рисунок). Найдите величину угла (в градусах). Конец формы | |
Начало формы 18.Точка О – центр окружности, (см. рисунок). Найдите величину угла (в градусах). Конец формы | |
Начало формы 19.Точка О – центр окружности, (см. рисунок). Найдите величину угла (в градусах). Конец формы | |
Начало формы 20.Точка О – центр окружности, (см. рисунок). Найдите величину угла (в градусах). Конец формы | |
Конец формы
| | | |
Два угла вписанного в окружность четырехугольника равны и . Найдите больший из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах. |
| | | |
Два угла вписанного в окружность четырехугольника равны и . Найдите больший из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах. |
| | | |
Два угла вписанного в окружность четырехугольника равны и . Найдите больший из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах. |
Два угла вписанного в окружность четырехугольника равны
и
. Найдите больший из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах.
Два угла вписанного в окружность четырехугольника равны
и
. Найдите больший
из оставшихся углов. Ответ дайте в градусах.
| | | | | Радиус круга равен 41. Найдите его площадь. | Радиус круга равен 14. Найдите его площадь. | | | | | Найдите площадь кругового сектора, если радиус круга равен 4, а угол сектора равен . | | | | | Найдите площадь кругового сектора, если радиус круга равен 3,6, а угол сектора равен . | | | | | Задание 12. Найдите площадь кругового сектора, если длина ограничивающей его дуги равна , а угол сектора равен . | | | | |
Этап рефлексии
Продолжите фразу на данных вам заготовках:
У меня хорошо получается решать задачи типа……………………………………………………………
Мне нужно ещё поработать над ………………….……………………………………………………….
На следующих уроках мне бы хотелось………….……………………………………………………….