Структура программы
1. Пояснительная записка.
2. Содержание программы.
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
4. Учебно-методический комплекс. Литература.
5. Календарно-тематическое планирование.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«Экология растений», 6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы школы.
Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности растений, условиями среды их обитания, а также с происхождением представителей различных таксономических единиц.
Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя сформировать у обучающихся познавательный интерес к приобретению знаний, любви к природе, к своему краю, дому. Интерес и способности человека развиваются в процессе деятельности, поэтому в изучении биологии, как предмета, необходимо заинтересовать школьника, что биология – это наука, она необходима человеку, т.к. он сам не разделимая часть природы. Для этого эффективно использовать элективные занятия, на которых можно развивать такую организацию обучения, позволяющую ученику вовлекаться в процесс познания данного предмета. При объяснении наблюдаемых явления, обращается внимание на формирование умений наблюдать, фиксировать, классифицировать и анализировать. Навык таких умений позволяет обучающимся осознавать сущность явления протекающих в растениях. Трудно себе представить уроки биологии, на которых не применялись бы, такие методы как – опыт, демонстрация, не проводился бы эксперимент, а элективные курсы являются продолжением урока, что позволяет дополнительно включать в обучение ряд опытов, практических, демонстрационных работ. Велико значение познавательного материала выходящего за рамки учебного процесса, это позволяет формировать всесторонне развитую личность. Программой предусмотрено, возможности для привлечения к самостоятельной деятельности, к обучению планировать ее, ставить проблемы и принимать решения, что позволяет у детей развивать стремления к познанию и творчеству, а также ответственность и сознательную дисциплинированность.
Элективный курс по биологии в 6 классе «Экология растений» знакомит обучающихся с особенностями строения цветковых растений и некоторыми физиологическими процессами, протекающими в них. Он направлен на формирование интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о растительном мире. В рамках данного курса запланирована работа на пришкольном участке для применения полученных знаний на практике. Широкое использование опытных работ в учебном процессе повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует познавательной активности обучающихся.
Цели программы:
1. Развивать у обучающихся устойчивый интерес к биологии как науке; сформировать знания о методах научного познания природы, а также заложить основы исследовательских навыков при изучении природы и выполнении работ такого характера;
2. Формировать бережного отношения к растительному миру;
3. Расширить представления обучающихся о практическом применении биологических знаний;
4. Ознакомить обучающихся с основными профессиями и специальностями, требующими знаний в области биологии.
Планируемые образовательные результаты:
При освоении данной программы обучающиеся достигают следующих результатов:
Личностные
знание основных принципов и правил отношения к живой природе; эстетического отношения к живым объектам.
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
умение работать с разными источниками информации;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умением постановки гипотезы исследования, выбора методов и способов для её реализации, навыками проведения экспериментов, умениями делать обобщения и выводы;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и окружающих;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
Предметными результатами освоения элективного курса по биологии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• знать особенности строения клеток, тканей и органов, и процессов жизнедеятельности растений;
• приводить аргументированные доказательства взаимосвязи растений с состоянием окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
• объяснять роль биологии в практической деятельности людей; роль растений в жизни человека; значения фиторазнообразия;
• сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявлять приспособления культурных растений к среде обитания; проводить уход за растениями пришкольного участка в связи с конкретными их адаптациями;
• овладеть методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
• знать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
• соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
• освоить приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
В эстетической сфере:
• овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы; составлять клумбы пришкольного участка, применяя биологические знания и правила эстетического их составления.
Содержание курса
глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (11 часов)
Покрытосеменные. Разнообразие, распространение, значение.
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Практические работы
Строение семян двудольных растений. Строение зерновки пшеницы. Виды корней. Изучение внутреннего и внешнего строения корня. Изучение строение почек. Изучение строения листа. Изучение видоизмененных побегов. Изучение строения цветка. Ознакомление с разными видами соцветий. Сухие и сочные плоды.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
глава 2. Жизнь растений (5 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Способы размножения растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
ГЛАВА 3. Классификация растений. Многообразие покрытосеменных растений. (15 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
ГЛАВА 4. Природные сообщества (4 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Многообразие растений.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Место предмета в учебном плане
На данный элективный курс отводится 35 часов (1 час в неделю)
Формы организации учебного процесса
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Формы оценки: тестирование, устный и письменный опрос, собеседование.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование.
Формы организации контроля
Коллективная (беседа, объяснение, анкетирование, экскурсии, демонстрация видеоматериалов и т.д.);
Индивидуальная (защита рефератов, выполнение домашних заданий, подготовка презентаций). Итоговый контроль: защита проекта.
Тематическое планирование элективного курса «Экология растений», 6 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Тема урока | Практические работы | Экскурсии |
1 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 11ч. | 1.Строение семян однодольных растений. Строение семян двудольных растений. 2.Виды корней. Типы корневых систем. 3.Условия произрастания и видоизменения корней. 4.Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. 5.Внешнее строение листа. 6.Клеточное строение листа. 7.Видоизменение листьев. 8.Видоизменение побегов. 9Цветок и его строение. Соцветия. 10.Плоды и их классификация 11. Распространение плодов и семян. | 1.Строение семян двудольных и однодольных растений. 2.Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. 3. Строение почек. Расположение почек на стебле. 4. Листья простые и сложные. 5.Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). 6.Строение цветка. 7.Различные виды соцветий. 8.Многообразие сухих и сочных плодов | |
2 | Жизнь растений | 5ч. | 1.Фотосинтез. Дыхание растений 2.Испарение воды растениями. Листопад. Экскурсия «Зимние явления в жизни растений» 3.Передвижение воды и питательных веществ в растении 4.Способы размножения растений. Размножение голосеменных растений 5. Размножение покрытосеменных растений. Вегетативное размножение покрытосеменных. | 9.Передвижение воды и минеральных веществ. 10.Вегетативное размножение комнатных растений. | 1.Зимние явления в жизни растений |
3 | Классификация растений | 15ч. | 1.Систематика растений. 2.Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные. 3.Розоцветные. 4. Семейства Пасленовые. 5.Бобовые. 6.Семейство Сложноцветные. 7. Класс Однодольные. Семейства 8. Злаковые. 9.Лилейные. 10. Важнейшие сельскохозяйственные растения. Культурные растения. | | |
4 | Природные сообщества | 4ч. | 1.Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. 2. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. 3. Подготовка проекта. 4. Защита проекта. | | 2.Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ» 6 КЛАСС
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы.
Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
У обучающихся сформированы УУД:
Регулятивные
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
• Работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно.
• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
• Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
• Вычитывать все уровни текстовой информации.
• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (клеток растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• овладение методами биологической науки: постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Материально- техническое, учебно-методическое, информационное обеспечение учебного процесса
Литература:
1 Акимушкин И.И. Занимательная биология. М.: «Молодая гвардия». 1972.304с.
2. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (по страницам Красной книги СССР). Агропромиздат1989. 383 с.
3. Баранов В.Д., Устименко Г.В. Мир культурных растений. Справочник.
4. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. М: Колос, 1992.191с.
5. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание.1996. 573с.
6. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. Дрофа. 2002 г.320с.
7. Мозговая О.А., Шаронова И.В. Основы декоративного зеленого строительства: учеб. Пособие. - Самара: Изд-во «Универс группа», 2008. - 93 с.
8. Морфология растений. Часть 1. Морфология листа: Методические рекомендации. /Сост. Т.К. Шишова, Н.С. Ильина – Самара: ПГСГА,2011. – 24с.
9. Нехуженко Н.А. Основы ландшафтного пректирования и ландшафтной архитектуры СПб.: Издательский дом «Нева», 2004. - 192с.
10. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: книга для учащихся. М: Просвещение, 1991. 239с.
11. Родионова Г.Н. Практикум по демэкологии растений: Учебное пособие. - Самара: Изд- во СГПУ, 2008. - 148с.
12. Удивительный мир растений / под ред. Г.А. Денисова. - М.: Просвещение, 1981. - 125 с.
13. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения – 6 кл. – М.: Дрофа, 2014.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться во время проведения элективного курса, относятся компьютер, электронный микроскоп, интерактивная доска.
Электронные диски
1.Репетитор БИОЛОГИЯ
2.Электронный атлас для школьника БОТАНИКА 6-7класс
Таблицы
Набор таблиц по ботанике.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ. 6 класс
«ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ»
№ урока | Дата | Тема | Содержание | Вид деятельности ученика | УУД | Д/З |
План. | Факт |
глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (11 часов) | | |
1 | 1.09 | | Предмет «Экология растений», содержание и методы. | | | | |
2 | 8.09 | | Строение семян растений | Строение семян. Практическая работа Изучение строения семян двудольных и однодольных растений | Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают и применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа. | Регулятивные: Умение высказать предположение и его доказать; умение преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Коммуникативные: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при выполнении исследовательских заданий. | §1 |
3 | 15.09 | | Виды корней. Типы корневых систем. | Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы. Практическая работа Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы | Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем | Р: умение преобразовывать практическую задачу в познавательную П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями К: инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов | §2 |
4 | 22.09 | | Условия произрастания и видоизменения корней. | Приспособления корней к условиям существования. Видоизменения корней. | Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней | Р: Умение высказывать предположение и его доказать. П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Структурирование знаний из личного опыта К: Умение задавать вопросы | §4 |
5 | 29.09 | | Побег и почки. (деревья и кустарники) | Побег. Листорасположение. Расположение почек на стебле. Практическая работа Определение растений в безлистном состоянии (кустарники) на местных видах. Определение растений в безлистном состоянии (деревья) на местных видах. | Закрепляют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка» «узел», «междоузлие», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Отрабатывают навыки работы с визуальными определителями. Анализируют результаты лабораторной работы. | Р: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, П: Использовать приёмы работы с информацией К: определение целей, , способов взаимодействия, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции | §5 |
6 | 6.10 | | Внешнее строение листа | Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев. Практическая работа Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение | Определяют понятия: «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев | Р: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. П: Использовать приёмы работы с информацией К: отстаивание своей позиции, умение строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре | §6 |
7 | 13.10 | | Видоизменения листьев. Влияние факторов среды на строение листа. | Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев. | Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». | Р: свободно ориентироваться в содержании учебника, находить нужную информацию П: осваивать приёмы исследовательской деятельности, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе | §7-8 |
8 | 20.10 | | Видоизменения побегов. | Строение и функции видоизмененных побегов. Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица) | Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». | Р: составлять план работы с учебником, отвечать на вопросы, П: формулирование проблемы, уметь работать с лабораторным оборудованием, К: аргументация своей точки зрения, отстаивание своей позиции, слушать одноклассников и принимать их позицию | §10 |
9 | 27.10 | | Цветок и его строение. Соцветия. | Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные (на примере местных видов) Формула цветка. Практическая работа Изучение строения цветка | Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты. Выполняют модель цветка из пластилина. | П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, К: умение воспринимать информацию на слух | §11-12 |
10 | 3.11 | | Распространение плодов и семян | Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения (Фильм) | Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» | Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» | §13-14 |
11 | 17.11 | | Разнообразие плодов и семян у растений Новосибирской области. | Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения (Фильм) | Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» | П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, К: умение воспринимать информацию на слух, умение работать с различными источниками информации. | |
глава 2. Жизнь растений (5 часов) | | |
12 | 24.11 | | Фотосинтез. Дыхание растений. | Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. | П. Развивается умение наблюдений за экспериментом, осваиваются основы исследовательской деятельности, Р: фиксировать, объяснять анализировать результаты. экспериментов К.: делать выводы, ,высказывать версии | §16-17 |
13 | 1.12 | | Листопад. | Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев. | Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений. | П. развиваются навыки исследовательской деятельности Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений К: умение делать выводы, высказывать версии | §18 |
14 | 8.12 | | Передвижение воды и питательных веществ в растении. | Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений. | Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений. | П: развивается умение фиксировать, анализировать и объяснять результаты биологических экспериментов Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений К.: умение делать выводы | §19 |
15 | 15.12 | | Способы размножения растений. Размножение голосеменных растений. | Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира | Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира. | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самооценки К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. | §21 |
16 | 22.12 | | Размножение покрытосеменных растений. | Размножение покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Способы вегетативного размножения. | Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком. | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самооценки, развитие навыков самостоятельной работы К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. | §25 |
ГЛАВА 3. Классификация растений. Многообразие покрытосеменных растений. ( 15 часов) | | |
17 | 19.01 | | Систематика растений. | Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. | Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для высших споровых растений, для голосеменных растений | П: Устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, умеют сравнивать и делать выводы Р: Умение организовано выполнять задания. К: правильно формулировать вопросы и слушать ответы | §26 |
18 | 26.01 | | Многообразие Голосеменных растений Новосибирской области и Краснозерского района. | Знакомство с Голосеменными растениями Виды, занесённые в Красную книгу Новосибирской области. Виртуальная экскурсия. | Узнают виды Голосеменных растений. Обосновывают необходимость их охраны и восстановления вырубленных хвойных лесов. | | |
19 | 2.02 | | Систематика покрытосеменных растений | Знакомство с классификацией цветковых растений | Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений | П: Устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, умеют сравнивать и делать выводы Р: Умение организовано выполнять задания. К: правильно формулировать вопросы и слушать ответы | |
20 | 9.02 | | Растения в жизни человека. Культурные и сорные растения Новосибирской области и Краснозерского района. | Различные направления использования человеком растений в своей жизни. Сорные растения - их вред и польза. | Называют направления использования растений, обосновывают целесообразность использования растений человеком. Обосновывают необходимость различных групп растений в сообществе. | П.: Уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую Р: Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки К.: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы | |
21 | 16.02 | | Лекарственные и ядовитые растения Новосибирской области и Краснозерского района. | Различные виды лекарственных и ядовитых растений. В чём различие лекарственного и ядовитого растения. Значение таких растений в жизни человека. Виртуальная экскурсия. | Готовят сообщения на основе изучения дополнительной литературы. Проводят исследование информированности учащихся по теме. | П.: Уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую Р: Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки К.: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы | |
22 | 23.02 | | Декоративные растения, их использование в озеленении. | Различные направления использования декоративных растений. Группы растений, используемые для различных целей. Проектирование озеленения классной комнаты или комнаты в квартире. | Разрабатывают проект озеленения помещения (микрогруппы) Подбирают материал для оформления проекта. | П.: Уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую Р: Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки К.: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы | |
23 | 2.03 | | Класс Двудольные растения. Семейство Крестоцветные | Признаки, характерные для растений семейства Крестоцветные. | Повторяют особенности строения цветка. Выделяют основные особенности растений семейства Крестоцветные Составляют описание растения по плану. Знакомятся с определительными карточками | П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов Р: Развитие навыков самооценки К: воспринимать разные формы информации | §27 |
24 | 9.03 | | Определение растений семейства Крестоцветные | Признаки, характерные для растений семейства Крестоцветные. Многообразие видов. | Закрепляют теоретические знания о разнообразии строения цветков, их форм. Повторяют внешнее строение листа, листорасположение. Повторяют типы плодов растений. Закрепляют практические навыки работы с определительными карточками. | П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов Р: Развитие навыков самооценки К: воспринимать разные формы информации | §27 |
25 | 16.03 | | Определение растений семейства Розоцветные | Признаки, характерные для растений семейства Розоцветные. Многообразие видов. | Закрепляют теоретические знания о разнообразии строения цветков, их форм. Повторяют внешнее строение листа, листорасположение. Повторяют типы плодов растений. Закрепляют практические навыки работы с определительными карточками | П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов Р: Развитие навыков самооценки К: воспринимать разные формы информации | §27 |
26 | 23.03 | | Определение растений семейства Бобовые (Мотыльковые) | Признаки, характерные для растений семейства Бобовые. Многообразие видов. | Закрепляют теоретические знания о разнообразии строения цветков, их форм. Повторяют внешнее строение листа, листорасположение. Повторяют типы плодов растений. Закрепляют практические навыки работы с определительными карточками | П: Умение работать с понятийным аппаратом Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками К: Умение правильно формулировать вопросы и слушать ответы | §28 |
27 | 6.04 | | Определение растений семейства Паслёновые | Признаки, характерные для растений семейства Паслёновые. Многообразие видов. | Закрепляют теоретические знания о разнообразии строения цветков, их форм. Повторяют внешнее строение листа, листорасположение. Повторяют типы плодов растений. Закрепляют практические навыки работы с определительными карточками | П: Умение работать с понятийным аппаратом Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками К: Умение правильно формулировать вопросы и слушать ответы | §28 |
28 | 13.04 | | Семейство Сложноцветные (Астровые) | Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные. | Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Составляют описание растения по плану. | П: Умение работать с понятийным аппаратом Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками К: Умение правильно формулировать вопросы и слушать ответы | §28 |
29 | 20.04 | | Класс Однодольные. Семейство Злаковые. | Признаки, характерные для растений семейства Злаковые. | Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам | П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы | §29 |
30 | 27.04 | | Класс Однодольные. Семейство Лилейные. | Признаки, характерные для растений семейства Лилейные | Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам | П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы | §29 |
31 | 4.05 | | Многообразие представителей класса однодольных растений | Дикорастущие и культурные формы однодольных растений, используемые в Новосибирской области и Краснозерском районе. | Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют практическое значение однодольных растений | П: Уметь работать с изобразительной наглядностью, гербарием Р: выполнять задания по алгоритму К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы | §30 |
ГЛАВА 4. Природные сообщества (4 часа) | | |
32 | 11.05 | | Растительные сообщества Взаимосвязи в растительном сообществе. | Типы растительных сообществ. Сожительство организмов в растительном сообществе. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. | Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе | П.: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Р: развитие навыков самооценки и самоанализа. К.: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | §31 |
33 | 18.05 | | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. (Лес. Луг. Водоем.) Урок-проект «Природное сообщество» | Адаптация, относительная адаптация. Растительность и флора. Флора природного сообщества. Работа в группах (выбирают тип сообщества для проектирования), подбор материала для проекта. Работа над материалами к проекту, создание презентационных материалов | Выявляют черты приспособленности, Обосновывают относительность приспособленности организмов к совместной жизни в природном сообществе. Определяют понятия «растительность» и «флора». Анализируют состав флоры сообществ леса, луга, водоёма болота. Работают в группах (выбирают тип сообщества для проектирования), Подбирают и анализируют материал для проекта Оформляют проект, обсуждают его защиту, выбирают форму защиты проекта | | |
34 | 25.05 | | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Урок проект «Особо охраняемые природные территории Новосибирской области, Краснозерского района» | Работа в группах (выбирают тип сообщества для проектирования), подбор материала для проекта. Работа над материалами к проекту, создание презентационных материалов. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование | Работают в группах (выбирают тип сообщества для проектирования), Подбирают и анализируют материал для проекта. Оформляют проект, обсуждают его защиту, выбирают форму защиты проекта. Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Устанавливают причинно-следственные связи между воздействием человека на природу и необходимостью её охранять. | П.: Умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной речи Р: выполнять здания по алгоритму К.: Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации. Умение работать с разными источниками информации. | §32 |
35 | 1.06 | | Защита проектов | Защита проектов «Природное сообщество смешанного леса» и др. (темы проектов по выбору учащихся) Итоги курса | Обсуждают защиту проектов | П.: Уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую Р: Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки К.: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы | |
Итого 35 часов | | |