Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Биология – наука о живой природе»»
МБОУСШ №54 г. Липецка
Учитель Архипенко В.С.
Программа элективного курса
«Биология – наука о живой природе»
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ. Пособие включает темы школьной программы и программы для поступающих в ВУЗы, тестовые задания в соответствии со спецификацией ЕГЭ. Темы сгруппированы по соответствующим кодификаторам ЕГЭ по биологии, курс рассчитан на 17 часов.
Задачи курса:
Углубить, расширить, обобщить знания учащихся по биологии и подготовить их к сдаче ЕГЭ.
Тестовые работы предусматривают проверку усвоения знаний и умений учащихся на разных уровнях, а также контролируют овладение интеллектуальными способностями: логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения.
Цель курса:
Основное содержание этих блоков направлено на проверку у учащихся общебиологических знаний как основы научной картины мира
Экологической и генетической грамотности
Норм и правил здорового образа жизни
Умение характеризовать, распознавать, определять, сравнивать, объяснять и сопоставлять биологические объекты, процессы и явления
Делать выводы
6.Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
7.Понимать взаимосвязь учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету.
Программа предметного элективного курса
«Биология – наука о живой природе» включает материал о биологии как науке, ее достижениях, методах исследования, роли ученых и познания окружающего мира, о признаках живого, основных уровнях организации живой природы
«Клетка как биологическая система» объединяет знания о строении и функциях клетки, химической организации клетки, гене и генетическом коде, метаболизме (энергетический обмен, биосинтез белка, фотосинтез и хемосинтез), о многообразии клеток, их деления путем митоза и мейоза; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки; распознавать и сравнивать клетки разных организмов и процессы протекающие в них, различные способы ее деления
«Организм как биологическая система» - изучение организменного уровня организации жизни, присущих ему закономерностях, многообразия организмов разных царств, размножения и онтогенеза, закономерностей наследственности и изменчивости, селекции организмов и биотехнологии.
«Многообразие организмов» - многообразие, строение и жизнедеятельность растительного, животного, грибного, бактериального организмов и вирусов, классификация растений и животных; биологические основы выращивания культурных форм. Характеризовать и определять организмы разных царств.
«Человек и его здоровье» - изучение строения и жизнедеятельности организма человека, лежащих в основе формирования гигиенических норм и правил здорового образа жизни, профилактики травм и заболеваний. Обосновывать взаимосвязь организма и среды, происхождение человека от животных.
«Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» содержит информацию о движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, об усложнении растений и животных в процессе эволюции, движущих силах и этапах антропогенеза, биосоциальной природе человека. Умений характеризовать причины и этапы эволюции. Вид- его критерии и структуру. Объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира. Устанавливать причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания. Место человека в системе органического мира.
«Экосистемы и присущие им закономерности» включает материал об экологических закономерностях, цепях питания, круговороте веществ в биосфере, ведущей роли живого вещества в ее развитии. Умений устанавливать факторы, обеспечивающие и нарушающие устойчивость экосистем, меры направленные на сохранение равновесия в них. Причины глобальных изменений в биосфере. Сохранение видов, экосистем, биосферы в целом.
Умения и виды деятельности:
1.обьяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей;
2.приводить примеры организмов различных царств живой природы, экосистем;
3.выявлять изменчивость организмов, их приспособления к среде обитания, экосистеме.
4.определять и классифицировать принадлежность биологических обьектов к определённой систематической категории;
5.устанавливать связи между организмами и средой обитания;
6.применять биологические знания в практической деятельности;
7.анализировать и прогнозировать воздействие факторов среды, последствия деятельности человека в экосистемах;
8.уметь обобщать и формулировать выводы.
Тематическое планирование.
№п/п | Тема занятия | Часы | Сроки |
-
| Биология - наука о живой природе. Эволюция органического мира. | 1 | |
-
| Развитие эволюционных идей. Значение работ Ч.Дарвина. | 1 | |
-
| Вид и его критерии. Способы видообразования. | 1 | |
-
| Биологический прогресс. Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. | 1 | |
-
| Этапы эволюции растительного и животного мира. | 1 | |
-
| Современная система органического мира. | 1 | |
-
| Антропология. Место человека в системе органического мира. | 1 | |
-
| Человек и его здоровье | 1 | |
-
| Среды жизни и экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. | 1 | |
-
| Сообщества организмов. Биоценозы, биогеоценозы, экосистема. | 1 | |
-
| Биоценоз и его компоненты: продуценты, консументы, редуценты. | 1 | |
-
| Развитие экосистем. Агроэкосистемы | 1 | |
-
| Биосфера- глобальная экосистема Земли. Учение В.И.Вернадского | 1 | |
-
| Глобальные экологические проблемы. Охрана растительного и животного мира. | 1 | |
15., 16 | Итоговый тестовый контроль | 2 | |
17. | Резервное время. | 1 | |
Литература
Вступительные испытания. Учебно-методическое пособие. А.А. Киршеенко, С.И. Колесников издательство Ростов-на-Дону 2008г.
Контрольные измерительные материалы Москва. Просвещение 2002г.
Сборник экзаменационных заданий ФИПИ Москва, Эксмо. 2008г., 2009г., 2010г.
ФГОС контрольно-измерительные материалы. Москва «ВАКО» 2014г.