МБОУ «Бирюлинская СОШ»
Программа
элективного курса по географии для 9 класса
2018-2019 учебный год
Составитель: Новикова Е.И.
П.Бирюлинского зверосовхоза
Пояснительная записка
Программа разработана на основе программы курса "Подготовка к экзамену в форме ГИА 9 класс", Илюховой А.Ю., - Нижний Новгород, 2014 г. с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса (учащиеся, родители).
Компетентностный подход, реализуемый в рамках курсовой подготовке к ГИА по географии, дает возможность успешно подготовиться к экзамену, а также способствует формированию активной жизненной позиции учащихся, гражданственности и патриотизма.
Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию, для сдачи экзамена в новой форме.
Программа также может быть использована для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по географии и построения индивидуальных образовательных направлений учащихся, проявляющих интерес к науке.
Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса географии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.
Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Основные задачи:
осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;
выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;
обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации;
закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным курсам географии основной школы;
формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;
развивать познавательный интерес , интеллектуальные способности в процессе поиска решений;
формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Содержание курса
6 класс
Виды изображений поверхности Земли
Понятие о плане местности. Топографический план и условные знаки. Масштаб. Стороны горизонта. Изображение на плане неровностей земной поверхности.
Градусная сеть на глобусе и картах. Обозначение на к/к материков и океанов, элементов градусной сетки
Географическая широта. Географическая долгота. Изображение высот и глубин на физических картах.
Строение Земли. Земные оболочки
Земля и её внутреннее строение . Породы, слагающие земную кору. Движения земной коры. Землетрясения. Основные формы рельефа суши. Рельеф дна Мирового океана.
Погода. Климат. Климатообразующие факторы. Стихийные природные явления.
Население Земли
Численность населения Земли. Городские и сельские населённые пункты.
7 класс
Главные особенности природы Земли.
Роль атмосферы. Распределение температуры воздуха на Земле. Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата.
Строение и свойства географической оболочки.
Природные комплексы суши и океана, природная зональность.
Океаны и материки
Особенности географического положения южных материков.
Географическое положение Африки. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат. Внутренние воды Африки. Природные зоны.
Население Африки.
Географическое положение Австралии, история исследования, рельеф и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Население и хозяйство.
Географическое положение Южной Америки. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Природные зоны. Население.
Общие особенности природы северных материков. Географическое положение Северной Америки. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Природные зоны. Население материка.
Географическое положение Евразии. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Народы Евразии.
8 класс
Особенности природы и природные ресурсы России.
Географическое положение России. Часовые зоны. Особенности рельефа. Геологическое строение территории России. Минеральные ресурсы. Развитие форм рельефа.
Климатообразующие факторы. Солнечная радиация и радиационный баланс. Циклоны и антициклоны. Типы климатов России. Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны.
Разнообразие внутренних вод России. Главные речные системы, важнейшие озёра и их происхождение. Болота, подземные воды. Многолетняя мерзлота, ледники.
Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв. Почвенные ресурсы России. Своеобразие растительного и животного мира России.
Решение тестовых заданий.
Природные комплексы России
Разнообразие природных комплексов (ландшафты) России. Моря. Природные зоны России.
Природа регионов России.
9 класс
Общая часть курса
Численность и естественный прирост населения. Национальный состав населения России. Миграции населения. Городское и сельское население. Расселение населения.
География основных типов экономики на территории России. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития.
Научный комплекс. Машиностроительный комплекс. Военно-промышленный комплекс.
Топливно-энергетический комплекс.
Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс. Факторы размещения предприятий. Химико-лесной комплекс.
Состав и значение АПК. Земледелие и животноводство. Пищевая и легкая промышленность. Инфраструктурный комплекс.
Региональная часть курса
Западный макрорегион – Европейская Россия.
Восточный макрорегион – Азиатская Россия
Планируемые результаты изучения курса
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами являются:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметными результатами являются:
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
Предметными результатами являются:
освоенные обучающимися в ходе изучения учебного курса умения, специфические для предметной области «География», виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного курса, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование, самостоятельная работа учащихся на уроке и дома.
Программа курса выстроена в логике постепенного усвоения учащимися основного содержания географических знаний. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к ГИА.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол час | Дата план | Дата факт |
1. | Важнейшие географические факты. | 1 | | |
2. | Особенности географического положения России. | 1 | | |
3. | Природа России. | 1 | | |
4. | Стихийные явления. Геоэкологические проблемы. | 1 | | |
5. | Решение практических задач. Анализ ошибок. | 1 | | |
6. | Хозяйство России. | 1 | | |
7. | Культурно-бытовые особенности народов России. Заповедники. | 1 | | |
8. | Анализ географической информации. | 1 | | |
9. | Анализ географической информации. | 1 | | |
10. | Размещение населения по регионам России. | 1 | | |
11. | Карты погоды. | 1 | | |
12. | Карты погоды. | 1 | | |
13. | Экологические проблемы. Охрана природы. | 1 | | |
14. | Решение практических задач. Анализ ошибок. | 1 | | |
15. | Основные географические понятия и термины. | 1 | | |
16. | Объяснение особенностей географичес. объектов и явлений. | 1 | | |
17. | Расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты и явления. | 1 | | |
18. | Крупнейшие города России. | 1 | | |
19. | Решение практических задач. Анализ ошибок. | 1 | | |
20. | Определение географических координат объекта. | 1 | | |
21. | Топографические планы и карты местности. | 1 | | |
22. | Топографические планы и карты местности. | 1 | | |
23. | Решение практических задач. Анализ ошибок. | 1 | | |
24. | Выбор источников географической информации. | 1 | | |
25. | Объяснение размещения отраслей хозяйства. | 1 | | |
26. | Геологическое строение территории. | 1 | | |
27. | Природные и хозяйственные особенности регионов России. | 1 | | |
28. | Решение практических задач. Анализ ошибок. | 1 | | |
29. | Решение задач на разницу во времени. | 1 | | |
30. | Анализ климатограмм. | 1 | | |
31. | Выявление географических зависимостей и закономерностей. | 1 | | |
32. | Географические следствия движения Земли. | 1 | | |
33. | Определение географичес. объектов по краткому описанию. | 1 | | |
34. | Решение практических задач. Анализ ошибок. | 1 | | |
| Всего | 34 | | |
Список литературы и интернет-ресурсов
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен.
Э.М.Амбарцумян, С.Е.Дюкова – ГИА-2010, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2010г.
Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. География. Школьный курс за 100 часов. М. Вентана-Граф, 2008. 366 с.
Е.М. Курашаева География России в схемах и таблицах 8-9 классы, Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2009
Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008,2009,2010
Единый государственный экзамен 2008: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение, 2008, 2009, 2010
Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюдова «География начальный курс» 6 класс изд. «Дрофа» 2013г.
Атлас География 6 класс -М.: Роскартография, 2013
В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев, География материков и океанов,7 класс – М.: Дрофа, 2012г..
Атлас. География материков и океанов. 7 класс.-М.: Роскартография, 2013
Атлас по географии 8-9 класс.-М.: Роскартография, 2013
И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России. Природа.“8 класс М.: Дрофа, 2008.
В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2007.
http://www.fipi.ru/
http://ege.edu.ru/
http://gia.edu.ru/