Муниципальное образование «Хиславичский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Соинская основная школа»
Утверждено
педагогическим советом
МБОУ «Соинская ОШ»
Протокол № 01 от 30.08.2016
Директор школы:
Гончарова И. А.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Решение задач основных тем курса математики»
для 9 класса
(основная школа, базовый уровень)
2016/2017 учебный год
Разработана
Филюк О.В., учителем
физики и математики первой квалификационной категории
Соино
Пояснительная записка
Экзамен по алгебре ОГЭ- 9 не только своим названием, но и формой, и содержанием вызывает у многих испуг или удивление. Именно поэтому к нему начинаем готовить специально даже тех, кто неплохо пишет обычные работы, а уж тем более тех, кто испытывает затруднения в математике. Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к различного рода экзаменам, в частности, к ОГЭ.
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к ОГЭ по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его усвоения оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу.
Курс предложен родителям на родительском собрании и нашел одобрение. Занятия включают в себя теоретическую и практическую части: беседы, самостоятельная и тестовая работы, диагностические работы, презентации.
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля:
тест, самостоятельная работа, устная работа, диагностическая работа.
Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.
Цель курса:
1. Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений.
2. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
3. Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Воспитательное назначение курса
Обучение потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.
Задачи:
Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения в разделе математики, связи с другими темами.
Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении более
сложных задач
Осуществление работы с дополнительной литературой.
Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию за курс основной школы;
Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных
экзаменов в другие типы учебных заведений.
Особенности курса:
Краткость изучения материала.
Практическая значимость для учащихся
Планируемые результаты обучения курса
Учащиеся должны уметь:
1. Уметь выполнять действия с числами:
Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение чисел, действия с дробями.
Выполнять арифметические действия с рациональными числами.
Находить значения степеней и корней, а также значения числовых выражений
2. Уметь выполнять алгебраические преобразования:
Выполнять действия с многочленами и с алгебраическими дробями.
Применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований выражений , содержащих корни.
3. Уметь решать уравнения и неравенства:
Решать линейные, квадратные, рациональные уравнения, системы двух уравнений.
Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы
4. Уметь выполнять действия с функциями:
Распознавать геометрические и арифметические прогрессии, применять формулы общих членов, суммы n членов арифметической и геометрической прогрессий.
Находить значения функции.
Определять свойства функции по графику.
Описывать свойства функций.
Строить графики.
Умения и навыки учащихся, формируемые курсом:
навык самостоятельной работы с справочной литературой;
составление алгоритмов решения типичных задач;
умения решения различных уравнений и неравенств; а также их систем
исследования элементарных функций.
Содержание курса
Арифметика
Тема № 1 Натуральные числа( 9 часов)
Натуральные числа. Действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОК и НОД. Дроби. Действия над дробями. Положительные и отрицательные числа. Действия над положительными и отрицательными числами. Степень с целым показателем. Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих корни. Процент. Задачи на проценты.
Алгебра
Тема №2 Буквенные выражения (7 часов)
Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменной. Преобразование алгебраических выражений. Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. Основное свойство дроби. Действия с алгебраическими дробями.
Тема №3 Уравнения. Системы уравнений (6 часов)
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение и способы его решения. Дробно-рациональное уравнение. Уравнения с модулем. Системы уравнений и способы их решений.
Тема №4 Неравенства( 3 часа)
Неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Решение линейных неравенств. Квадратные неравенства. Системы неравенств.
Тема №5 Прогрессии (2 часа)
Арифметическая и геометрическая прогрессия. Формула п- члена и суммы п- членов арифметической и геометрической прогрессии.
Тема №6 Функции и графики (3 часа).
Функция. Способы задания. Область определения и значения функции. График функции. Возрастание и убывание функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность.
Контроль знаний и умений.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в результате выполнения обучающимися самостоятельных работ, самооценке и взаимооценке тестов. Итоговый контроль – 2 диагностические работы в форме тестов, заданий с кратким и развёрнутым ответом.
Формы организации учебных занятий.
Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция, практическая работа, беседы. В ходе изучения проводятся краткие теоретические опросы по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. В ходе курса учащимся предлагаются различного типа сложности задачи.
Требования к уровню подготовки учащихся:
должны иметь элементарные умения решать задачи обязательного и повышенного уровня сложности; точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач; правильно пользоваться математической символикой и терминологией; применять рациональные приемы тождественных преобразований.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Дата проведения |
по плану | фактически |
1 | Натуральные числа. Действия над натуральными числами | 1 | Сравнивают и упорядочивают натуральные числа. Выполняют вычисления с натуральными числами. | | |
2 | Делимость чисел. Простые и составные числа. НОД и НОК. | 1 | Формулируют определения делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признаки делимости | | |
3 | Дроби. Действия с дробями | 1 | Преобразовывают дроби, сравнивают и упорядочивают их. Выполняют вычисления с обыкновенными дробями | | |
4 | Положительные и отрицательные числа. Действия с положительными и отрицательными числами. | 1 | Сравнивают и упорядочивают положительные и отрицательные числа. Выполняют вычисления с положительными и отрицательными числами. | | |
5 | Определение степени с натуральным и целым показателями. Свойства степени. | 1 | Применяют свойства степени с целым показателем для преобразования выражений и вычислений | | |
6 | Арифметический квадратный корень. Иррациональные числа. Действительные числа. Преобразование, выражений, содержащих корни. | 2 | Применяют свойства арифметического квадратного корня к преобразованию выражений; Вычисляют значения выражений, содержащих квадратные корни; решать уравнение ; находят квадратный корень из произведения, дроби, степени. | | |
7 | Процент. Задачи на проценты. | 2 | Демонстрируют умение применять полученные знания при решении задач | | |
8 | Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменных. | 1 | Выполняют преобразовании числовых выражений, выражений с переменными,. | | |
9 | Преобразование алгебраических выражений. | 1 | | |
10 | Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. | 1 | Выполняют преобразования алгебраических выражений с помощью формул сокращенного умножения. | | |
11 | Алгебраическая дробь. Основное свойство дроби. Сокращение алгебраических дробей. | 2 | Моделируют в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби | | |
12 | Действия с алгебраическими дробями. | 2 | Проводят несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты | | |
13 | Уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Линейное, квадратное уравнения. | 1 | Решают уравнения вида ах = b при различных значениях а и b, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним. | | |
14 | Дробно-рациональные уравнения | 2 | Знакомятся с основными методами решения рациональных уравнений: разложение на множители, введение новой переменной. Формируют навык использования данных методов для решения уравнений | | |
15 | Уравнения с модулем. | 1 | | |
16 | Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Способы решений | 2 | Знакомятся с основными приемами решения систем уравнений. | | |
17 | Числовые неравенства. Свойства неравенств. Неравенство с одной переменной. Решение неравенств. | 1 | Знакомятся с основными приемами решения неравенств, в частности, с методом интервалов – универсальным методом решения неравенств. Выполняют решения неравенств методом интервалов. | | |
18 | Системы неравенств. | 2 | Формируют навыки использования основных приемов решения систем неравенств. | | |
19 | Арифметическая и геометрическая прогрессии. | 1 | Находят сумму n первых членов арифметической прогрессии. Находят любой член геометрической прогрессии. Находят сумму n первых членов геометрической прогрессии. | | |
20 | Сумма n – членов арифметической и геометрической прогрессии | 1 | | |
21 | Функция. Способы задания функции . Область определения и значения функции. | 1 | Распознают функцию по графику. Вычисляют значения функции, заданной формулой, составляют таблицы значений функции. | | |
22 | Возрастание и убывание функции. Промежутки знакопостоянства. График функции. | 1 | Формулируют основные свойства графиков. Формируют навыки чтения графиков. Строют и выполняют преобразования графиков. | | |
23 | Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность | 1 | | |
24 | Итоговый тест | 2 | | | |
25 | Диагностическая работа | 2 | | | |