Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Верхнеиткулово
муниципального района Ишимбайский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО учителей Руководитель ШМО Фаткуллина З. А./____________ / Протокол № от _________г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ села Верхнеиткулово _____________/Багаутдинов Д.С/ Приказ № ___ от ________ г. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
Предмет___ элективного курса по обществознанию «Основы политологии»__
Класс_____10_________
Уровень образования____ среднее_(полное)__общее ______________
Срок реализации ____2018-2019_____________________
Ф.И.О учителя___Поляков Руслан Гаффарович_____________________________
Год______2018________________________
Элективный курс по обществознанию в 10 классе
«Основы политологии»
Пояснительная записка
Программа курса предназначена для углубления знаний по обществознанию и для ознакомления учащихся 10 класса с основами политологии.
Программа курса разработана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта и программы по обществознанию для 10 класса.
Программа ставит следующие задачи обучения политологии в школе:
углубить теоретические знания обучающихся по данной теме;
социальная адаптация учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества;
воспитание гражданственности и формирование гуманистических и демократических ценностей и убеждений учащихся.
Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с содержанием обществоведческих курсов средней школы, учитываются межпредметные и внутри курсовые связи. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний по политологии. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально-значимых проблем современной политологии с учётом необходимой адаптации для учащихся школы.
В рамках изучения курса предполагаются разнообразные формы и методы обучения: лекции, практикум, работа с источниками и предусматривает равное количество на теоретическое и практическое изучение. По окончании курса предусмотрена обязательная защита презентаций по одной из тем курса для зачёта.
Программа рассчитана на 33 часа, по 1 часу в неделю.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся.
Задачи курса:
преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;
раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности;
применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;
воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности.
В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений:
формирование культуры потребления, гражданской грамотности через изучение "Закона о защите прав потребителей";
осуществление практической деятельности школьников в области потребления;
формирование активной жизненной позиции обучающихся;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;
соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Курс позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.
Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:
лекции с последующим опросом;
лекции с обсуждением документов;
беседы;
практические занятия;
анализ альтернативных ситуаций;
работа в парах, группах, индивидуально;
Данная программа обеспечивает изучение курса обществознания учащимися 10 класса на профильном уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Она рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебного часа в неделю.
Элективный курс "Основы Политологии" обеспечивает формирование:
- уважения к праву;
- собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества;
- компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.
- способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с неизвестным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;
- коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;
- систематических знаний в системе права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей составляющих основу социальных умений и навыков;
- конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.
Элективный курс " Основы Политологии " ставит своей целью расширить знания учащихся в области потребления, показать возможность цивилизованного выхода из сложных жизненных ситуаций, привить обучающимся навыки грамотного потребления, знание механизмов защиты прав потребителя.
Результаты изучения элективного курса
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
· сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
· владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
· выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа в рамках данной темы. Предполагаемые результаты изучения курса:
учащиеся систематизируют и обобщат знания курса обществознания;
научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
Учебно-тематическое план
№ п\п | Наименование разделов | Всего часов | Форма организации учебных занятий |
теория | практика |
1. | Введение | 1 | 1 | |
2. | Мир политического как предмет изучения политологии | 4 | 4 | |
3. | Политология как обществоведческая дисциплина | 4 | 3 | 1 |
4. | Гражданское общество | 2 | 1 | 1 |
5. | Политическая система общества | 4 | 2 | 2 |
6. | Типы государств и их разновидности | 6 | 3 | 3 |
7. | Политические партии | 4 | 3 | 1 |
8. | Избирательная кампания | 3 | 2 | 1 |
9. | Демократия и её исторические формы | 5 | 3 | 2 |
| Итого | 34 | 23 | 11 |
Учебно-тематическое планирование курса
№ п/п | Наименование раздела (темы). Содержание занятия | Кол-во часов | Формы и приемы обучения | Образовательный продукт | Дата занятия |
План. | Факт. |
1 | Введение | 1ч | | | 06.09.17 | |
| РАЗДЕЛ I. Мир политического как предмет изучения политологии | 4 ч. | | | |
2 | Политология | 1 | лекция, работа с документами, дискуссия | конспект, схема структуры общества | 13.09.17 | |
3 | Политическая подсистема | 1 | альтернативно-проектное моделирование | модель развития событий | 20.09.17 | |
4 | Сущностные характеристики политической системы | 1 | практикум, работа с документами | заполнение таблицы | 27.09.17 | |
5 | Государственный суверенитет | 1 | альтернативно-проектное моделирование | модель развития событий | 04.10.17 | |
| РАЗДЕЛ II. Политология как обществоведческая дисциплина | 4 ч. | | | |
6 | Основные вехи формирования политологии | 1 | лекция, практикум, дискуссия | конспект, правильное решение задания, формулирование собственной позиции | 18.10.17 | |
7 | Методы исследования, основные понятия и язык политологии | 1 | Практическое занятие | конспект | 25.10.17 | |
8 | Связь политологии и политики | 1 | лекция, дискуссия, решение проблемных заданий, написание эссе | конспект, составление опорных схем, правильное решений заданий | 08.11.17 | |
9 | Политика как искусство | 1 | работа с документами, написание эссе, выполнение творческих заданий, элементы дискуссии | правильное выполнение письменных заданий, опыт публичной защиты | 15.11.17 | |
| РАЗДЕЛ III. Гражданское общество | 2 ч. | | | |
10 | Формирование концепции гражданского общества | 1 | работа с документами, | правильное выполнение заданий | 22.11.17 | |
11 | Гражданское общество: основные параметры и характеристики | 1 | Практическое занятие | конспект | 29.11.17 | |
| РАЗДЕЛ IV. Политическая система общества | 4 ч. | | | |
12 | Государство, его основные институты и функции | 1 | работа с документами, | тезисы темы; написание эссе | 06.12.17 | |
13 | Разделение властей | 1 | просмотр видеофильма, дискуссия, | опыт публичной защиты, графическое изображение изученного материала | 13.12.17 | |
14 | Административный аппарат государства | 1 | лекция, работа с документами | конспект | 20.12.17 | |
15 | Процесс принятия решений | 1 | Практическое занятие | | 27.12.17 | |
| РАЗДЕЛ V. Типы государств и их разновидности | 6 ч. | | | |
16 | Абсолютная монархия | 1 | дискуссия с элементами моделирования | конспект | 17.01.18 | |
17 | Конституционная монархия | 1 | Практическое занятие | конспект | 24.01.18 | |
18 | Президентская республика | 1 | лекция, работа с документами | 31.01.18 | |
19 | Парламентская республика | 1 | решение проблемных заданий, дискуссия | правильное выполнение заданий | 07.02.18 | |
20 | Федерация. Конфедерация | 1 | лекция, работа с документами, решение заданий | конспект, правильное выполнение заданий | 14.02.18 | |
21 | Унитарное государство | 1 | Практическое занятие | | 21.02.18 | |
| РАЗДЕЛ VI. Политические партии | 4 ч. | | | |
22 | Партийная система | 1 | лекция, составление опорных схем, решение заданий | конспект, правильно выполненные схемы и задания | 28.02.18 | |
23 | Однопартийная система | 1 | Практическое занятие | | 07.03.18 | |
24 | Двухпартийная система | 1 | практикум | опорные схемы и графики | 14.03.18 | |
25 | Многопартийная система | 1 | решение познавательных задач, дискуссия | правильное решение задач, формирование собственного мнения | 21.03.18 | |
| РАЗДЕЛ VII. Избирательная кампания | 3 ч. | | | |
26 | Организация и проведение выборов в РФ, в РМЭ | 1 | лекция, работа с документами | написание эссе | 04.04.18 | |
27 | Избирательная кампания | 1 | деловая игра | защита собственного мнения, опыт публичной защиты и работы в группе | 11.04.18 | |
28 | Референдум и другие формы политического участия | 1 | Практическое занятие | | 18.04.18 | |
| РАЗДЕЛ VIII. Демократия и её исторические формы | 5 ч. | | | |
29 | Основные черты и принципы античной демократии | 1 | работа с документами | правильно выполненные задания, опорная схема темы | 25.04.18 | |
30 | Политические и правовые представления средневекового общества | 1 | деловая игра | защита собственного мнения, опыт публичной защиты и работы в группе | 02.05.18 | |
31 | Картина человека нового времени | 1 | решение познавательных задач, дискуссия | правильное решение задач, формирование собственного мнения | 16.05.18 | |
32 | Возрождение. Реформация и политические идеи нового времени | 1 | лекция, работа с документами, решение заданий | конспект, правильное выполнение заданий | 23.05.18 | |
33 | Итоговое занятие: обзор пройденного материала | 1 | работа с документами | правильно выполненные задания, опорная схема темы | 30.05.18 | |
Содержание курса.
Введение 1 ч.
Мир политического как предмет изучения политологии. 4 ч.
Политология. Политическая подсистема. Сущностные характеристики политической системы. Государственный суверенитет.
Политология как обществоведческая дисциплина. 4 ч.
Предмет политологии и её связь с другими общественными науками. Основные вехи формирования политологии. Методы исследования, основные понятия и язык политологии. Связь политологии и политики. Политика как искусство.
Гражданское общество. 2 ч.
Формирование концепции гражданского общества. Гражданское общество: основные параметры и характеристики.
Политическая система общества. 4 ч.
Государство, его основные институты и функции. Разделение властей. Административный аппарат государства. Процесс принятия решений.
Типы государств и их разновидности. 6 ч.
Абсолютная монархия. Конституционная монархия. Президентская республика. Парламентская республика. Федерация. Конфедерация. Унитарное государство.
Политические партии. 4 ч.
Партийная система. Однопартийная система. Двухпартийная система. Многопартийная система.
Избирательная кампания. 3 ч.
Организация и проведение выборов в РФ, в РМЭ. Избирательная кампания. Референдум и другие формы политического участия.
Демократия и её исторические формы. 5 ч.
Основные черты и принципы античной демократии. Политические и правовые представления средневекового общества. Картина человека нового времени. Возрождение. Реформация и политические идеи нового времени.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Информационно-коммуникативные средства.
Мультимедийное учебное пособие «Обществознание.8–11классы» (2CD) .
Пособие по обществознанию (CD).
Экономика и право. 9–11 классы (CD).
Экономика: практикум. 9–11 классы (CD).
Обществознание: практикум (CD).
Учебное пособие по обществознанию. 10 класс (CD).
ЕГЭ по обществознанию. 9–11 классы (CD).
Экспресс-подготовка к экзамену по обществознанию (CD).
Обществознание. Курс лекций (CD).
Подготовка к ЕГЭ 2010. Обществознание (CD).
Подготовка к ЕГЭ. Обществознание. 10–11 классы (CD).
2. Технические средства обучения.
Телевизор.
Магнитофон.
Аудиоцентр.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
4. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Методическое обеспечение
1. Учебная литература:
-Обществознание: учебник для учащихся 10 класс, общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая и др. –7-е изд. – М.: Просвещение,2011
-Обществознание: учебник для учащихся 11 класс, общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. –7изд. – М.: Просвещение, 2011
-Экономика: базовый курс: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Вита-Пресс, 2007-2010.
-Обществознание. Глобальный мир в XXI в. 11 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /Л.Н.Поляков и др. – М.: Просвещение, 2008-2010.
Методические пособия:
-Обществознание: «Право»; Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А. В. Воронцов,. — М.: ACT : Астрель, 2009
-Обществознание: «Политика»; Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А.В. Воронцов,. — М.: ACT : Астрель, 2009.
-Обществознание: «Экономика»; Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А.В. Воронцов,. — М.: ACT : Астрель, 2009.
Список литературы
Учебник: Обществознание. Учебное пособие для 8-9 кл. - М.: Русское слово, 2008. Авторы: А. И. Кравченко.
Учебник Основы правовых знаний. Учебное пособие для учащихся 9-х классов. Издательство ВИТА - ПРЕСС М., 2008 год.
Учебник Виноградовой И.Н., Кокорева Р.А. Основы потребительских знаний. Допущен Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве пробного учебника. М.: "М-ПРЕССА", 1997
Программа курса "Обществознание" для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2008. Авторы: А. И. Кравченко. Допущено Министерством образования Российской Федерации.
Крючкова П.В., Кузнецова Е.В. Основы потребительских знаний. Методические рекомендации. М.: "М-ПРЕССА", 2003
Азаркин Н.М. История юридической мысли в России. М. «Просвещение», 1999
Андреев А.Р. История государственной власти в России. М. «Просвещение», 1999 14.Бойцова В.И. Идея правового государства в трудах российских юристов // Правоведение . М. «Просвещение». 1991. №3
.Графский В.Г. Право и мораль в истории// Государство и право. М.»Просвещение» , 1998. № 8
Дёмин А.В. Нормативный договор как источник административного права. // Государство и право. М. «Просвещение», 1998. № 2
Исаев И.А. История государства и права в России. М. «Просвещение». 1999
Кашанина Т.В., КашанинА,В, Основы права. М. «Просвещение», 2004
Мушинский В.О. Правоведение. М. «Дрофа», 2005
Салыгин Е.Н. Основы правоведения. М. «Дрофа», 2004
Четверин В.А. Демократическое конституционное государство. М. «Дрофа», 1993
ШеверинВ,А, Размышление по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право. 1992. № 5
Юдин Ю.А. Политичесике партии и право в современном государстве. М. «Дрофа», 1998
Цифровые – образовательные ресурсы
1. Обществознание. Экспресс-подготовка к экзамену. 9-11 класс. Новая школа. М., 2003г.
2. http://school-collection.edu.ru – Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
3. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета. Обществознание.
Методические пособия для учителя:
-Обществознание. Глобальный мир в ХХ1 в.: Книга для учителя /под ред. Л.В.Полякова. - М.: Просвещение, 2008.
-Международное - гуманитарное право: учебно-методические материалы к курсам права и обществознания. – М.: ФРИИ МП ФЗ, 2007.
Пособия для учащихся:
-Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь по ЕГЭ/ Сост. Е.Л.Рутковская и др. – М.: Экзамен 2010.
-Задания ЕГЭ. Обществознание. – М.: ФИПИ, 2010г.
-Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов,
А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 2009.
-Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов
Методические пособия для учителя:
Обществознание. 10 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2011.
Дидактическиематериалыпокурсу «Человек и общество». 10–11 классы [Текст] : пособие для учителя / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М. : Просвещение, 2007.
Школьный словарь по обществознанию. 10–11 классы [Текст] : пособие для учащихся / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М. : Просвещение, 2011.
Лазебникова, А. Ю. Обществознание. ЕГЭ [Текст] : метод. пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брант. – М. : Экзамен, 2005.
Тесты.Обществознание.10–11классы[Текст]:вариантыиответы централизованного(итогового)тестирования.–М.:ООО«Рустест», 2006.
Единый государственный экзамен 2010. Обществознание [Текст] : учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр. – М., 2010.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях РФ.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю.Обществознание.Интенсивныйкурс[Текст] / И. Ю. Александрова,В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М. : Айрис-Пресс, 2010. М.: Эксмо, 2009.