СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по обществознанию. Рабочая программа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса «Актуальные вопросы обществознания» предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 33 часа.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по обществознанию. Рабочая программа.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска

«Средняя школа № 63»




РАССМОТРЕНО

на заседании МО

социально- гуманитарных дисциплин

руководитель МО

Барахова Н.В.______

Протокол №1

от « » ________ 2020 г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по УВР

Ильичев А.Н. _____________


« » __________ 2020г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы № 63

Данькин А.А.__________


Приказ №


от « » _________ 2020г.




Рабочая программа

по элективному курсу

«Актуальные вопросы обществознания»

базовый

для 11 класса, ФГОС

33 часа





Учитель: Веряскина О.В.,

высшая квалификационная категория



















Ульяновск

2020

Рабочая программа по элективному курсу «Актуальные вопросы обществознания» для 11 класса составлена на основании:

• Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №413 от 17.05.2012 г.) (с изменениями и дополнениями);

• примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);

• основной образовательной программы среднего общего образования Школы № 63;

• авторской программы Лазебниковой А.Ю., Обществознание. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.Ю. Лазебникова, Н.И. Городецкая, Е.Л. Рутковская. М.: Просвещение, 2019;

• федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г №253 с изменениями и дополнениями); 
• положения "О рабочей программе учебного предмета, курса (ФГОС) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гор. Ульяновска «Средняя школа № 63»; 
• и других нормативных актов.

Программа элективного курса «Актуальные вопросы обществознания» предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 34 часа.

Целью данного курса является повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера; обеспечение систематизации, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения; развитие методологической культуры при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытие смысла афористичного высказывания.

Задачи курса – познакомить учащихся с разными актуальными вопросами обществознания, вызывающими затруднения в понимании и усвоении, видами познавательной деятельности;

научить работать с текстом документа, анализировать и интерпретировать его;

объяснить особенности написания эссе по обществознанию;

актуализация знаний учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания;

обобщение и систематизация полученных знаний.

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги. В рамках элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям, конкретно отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.

Программа позволяет сформировать практическую деятельность школьников при подготовке к итоговой аттестации.

Развертывание содержания знаний в программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

Описание места предмета в учебном плане

Согласно учебному плану Школы № 63, на изучение элективного курса «Актуальные вопросы обществознания» в 11 классе отводится 33 часа в год, из расчета 1 час в неделю (33 учебные недели).










  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»

в 11 классе

Метапредметные результаты изучения обществознания учащихся 11 класса основной школы проявляются в:

- умении на основе полученных в курсе знаний о качествах личности и самопознании адекватно оценивать себя: оценивать собственные способности, устанавливать уровень притязаний, ставить адекватные возможностям цели, осуществлять самопроверку, видеть связь между усилиями и достигнутым результатом;

- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

- использование элементов причинно-следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной коммуникативной ситуации;

- подкрепление изученных положений конкретными примерами;

- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Личностными результатами учащихся 11 класса основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

- осознание значения постоянного личностного развития и непрерывного образования в современном обществе, готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать различные социальные роли;

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.


Предметными результатами освоения учащимися 11 класса основной школы содержания программы по обществознанию являются:

- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

- понимание значения коммуникации в межличностном общении;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Экономика

Выпускник научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;

  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;

  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.


Социальная сфера

Выпускник научится:

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

  • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

  • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

  • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

  • описывать основные социальные роли подростка;

  • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

  • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

  • раскрывать основные роли членов семьи;

  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

  • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

  • объяснять роль политики в жизни общества;

  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

  • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

  1. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Экономическая жизнь общества (15 часов)

Экономика и экономическая наука. Что изучает эконо­мическая наука. Экономическая деятельность. Измерите­ли экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономичес­кого роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монопо­лия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложе­ния. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие цен­ные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и фак­торные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конку­ренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основ­ные операции коммерческих банков. Финансовые инсти­туты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в об­ласти международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. За­щита прав потребителя. Экономика производителя. Рацио­нальное экономическое поведение потребителя и произво­дителя.

Раздел 2. Социальная сфера (5 ч)

Социальная структура общества, многообразие социальных групп, социальное неравенство, социальная стратификация, социальная мобильность, социальные интересы. Социальные нормы и отклоняющееся поведение, социальный контроль, отклоняющееся (девиантное) поведение, преступность. Нации и межнациональные отношения, Россия – многонациональное общество и единый народ, межнациональные конфликты и пути их решения, пути межнационального сближения, национальная политика в России. Семья и быт, семья как социальный институт, функции семьи, семья в современном обществе, бытовые отношения. Гендер – социальный пол, гендерные стереотипы и роли, гендер и социализация, гендерные отношения в современном обществе. Молодёжь в современном обществе, молодёжь, как социальная группа, развитие социальных ролей в юношеском возрасте, молодёжная субкультура. Демографическая ситуация в РФ, возрастной состав в современной России, рождаемость и смертность, миграция.

Раздел 3. Политическая жизнь общества (10 часов)

Политическая деятельность и общество, политическая сфера и политические институты, политические отношения, политическая власть. Политическая система, структура и функции политической системы, государство в политической системе, политический режим. Гражданское общество и правовое государство, сущность правового государства, гражданское общество, местное самоуправление. Демократические выборы, избирательная система, типы избирательных систем, избирательная кампания. Политические партии и партийные системы, понятие политической партии и движения, типология и функции политической партии, типы партийных систем. Политическая элита и политическое лидерство, роль политического лидера, типы лидерства. Политическое сознание, обыденное и теоретическое сознание, понятие идеологии, современные политические идеологии, роль идеологии в политической жизни, политическая психология, СМИ и политическое сознание. Политическое поведение, политический терроризм. Политический процесс и культура политического участия, политическое участие, политическая культура.

Итоговое повторение и обобщение (4 часа)


3. Тематическое планирование


Тема

Количество часов

Ведение. Экономика

15



Социальная сфера

5

Политическая сфера

10

Итоговое повторение и обобщение

3

Всего

33





Приложение

Литература для учителя:

  1. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень /Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский и др. под ред. Л.Н. Боголюбова. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016-350 с.

  2. авторской программы Лазебниковой А.Ю., Обществознание. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.Ю.Лазебникова, Н.И.Городецкая, Е.Л.Рутковская. М.: Просвещение, 2019 – 48 с.

  3. Конституция РФ.

  4. Обществознание: учеб. пособие для школьников ст.к л. и поступающих в вузы/ А.В. Клименко, В.В. Румынина. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009.

  5. Обществознание: полный справочник П.А. Баранов, С.В. Шевченко; под редакцией П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2016.

  6. Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. ФИПИ.- М.: «Просвещение», 2019.


Литература для учащихся:

1.Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень /Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский и др. Под ред. Л.Н. Боголюбова. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016 -350 с.


Интернет-ресурсы:

Сайт «Конституция Российской Федерации»

http://www.constitution.ru/

Международные документы по правам человека на сайте «Права человека в России»

http://www.hro.org 

Конституция, кодексы и законы Российской Федерации

http://www.gdezakon.ru/

Методический материал для педагогов и информация для учеников по обществознанию. Теоретические вопросы и практикум по обществознанию для учащихся 8-11 классов средней общеобразовательной школы.

http://danur-w.narod.ru/

Материал для актуализации знаний и умений (открытый банк заданий ЕГЭ)

http://www.fipi.ru

Материал для актуализации знаний и умений

http://www.ege.edu.ru/-




Наглядные пособия:

  • Таблицы и схемы к основным разделам изучаемого материала.

  • Наборы раздаточного материала


Материально – техническая база 

  • Ноутбук

  • мультимедийный проектор

  • экран

  • цифровые и электронные образовательные ресурсы

  • демонстрационные пособия.