Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
______________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/Е.Н.Веремьёва/ «___» __________2017г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорская СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от «___» ________2017г № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному предмету
«Практикум по математике»
10 класс
Составители:
Веремьева Елена Николаевна,
высшая квалификационная категория
Родина Надежда Александровна
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей математики и информатики
Протокол № 1 «28» августа 2017г.
Руководитель ШМО _________/Е.Н. Веремьева/
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета
Протокол № 1 «29» августа 2017г.
Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета
Протокол № 1 «30» августа 2017г.
с. Пригорское
2017/2018 учебный год
I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса общеобразовательной школы и регламентируется на основе:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным приказом Минобразования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089;
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);
- федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Уставом МБОУ Пригорской СШ;
- основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ Пригорской СШ (10-11 классы);
- учебным планом МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год.
Элективный предмет «Практикум по математике» изучается в 10 классе на уровне среднего общего образования за счет часов компонента образовательного учрежденияучебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год.
Рабочая программа по элективному предмету «Практикум по математике» для 10 класса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год.
Срок реализации настоящей программы один год.
Главная цель предлагаемой программы заключается не только в подготовке к государственному экзамену, и в овладении определённым объём знаний, готовых методов решения нестандартных задач, но и в том, чтобы научить самостоятельно мыслить,творчески подходить к любой проблеме.
Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к ЕГЭ.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ЕГЭ.
Цели курса:
На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5 – 9 классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса алгебры.
Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по алгебре. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
Выявление и развитие их математических способностей.
Подготовка к обучению в ВУЗе.
Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Развитие коммуникативных и общеучебных навыков, навыков самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
Виды деятельности на занятиях:
лекция учителя, беседа, практикум, консультация, ИКТ технологии.
Умения и навыки учащихся, формируемые элективным курсом:
навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой;
составление алгоритмов решения типичных задач;
умения решения тригонометрических, показательных уравнений и неравенств;
исследования элементарных функций при решения задач различных типов.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
Тематический контроль: тест.
Итоговый контроль: итоговый тест.
Критерий оценки устного ответа:
Отметка «5»:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Отметка «4»:
если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.
допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Отметка «3» :
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»).
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.
Отметка «2» :
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1»:
Критерии оценки письменных работ:
Отметка «5» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью.
в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если: работа не выполнена
Критерии оценки тестов:
I. Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к результатам обучения направлены на реализацию системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, и успешной сдачи ЕГЭ по математике.
Учащиеся должны знать, что такое проценты и сложные проценты, основное свойство пропорции.
Знать схему решения линейных, квадратных, дробно-рациональных, иррациональных уравнений.
Знать способы решения систем уравнений.
Знать определение параметра; примеры уравнений с параметром; основные типы задач с параметрами; основные способы решения задач с параметрами. Знать определение линейного уравнения и неравенства с параметрами. Алгоритмы решения линейных уравнений и неравенств с параметрами графическим способом. Определение квадратного уравнения и неравенства с параметрами. Алгоритмы решения квадратного уравнения и неравенства с параметрами графическим способом
проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, тригонометрических выражений.
решать иррациональные, тригонометрические уравнения и неравенства.
решать системы уравнений изученными методами.
строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы.
применять аппарат математического анализа к решению задач.
применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению геометрических задач.
Уметь применять вышеуказанные знания на практике.
II. Содержание учебного предмета
Структурасодержания элективного предмета «Практикум по математике» в 10 классе определена следующими тематическими блоками (разделами):
Тема 1. Текстовые задачи (8 часов)
Простейшие текстовые задачи. Основные свойства, прямо и обратно пропорциональные величины. Проценты, округление с избытком, округление с недостатком. Выбор оптимального варианта. Выбор варианта из двух возможных Выбор варианта из трех возможных Выбор варианта из четырех возможных. Текстовые задачи на проценты, сплавы и смеси, на движение, на совместную работу.
Тема 2. Тригонометрия (6 часов) Вычисление значений тригонометрических выражений. Преобразования числовых тригонометрических выражений. Преобразования буквенных тригонометрических выражений. Тригонометрические уравнения и неравенства. Простейшие тригонометрические уравнения. Два метода решения тригонометрических уравнений: введение новой переменной и разложение на множители. Однородные тригонометрические уравнения.
Тема 3. Планиметрия (6 часов)
Треугольник. Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат. Трапеция. Окружность и круг. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Многоугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Вписанная окружность и описанная окружность правильного многоугольника. Координатная плоскость. Векторы. Вычисление длин и площадей.
Тема 4. Стереометрия (8 часов)
Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность; прямая призма; правильная призма. Параллелепипед; куб; симметрии в кубе, в параллелепипеде. Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность; треугольная пирамида; правильная пирамида. Сечения куба, призмы, пирамиды.
Величина угла, градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. Угол между прямыми в пространстве; угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями.Расстояние от точки до прямой, от точки до плоскости; расстояние между параллельными и скрещивающимися прямыми, расстояние между параллельными плоскостями. Площадь поверхности составного многогранника.
Тема 5. Производная (6 часов)
Понятие о производной функции, геометрический смыслпроизводной. Физический смысл производной, нахождение скорости дляпроцесса, заданного формулой или графиком. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Вторая производная и ее физический смысл. Исследование функций.Применение производной к исследованию функций ипостроению графиков. Наибольшее и наименьшее значение функций Исследование тригонометрических функций.
IV. Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Текстовые задачи | 8 |
2 | Тригонометрия | 6 |
3 | Планиметрия | 6 |
4 | Стереометрия | 8 |
5 | Производная | 6 |
| ИТОГО | 34 |
V.Литература
1. Гольдич В.А. Алгебра. Решение уравнений и неравенств. - СПб.: Литера, 2008
2. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. - М.-Харьков: "ИЛЕКСА", "Гимназия", 2009
3. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач – М. – «Просвещение» 2008
4. Кодификатор, спецификация заданий ЕГЭ 2013 -2014 г.
Интернет – источники:
Открытый банк задач ЕГЭ: http://mathege.ru
Он-лайн тесты:
http://uztest.ru/exam?idexam=25
http://egeru.ru
http://reshuege.ru/
5. ФИПИ http://fipi.ru/
6. МИОО http://www.mioo.ru/ogl.php#
7. http://shpargalkaege.ru/
КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 34 часов.
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 34.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
Календарно-тематическое планирование элективного учебного предмета «Практикум по математике» 10 класс
№ урока | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
| Текстовые задачи (8 часов) | | |
1 | Простейшие текстовые задачи | 1 | | |
2 | Основные свойства, прямо и обратно пропорциональные величины | 1 | | |
3 | Выбор оптимального варианта | 1 | | |
4 | Выбор оптимального варианта | 1 | | |
5 | Проценты, округление с избытком, округление с недостатком | 1 | | |
6 | Текстовые задачи на проценты, сплавы и смеси | 1 | | |
7 | Текстовые задачи на движение | 1 | | |
8 | Текстовые задачи на совместную работу | 1 | | |
| Тригонометрия (6 часов) | | |
9 | Вычисление значений тригонометрических выражений. | 1 | | |
10 | Преобразования буквенных тригонометрических выражений. | 1 | | |
11 | Преобразования числовых и буквенных тригонометрических выражений. | 1 | | |
12 | Простейшие тригонометрические уравнения | 1 | | |
13 | Однородные тригонометрические уравнения | 1 | | |
14 | Методы решения тригонометрических уравнений | 1 | | |
| Планиметрия (6 часов) | | |
15 | Треугольник. Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат. Трапеция. | 1 | | |
16 | Вычисление длин и площадей | 1 | | |
17 | Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. | 1 | | |
18 | Задачи, связанные с углами | 1 | | |
19 | Углы и расстояния в пространстве | 1 | | |
20 | Координатная плоскость. Векторы | 1 | | |
| Стереометрия (8 часов) | | |
21 | Параллелепипед, куб, призма | 1 | | |
22 | Сечения в кубе, в параллелепипеде | 1 | | |
23 | Пирамида | 1 | | |
24 | Сечения пирамиды | 1 | | |
25 | Угол между прямыми в пространстве; угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями | 1 | | |
26 | Расстояние от точки до прямой, от точки до плоскости | 1 | | |
27 | Расстояние между параллельными и скрещивающимися прямыми, расстояние между параллельными плоскостями | 1 | | |
28 | Составные многогранники | 1 | | |
| Производная (7 часов) | | |
29 | Понятие о производной функции, геометрический смыслпроизводной | 1 | | |
30 | Физический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. | 1 | | |
31 | Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. | 1 | | |
32 | Вторая производная и ее физический смысл | 1 | | |
33 | Исследование тригонометрических функций | 1 | | |
34 | Применение производной к исследованию функций | 1 | | |
| Итого | 34 | | |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________