СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Практикум по математике"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель предлагаемой программы заключается не только в подготовке к государственному  экзамену, и в овладении определённым объём знаний, готовых методов решения нестандартных задач, но и в том, чтобы научить самостоятельно мыслить,творчески подходить к любой проблеме.

Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к ЕГЭ.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Практикум по математике"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области

______________________________________________________________________________


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/Е.Н.Веремьёва/

«___» __________2017г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорская СШ

_________/В.П. Понизовцев/

Приказ от «___» ________2017г № _____







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по элективному предмету


«Практикум по математике»


10 класс


 



Составители:

Веремьева Елена Николаевна,

высшая квалификационная категория

Родина Надежда Александровна





РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей математики и информатики

Протокол № 1 «28» августа 2017г.

Руководитель ШМО _________/Е.Н. Веремьева/


РАССМОТРЕНА на заседании методического совета

Протокол № 1 «29» августа 2017г.

Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/


ПРИНЯТА на заседании педагогического совета

Протокол № 1 «30» августа 2017г.





с. Пригорское

2017/2018 учебный год

I. Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса общеобразовательной школы и регламентируется на основе:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным приказом Минобразования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089;

- приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);

- федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);

- Уставом МБОУ Пригорской СШ;

- основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ Пригорской СШ (10-11 классы);

- учебным планом МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год;

- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год.


Элективный предмет «Практикум по математике» изучается в 10 классе на уровне среднего общего образования за счет часов компонента образовательного учрежденияучебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год.


Рабочая программа по элективному предмету «Практикум по математике» для 10 класса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год.


Срок реализации настоящей программы один год.









Главная цель предлагаемой программы заключается не только в подготовке к государственному экзамену, и в овладении определённым объём знаний, готовых методов решения нестандартных задач, но и в том, чтобы научить самостоятельно мыслить,творчески подходить к любой проблеме.

Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к ЕГЭ.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ЕГЭ.


Цели курса:

  • На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5 – 9 классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса алгебры.

  • Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.

  • Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Задачи курса:

  • Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по алгебре. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.

  • Выявление и развитие их математических способностей.

  • Подготовка к обучению в ВУЗе.

  • Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;

  • Формирование и развитие аналитического и логического мышления.

  • Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.

  • Развитие коммуникативных и общеучебных навыков, навыков самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.

Виды деятельности на занятиях:

лекция учителя, беседа, практикум, консультация, ИКТ технологии.

Умения и навыки учащихся, формируемые элективным курсом:

  • навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой;

  • составление алгоритмов решения типичных задач;

  • умения решения тригонометрических, показательных уравнений и неравенств;

  • исследования элементарных функций при решения задач различных типов.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

  1. Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.

  2. Тематический контроль: тест.

  3. Итоговый контроль: итоговый тест.


 Критерий оценки устного ответа:

Отметка «5»:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Отметка «4»:

если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.

  • допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.


Отметка «3» :

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»).

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.

Отметка «2» :

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1»:

  • Отсутствие ответа


Критерии оценки письменных работ:

Отметка «5» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью.

  • в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);

  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);

Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если: работа не выполнена

Критерии оценки тестов:
  • Отметка «5» - 90-100%

  • Отметка «4» - 75-80%

  • Отметка «3» - 60-70%

  • Отметка «2» - 50% и менее

  • Отметка «1» работа не выполнена





I. Требования к уровню подготовки учащихся


Требования к результатам обучения направлены на реализацию системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.



Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, и успешной сдачи ЕГЭ по математике.

  • Учащиеся должны знать, что такое проценты и сложные проценты, основное свойство пропорции.

  • Знать схему решения линейных, квадратных, дробно-рациональных, иррациональных уравнений.

  • Знать способы решения систем уравнений.

  • Знать определение параметра; примеры уравнений с параметром; основные типы задач с параметрами; основные способы решения задач с параметрами. Знать определение линейного уравнения и неравенства с параметрами. Алгоритмы решения линейных уравнений и неравенств с параметрами графическим способом. Определение квадратного уравнения и неравенства с параметрами. Алгоритмы решения квадратного уравнения и неравенства с параметрами графическим способом

  • проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных,   тригонометрических выражений.

  • решать иррациональные,   тригонометрические уравнения и неравенства.

  • решать системы уравнений изученными методами.

  • строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы.

  • применять аппарат математического анализа к решению задач.

  • применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению геометрических задач.

  • Уметь применять вышеуказанные знания на практике.





II. Содержание учебного предмета

Структурасодержания элективного предмета «Практикум по математике» в 10 классе определена следующими тематическими блоками (разделами):

Тема 1. Текстовые задачи (8 часов)

Простейшие текстовые задачи. Основные свойства, прямо и обратно пропорциональные величины. Проценты, округление с избытком, округление с недостатком. Выбор оптимального варианта. Выбор варианта из двух возможных Выбор варианта из трех возможных Выбор варианта из четырех возможных. Текстовые задачи на проценты, сплавы и смеси, на движение, на совместную работу.

Тема 2. Тригонометрия (6 часов) Вычисление значений тригонометрических выражений. Преобразования числовых тригонометрических выражений. Преобразования буквенных тригонометрических выражений. Тригонометрические уравнения и неравенства. Простейшие тригонометрические уравнения. Два метода решения тригонометрических уравнений: введение новой переменной и разложение на множители. Однородные тригонометрические уравнения.

Тема 3. Планиметрия (6 часов)

Треугольник. Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат. Трапеция. Окружность и круг. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Многоугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Вписанная окружность и описанная окружность правильного многоугольника. Координатная плоскость. Векторы. Вычисление длин и площадей.

Тема 4. Стереометрия (8 часов)

Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность; прямая призма; правильная призма. Параллелепипед; куб; симметрии в кубе, в параллелепипеде. Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность; треугольная пирамида; правильная пирамида. Сечения куба, призмы, пирамиды.

Величина угла, градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. Угол между прямыми в пространстве; угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями.Расстояние от точки до прямой, от точки до плоскости; расстояние между параллельными и скрещивающимися прямыми, расстояние между параллельными плоскостями. Площадь поверхности составного многогранника.

Тема 5. Производная (6 часов)

Понятие о производной функции, геометрический смыслпроизводной. Физический смысл производной, нахождение скорости дляпроцесса, заданного формулой или графиком. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Вторая производная и ее физический смысл. Исследование функций.Применение производной к исследованию функций ипостроению графиков. Наибольшее и наименьшее значение функций Исследование тригонометрических функций.



IV. Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы





п/п

Название темы

Количество часов

1

Текстовые задачи

8

2

Тригонометрия

6

3

Планиметрия

6

4

Стереометрия

8

5

Производная

6


ИТОГО

34








V.Литература

1. Гольдич В.А. Алгебра. Решение уравнений и неравенств. - СПб.: Литера, 2008

2. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. - М.-Харьков: "ИЛЕКСА", "Гимназия", 2009

3. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач – М. – «Просвещение» 2008

4. Кодификатор, спецификация заданий ЕГЭ 2013 -2014 г.

Интернет – источники:

  1. Открытый банк задач ЕГЭ: http://mathege.ru

  2. Он-лайн тесты:

  3. http://uztest.ru/exam?idexam=25

  4. http://egeru.ru

http://reshuege.ru/

5. ФИПИ http://fipi.ru/

6. МИОО http://www.mioo.ru/ogl.php#

7. http://shpargalkaege.ru/



  КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование

 


Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 34 часов.

По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 34.

Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;

III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.


Календарно-тематическое планирование элективного учебного предмета «Практикум по математике» 10 класс

урока

Наименование   разделов и тем

Количество часов

Дата

по плану

Дата по

факту


Текстовые задачи (8 часов)

 

 

1

Простейшие текстовые задачи

1

 

 

2

Основные свойства, прямо и обратно пропорциональные величины

1



3

Выбор оптимального варианта

1

 

 

4

Выбор оптимального варианта

1



5

Проценты, округление с избытком, округление с недостатком

1

 

 

6

Текстовые задачи на проценты, сплавы и   смеси

1



7

Текстовые задачи на движение

1



8

Текстовые задачи на совместную работу

1

 

 


Тригонометрия   (6 часов)

 

 

9

Вычисление значений тригонометрических выражений.

1

 

 

10

Преобразования буквенных тригонометрических выражений.

1



11

Преобразования числовых и буквенных   тригонометрических выражений.

1



12

Простейшие тригонометрические уравнения

1

 

 

13

Однородные тригонометрические уравнения

1



14

Методы решения тригонометрических   уравнений

1




Планиметрия (6 часов)

 

 

15

Треугольник. Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат. Трапеция.

1

 

 

16

Вычисление длин и площадей

1



17

Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника.

1



18

Задачи, связанные с углами

1

 

 

19

Углы и расстояния в пространстве

1

 

 

20

Координатная плоскость. Векторы

1




Стереометрия   (8 часов)

 

 

21

Параллелепипед, куб, призма

1

 

 

22

Сечения в кубе, в параллелепипеде

1



23

Пирамида

1



24

Сечения пирамиды

1

 

 

25

Угол между прямыми в пространстве; угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями

1

 

 

26

Расстояние от точки до прямой, от точки до плоскости

1



27

Расстояние между параллельными и скрещивающимися прямыми, расстояние между параллельными плоскостями

1



28

Составные многогранники

1

 

 


Производная   (7 часов)

 

 

29

Понятие о производной функции, геометрический смыслпроизводной

1

 

 

30

Физический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции.

1



31

Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций.

1



32

Вторая производная и ее физический смысл

1



33

Исследование тригонометрических функций

1

 

 

34

Применение производной к исследованию функций

1




Итого  

34

 

 





_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________