СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Россия и страны мира"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса для 11 класса (углубленный уровень)

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Россия и страны мира"»


Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего

(полного) общего образования; авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений 10-11 класс (базовый уровень),

автор Ланшакова О.А., 2014.


Основная цель курса - формирование у учащихся системы знаний географической картины единого географического мира, формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимодействии.

Задачи курса:

-способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

-передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире;

-формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством.

Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их трудовой и бытовой деятельности. Старшеклассники, уже имеющие опорные знания по физической и экономической географии, откроют для себя мир фактов и передовых достижений географии, проблем современной мировой экономики и

политики - среди них - эволюция географических взглядов на мир и методов географического анализа, география религий и культурные районы мира, теория и практика геополитики, модели размещения хозяйства, географические границы, территориальная справедливость, география городов и экономическое районирование.

Усвоение содержания курса обеспечивает формирование умений, необходимых для решения конкретных практических задач данного курса:

-оценка сравнительной выгодности географического положения экономических объектов;

-оценка геополитического положения России;

-оценка уровня социально-экономического развития страны через систему показателей;

-выделение типов стран по методике много признаковой классификации;

-оценка динамики демографической структуры населения стран;

-оценка стадии демографического перехода (по странам и регионам мира);

-оценка уровня социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики;

-оценка факторов размещения промышленных предприятий;

-анализ статистики по внешней торговле в динамике (объёмы, география и товарная структура экспорта и импорта) по странам и регионам мира.

Многочисленные задания курса, выполнение которых способствует развитию навыков самостоятельного добывания знаний и информации (работа с научными и публицистическими текстами, анализ информации по картам, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск необходимой информации, а также в СМИ и Интернете).

Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения

В результате элективного курса по географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.







Содержание учебного курса

1. Российская Федерация

2. Типология стран современного мира

3.Зарубежная Европа

4. Зарубежная Азия

5.Африка

6. Северная Америка

7.Латинская Америка

8.Австралия и Океания

9. Глобальные проблемы человечества


















Учебно-тематическое планирование.

Класс-10

Количество часов в год – 33

В неделю – 1 час

Название разделов и тем

Примерная программа

(всего часов)

Рабочая программа

(всего часов)

теоретических

1

Российская Федерация


8

8

8

2

Типология стран современного мира


1

1

1

3

Зарубежная Европа


3

3

3

4

Зарубежная Азия


4

4

4

5

Африка


3

3

3

6

Северная Америка


3

3

3

7

Латинская Америка


4

4

4

8

Австралия и Океания


1

1

1

9

Глобальные проблемы человечества

6

6

6


Итого


33

33

33





КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения





1

Российская Федерация


Российская федерация, особенности ЭГП и ФГП

8


1


2

Особенности природы России


1



3

Административное деление России

1


4

Экономическое районирование

1


5

Национальная экономика РФ. Промышленность

1


6

Национальная экономика РФ. Сельское хозяйство

1



7

Национальная экономика РФ

1


8

Россия и страны СНГ


1




9

Типология стран современного мира


Типология стран современного мира

1


1




10

Зарубежная Европа


Страны Европы, особенности физико – географического

положения и экономико- географического положения


3


1


11

Страны Европы особенности ЭГП и районирования. Восточная

Европа, Средняя Европа, Северная Европа, Южная Европа


1


12

Европейские страны «Большой семѐрки»:Франция,ФРГ,Великобритания, Италия

1




13

Зарубежная Азия


Общая характеристика Зарубежной Азии

4


1


14

Субрегионы зарубежной Азии. Китай

1


15

Япония

1


16

Индия

1




17

Африка


Африка. «Визитная карточка» региона

3


1


18

Деление Африки на субрегионы

1


19

ЮАР

1



20

Северная Америка


Северная Америка. «Визитная карточка» региона

3


1


21

США. Хозяйство. Макрорегионы

1


22

Канада

1




23

Латинская Америка


Латинская Америка. «Визитная карточка региона»

4


1


24

Бразилия

1


25


Аргентина

1



26

Мексика

1



27


Австралия и Океания


Австралия и Океания. Комплексная характеристика региона

1


1




28

Глобальные проблемы человечества


Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и

взаимосвязях

6


1


29

Экологическая проблема


1



30

Энергетическая, сырьевая проблемы и пути их решения

1


31

Демографическая и продовольственная проблемы и

пути их решения

1



32

Проблема сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости

развивающихся стран.

1



33

Взаимосвязь глобальных проблем. Роль географии в решении

глобальных проблем человечества. Геоэкология – фокус глобальных

проблем человечества

1













7