Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования; авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений 10-11 класс (базовый уровень),
автор Ланшакова О.А., 2014.
Основная цель курса - формирование у учащихся системы знаний географической картины единого географического мира, формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимодействии.
Задачи курса:
-способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
-передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире;
-формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством.
Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их трудовой и бытовой деятельности. Старшеклассники, уже имеющие опорные знания по физической и экономической географии, откроют для себя мир фактов и передовых достижений географии, проблем современной мировой экономики и
политики - среди них - эволюция географических взглядов на мир и методов географического анализа, география религий и культурные районы мира, теория и практика геополитики, модели размещения хозяйства, географические границы, территориальная справедливость, география городов и экономическое районирование.
Усвоение содержания курса обеспечивает формирование умений, необходимых для решения конкретных практических задач данного курса:
-оценка сравнительной выгодности географического положения экономических объектов;
-оценка геополитического положения России;
-оценка уровня социально-экономического развития страны через систему показателей;
-выделение типов стран по методике много признаковой классификации;
-оценка динамики демографической структуры населения стран;
-оценка стадии демографического перехода (по странам и регионам мира);
-оценка уровня социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики;
-оценка факторов размещения промышленных предприятий;
-анализ статистики по внешней торговле в динамике (объёмы, география и товарная структура экспорта и импорта) по странам и регионам мира.
Многочисленные задания курса, выполнение которых способствует развитию навыков самостоятельного добывания знаний и информации (работа с научными и публицистическими текстами, анализ информации по картам, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск необходимой информации, а также в СМИ и Интернете).
Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения
В результате элективного курса по географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Содержание учебного курса
1. Российская Федерация
2. Типология стран современного мира
3.Зарубежная Европа
4. Зарубежная Азия
5.Африка
6. Северная Америка
7.Латинская Америка
8.Австралия и Океания
9. Глобальные проблемы человечества
Учебно-тематическое планирование.
Класс-10
Количество часов в год – 33
В неделю – 1 час
№ | Название разделов и тем | Примерная программа (всего часов) | Рабочая программа (всего часов) | теоретических |
1 | Российская Федерация | 8 | 8 | 8 |
2 | Типология стран современного мира | 1 | 1 | 1 |
3 | Зарубежная Европа | 3 | 3 | 3 |
4 | Зарубежная Азия | 4 | 4 | 4 |
5 | Африка | 3 | 3 | 3 |
6 | Северная Америка | 3 | 3 | 3 |
7 | Латинская Америка | 4 | 4 | 4 |
8 | Австралия и Океания | 1 | 1 | 1 |
9 | Глобальные проблемы человечества | 6 | 6 | 6 |
| Итого | 33 | 33 | 33 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Российская Федерация Российская федерация, особенности ЭГП и ФГП | 8 1 | |
2 | Особенности природы России | 1 | |
3 | Административное деление России | 1 | |
4 | Экономическое районирование | 1 | |
5 | Национальная экономика РФ. Промышленность | 1 | |
6 | Национальная экономика РФ. Сельское хозяйство | 1 | |
7 | Национальная экономика РФ | 1 | |
8 | Россия и страны СНГ | 1 | |
9 | Типология стран современного мира Типология стран современного мира | 1 1 | |
10 | Зарубежная Европа Страны Европы, особенности физико – географического положения и экономико- географического положения | 3 1 | |
11 | Страны Европы особенности ЭГП и районирования. Восточная Европа, Средняя Европа, Северная Европа, Южная Европа | 1 | |
12 | Европейские страны «Большой семѐрки»:Франция,ФРГ,Великобритания, Италия | 1 | |
13 | Зарубежная Азия Общая характеристика Зарубежной Азии | 4 1 | |
14 | Субрегионы зарубежной Азии. Китай | 1 | |
15 | Япония | 1 | |
16 | Индия | 1 | |
17 | Африка Африка. «Визитная карточка» региона | 3 1 | |
18 | Деление Африки на субрегионы | 1 | |
19 | ЮАР | 1 | |
20 | Северная Америка Северная Америка. «Визитная карточка» региона | 3 1 | |
21 | США. Хозяйство. Макрорегионы | 1 | |
22 | Канада | 1 | |
23 | Латинская Америка Латинская Америка. «Визитная карточка региона» | 4 1 | |
24 | Бразилия | 1 | |
25 | Аргентина | 1 | |
26 | Мексика | 1 | |
27 | Австралия и Океания Австралия и Океания. Комплексная характеристика региона | 1 1 | |
28 | Глобальные проблемы человечества Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях | 6 1 | |
29 | Экологическая проблема | 1 | |
30 | Энергетическая, сырьевая проблемы и пути их решения | 1 | |
31 | Демографическая и продовольственная проблемы и пути их решения | 1 | |
32 | Проблема сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости развивающихся стран. | 1 | |
33 | Взаимосвязь глобальных проблем. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества | 1 | |
7