Программа элективного курса
по русскому языку
«Секреты орфографии»
7 класс
Уровень – основное общее образование
Срок реализации программы - 1 год
Составлена на основе примерной Программы по русскому языку
для общеобразовательной школы авторов М.М.Разумовской, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львова (М.; Дрофа. 2010г.)
Бронниковой Татьяной Анатольевной, учителем русского языка и литературы.
1. Пояснительная записка
Программа курса по выбору «Секреты орфографии» разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого Приказом Минобрнауки России, с учётом Примерной программы по русскому языку для общеобразовательной школы авторов М.М. Разумовской, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львова - М.: Дрофа.2010г.
Для реализации рабочей программы в учебном плане МБОУ «СОШ №2» пгт. Жешарт выделено всего 35 часов по 1 часу в неделю в 7 классе по запросам учащихся и их родителей.
Общая характеристика предмета:
Программа курса «Секреты орфографии» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих признаков у причастий и деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление причастных и деепричастных оборотов.
Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 7-го класса школьники знакомятся впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих классах. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее изученному с целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа элективного курса «Секреты орфографии».
Поэтому главной задачей курса станет необходимость обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию; совершенствовать орфографическую грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи; обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы; способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования, перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли причастия в словосочетании; о правиле написания Н, НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов, и т.д.). Учить учащихся давать аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся – тоже задача курса.
Формы проведения занятий: лекция, практикумы, работа со словарями, деловая игра, тестирование.
2. Содержание учебного предмета
Программа курса состоит из трудных тем по орфографии. В занимательной форме построено повторение орфографических правил русского языка. Повторение сопровождается упражнениями, заданиями, играми с привлечением иллюстраций и рисунков самих учащихся.
3. Требования к уровню подготовки учащихся
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
– по лексике: пользоваться разными видами словарей;
– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;
– по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по связной речи, чтению и работе с информаципей: составлять предложения с учётом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях;
4. Календарно- тематическое планирование
№ | Программа курса | дата |
1 | Дорога к письменности. Древние письмена | |
2 | Тайны фонемы | |
3 | Опасные согласные | |
4 | Главное правило (фонемное). Фонемные и нефонемные правила | |
5 | Когда Ь пишется, а когда не пишется? | |
6 | Нефонемное правило «И-Ы после Ц» | |
7 | Правописание О-Ё после шипящих | |
8 | Приставки, которые пишутся всегда одинаково. Коварная приставка С- | |
9 | Приставки на –З и – С. | |
10 | Самые трудные приставки ПРЕ- и ПРИ- | |
11 | Самые трудные приставки ПРЕ- и ПРИ- | |
12 | Секреты родственных слов | |
13 | Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания | |
14 | Орфограмма с девичьим именем. Чередование И-Е в корне | |
15 | Суффикс –А- продолжает командовать. Чередование И-Е в корне | |
16 | Командует ударение. Корни с чередованием | |
17 | Командуют согласные звуки. Корни с чередованием | |
18 | Командует смысл. Корни с чередованием | |
19 | Двойные согласные в корне слова | |
20 | Суффиксы существительных | |
21 | Суффиксы прилагательных | |
22 | Правописание суффиксов причастий | |
23 | Окончания существительных | |
24 | Правописание личных окончаний глаголов. | |
25 | Контрольное тестирование | |
26 | Правописание частицы НЕ со всеми частями речи | |
27 | Правописание неопределенных и отрицательных местоимений | |
28 | Правописание Н и НН в разных частях речи | |
29 | Правописание Н и НН в разных частях речи | |
30 | Правописание наречий. | |
31 | Правописание наречий. | |
32 | Позиция «полуслитно» (дефисы) | |
33 | Предлоги-братья. Правописание производных предлогов | |
34 | «Пары»(тоже/то же; также/так же; чтобы/что бы; зато/за то; поэтому/по зтому) | |
35 | Итоговое занятие. Контрольное тестирование | |
5. Перечень учебно-методических средств обучения
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык.5 класс /под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.,20
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык.6 класс /под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.,20
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык.7 класс /под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.,20
Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. Для учащихся 5-7 кл. /Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Д.А.Концевая.- М.: Просвещение,1991.
Сычева Н.Пишем без ошибок. Все правила русского языка.- М.:АСТ, 2009.
Н.Романова. Идеальная грамотность. – Питер.: Санкт-Петербург, 2011.