Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Текст, Комментирование проблемы"»
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 34 часа. За основу взята программа Гольцовой Н.Г., Русский язык. 10-11 кл. М.: Русское слово, 2010.
Введение элективного курса как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что оценка за вторую (творческую) часть КИМа составляет примерно 42 % от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене в форме ЕГЭ, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимых для получения положительной оценки.
В рамках Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку выпускник выполняет задание с развернутым ответом, которое представляет собой написание сочинения-рассуждения (отзыва, рецензии или эссе) по тексту художественного, публицистического, научно–популярного стиля.
Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, а именно: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т.д. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить.
Также для написания сочинения надо четко представлять его структуру, а она определяется заданием части 2. Текст сочинения состоит условно из двух частей. В первой части выпускник должен продемонстрировать умение определять проблематику текста, позицию автора по отношению к ней и умение комментировать её. Во второй части – умение сформулировать собственное отношение к прочитанному и аргументировать свою позицию, используя не менее двух аргументов (читательский и жизненный опыт).
Первым этапом работы над текстом является его понимание. Понять текст – значит определить его содержание: тему (о чем текст), проблему (вопрос, который ставит автор пред читателем), позицию автора. Кроме того, сочинение подразумевает выработку умения комментировать прочитанный текст и на этой основе формулировать свою точку зрения к одной из тех проблем, которую затронул автор. Учащимся помогут специально разработанные клише, с которыми также знакомит данный элективный курс.
Работа над сочинением является элементом развивающего обучения, так как учит развивать мысли на заданную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует, приобщает учащегося к творчеству. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства устно и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания «С» на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление, - одна из актуальных проблем современной школы.
Цели данной программы:
Формирование навыков учащихся в создании устного и письменного высказывания в форме рассуждения на основе прочитанного текста.
Оказание помощи учащимся максимально подготовиться к выполнению задания 2 ЕГЭ;
Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка.
Тематическое планирование занятий
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Понятие о сочинении-рассуждении. Композиция сочинения-рассуждения | 1 |
2 | Критерии оценивания сочинения | 1 |
3 | Повторение основных сведений о тексте. Что такое текст? Связь предложений в тексте | 1 |
4 | Типы текста. Стили текста | 1 |
5 | Тема, идея текста. Проблематика текстов | 1 |
6 | Типы проблем | 1 |
7 | Философские проблемы | 1 |
8 | Экологические проблемы | 1 |
9 | Нравственные проблемы | 1 |
10 | Социальные проблемы | 1 |
11 | Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы | 1 |
12 | Практическая работа «Выявление проблем в тексте» | 1 |
13 | Виды комментариев к проблеме. Два типа комментария (Текстуальный и концептуальный комментарий) | 1 |
14 | Роль примера-иллюстрации. Пояснения к примерам | 1 |
15 | Смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Типы смысловой связи | 1 |
16 | Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. | 1 |
17 | Практическая работа «Составление двух типов комментариев к проблеме» | 1 |
18 | Выявление и формулировка авторской позиции. Средства выражения позиции автора. Авторская позиция в художественном тексте. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. | 1 |
19 | Практическая работа «Нахождение в тексте позиции автора. Формулирование авторской позиции». | 1 |
20 | Аргументация собственного мнения. Согласие или несогласие с позицией автора. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации | 1 |
21 | Типовые конструкции для выражения своей позиции | 1 |
22 | Практическая работа «Аргументация собственного мнения по проблеме». | 1 |
23 | Виды и формы вступления. | 1 |
24 | Практическая работа «Написание вступления к сочинению» | 1 |
25 | Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении | 1 |
26 | Практическая работа «Написание заключения к сочинению» | 1 |
27 | Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность изложения | 1 |
28 | Композиция сочинения. Логические ошибки. Абзацное членение | 1 |
29 | Типы ошибок: фактические, этические ошибки. | 1 |
30 | Грамматические ошибки. Речевые ошибки | 1 |
31 | Практическая работа «Нахождение и редактирование всех типов ошибок. | 1 |
32 | Практическая работа «Написание сочинения-рассуждения по заданному тексту» | 1 |
33 | Анализ сочинений | 1 |
34 | Заключительное занятие | 1 |
Всего – 34 часа