СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Текст, Комментирование проблемы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Текст, Комментирование проблемы"»

Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 34 часа. За основу взята программа Гольцовой Н.Г., Русский язык. 10-11 кл. М.: Русское слово, 2010.

Введение элективного курса как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что оценка за вторую (творческую) часть КИМа составляет примерно 42 % от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене в форме ЕГЭ, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимых для получения положительной оценки.

В рамках Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку выпускник выполняет задание с развернутым ответом, которое представляет собой написание сочинения-рассуждения (отзыва, рецензии или эссе) по тексту художественного, публицистического, научно–популярного стиля.

Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, а именно: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т.д. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить.

Также для написания сочинения надо четко представлять его структуру, а она определяется заданием части 2. Текст сочинения состоит условно из двух частей. В первой части выпускник должен продемонстрировать умение определять проблематику текста, позицию автора по отношению к ней и умение комментировать её. Во второй части – умение сформулировать собственное отношение к прочитанному и аргументировать свою позицию, используя не менее двух аргументов (читательский и жизненный опыт).

Первым этапом работы над текстом является его понимание. Понять текст – значит определить его содержание: тему (о чем текст), проблему (вопрос, который ставит автор пред читателем), позицию автора. Кроме того, сочинение подразумевает выработку умения комментировать прочитанный текст и на этой основе формулировать свою точку зрения к одной из тех проблем, которую затронул автор. Учащимся помогут специально разработанные клише, с которыми также знакомит данный элективный курс.

Работа над сочинением является элементом развивающего обучения, так как учит развивать мысли на заданную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует, приобщает учащегося к творчеству. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства устно и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания «С» на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление, - одна из актуальных проблем современной школы.

Цели данной программы:

Формирование навыков учащихся в создании устного и письменного высказывания в форме рассуждения на основе прочитанного текста.

Оказание помощи учащимся максимально подготовиться к выполнению задания 2 ЕГЭ;

Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.

Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.

Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.

Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка.

Тематическое планирование занятий


п/п


Тема урока

Количество часов


1

Понятие о сочинении-рассуждении. Композиция сочинения-рассуждения

1

2

Критерии оценивания сочинения

1

3

Повторение основных сведений о тексте. Что такое текст? Связь предложений в тексте

1

4

Типы текста. Стили текста

1

5

Тема, идея текста. Проблематика текстов

1

6

Типы проблем

1

7

Философские проблемы

1

8

Экологические проблемы

1

9

Нравственные проблемы

1

10

Социальные проблемы

1

11

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы

1

12

Практическая работа «Выявление проблем в тексте»

1

13

Виды комментариев к проблеме. Два типа комментария (Текстуальный и концептуальный комментарий)

1

14

Роль примера-иллюстрации. Пояснения к примерам

1

15

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Типы смысловой связи

1

16

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения.

1

17

Практическая работа «Составление двух типов комментариев к проблеме»

1

18

Выявление и формулировка авторской позиции. Средства выражения позиции автора. Авторская позиция в художественном тексте. Типовые конструкции для выражения авторской позиции.

1

19

Практическая работа «Нахождение в тексте позиции автора. Формулирование авторской позиции».

1

20

Аргументация собственного мнения. Согласие или несогласие с позицией автора. Аргументы, виды аргументов, способы аргументации

1

21

Типовые конструкции для выражения своей позиции

1

22

Практическая работа «Аргументация собственного мнения по проблеме».

1

23

Виды и формы вступления.

1

24

Практическая работа «Написание вступления к сочинению»

1

25

Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении

1

26

Практическая работа «Написание заключения к сочинению»

1

27

Речевое оформление сочинения. Связность и последовательность изложения

1

28

Композиция сочинения. Логические ошибки. Абзацное членение

1

29

Типы ошибок: фактические, этические ошибки.

1

30

Грамматические ошибки. Речевые ошибки

1

31

Практическая работа «Нахождение и редактирование всех типов ошибок.

1

32

Практическая работа «Написание сочинения-рассуждения по заданному тексту»

1

33

Анализ сочинений

1

34

Заключительное занятие

1


Всего – 34 часа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!