Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Трудности русского языка» в 8 классе разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями и дополнениями, указанными в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81;
с учетом
- примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
5) Программы элективного курса 7-9 классов «Уроки словесности». Русский язык. 5-11класс С. И. Львова 2015.
Форма обучения очная.
Данный курс реализуется в связи с запросом участников образовательных отношений.
Задача курса: Развитие речи, мыслительной деятельности обучающихся.
Цели курса:
-реализация практико-ориентированного подхода в обучении русскому языку, формирование умения владеть всеми видами речевой деятельности;
реализовать идею межпредметных связей;
углубить сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:
-овладение умениями проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; -совершенствование практического владения русским языком, его словарем и грамматическим строем;
-овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания
Планируемые предметные результаты
В результате изучения элективного курса «Трудности русского языка» на уровне основного общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание тем учебного курса (36 ч.)
Введение (1 ч.)
Обучение сжатому изложению (9 ч.)
Содержательные приемы компрессии текста. Информация главная и второстепенная.
Свертывание исходной информации.
Языковые приемы компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение.
Речевое оформление изложения. Смысловая ценность, связность и последовательность
Комплексный анализ текста (16 ч.)
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.
Функционально-смысловые типы речи, их признаки.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения.
Извлечение информации из различных источников.
Выразительность русской речи: выразительные средства фонетики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики.
Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты. Лексический анализ слова.
Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Морфологический анализ слова. Правописание. Орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний. Употребление ъ и ь. слитное, раздельное и дефисное написание. Прописная и строчная буква.
Грамматика. Синтаксис.
Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение.
Правописание. Пунктуация.
Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Создание текста на заданную тему в соответствии с функционально-смысловым
типом речи (9 ч.)
Структура сочинения-рассуждения: тезис, доказательство, вывод. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Сочинение-рассуждение на основе текста.
Подведение итогов (1 ч)
Место предмета в учебном плане
Класс | Часов в неделю | Часов в год | ЧФУОО Количество часов в год | Учебник |
8 | 1 | 36 | 12 | Русский язык 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М. «Просвещение» |
Планируемые результаты обучения в 8 классе
Выпускник на базовом уровне научится: | Контроль результата |
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка. | |
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | |
Тематическое планирование
элективного курса «Трудности русского языка в 8 классе»
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1 | Введение. Цели и задачи курса. | 1 | |
2-3 | Обучение сжатому изложению. Главная и второстепенная информация текста | 2 | |
4-6 | Приемы содержательной компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение. | 3 | |
7 | Речевое оформление изложения. | 1 | |
8 | Критерии оценивания сжатого изложения. | 1 | |
9- 10 | Практикум по написанию сжатого изложения | 2 | |
11 | Комплексный анализ текста. Текст как продукт речевой деятельности. | 1 | |
12 | Функционально-смысловые типы речи. | 1 | |
13 | Извлечение информации из различных источников. | 1 | |
14- 15 | Выразительные средства русской речи. | 2 | |
16 | Лексика и фразеология. | 1 | |
17 | Морфемика и словообразование. | 1 | |
18- 19 | Правописание . Орфография. | 2 | |
20- 21 | Грамматика. Синтаксис. | 2 | |
22- 23 | Правописание. Пунктуация. | 2 | |
24 | Синтаксический и пунктуационный анализ. | 1 | |
25- 27 | Структура сочинения - рассуждения. Тезис. Аргументы. Выводы. | 3 | |
28- 29. | Сочинения рассуждения на основе текста. Темы текстов. | 2 | |
30- 31 | Сочинение -рассуждение на лингвистическую тему (промежуточная аттестация) | 2 | |
32- 33 | Сочинение-рассуждение на основе текста | 2 | |
34 35 | Контрольный тест по курсу | 2 | |
36. | Итоговое занятие | | |