СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Трудности русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Трудности русского языка» включает в себя дифференцированные материалы, тем самым расширяет, углубляет  знания учащихся по русскому языку. Научит учащихся владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Трудности русского языка"»

Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Трудности русского языка» в 8 классе разработана в соответствии с нормативными документами:
  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577);
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями и дополнениями, указанными в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81;
с учетом
  1. примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

5) Программы элективного курса 7-9 классов «Уроки словесности». Русский язык. 5-11класс С. И. Львова 2015.

Форма обучения очная.


Данный курс реализуется в связи с запросом участников образовательных отношений.

Задача курса: Развитие речи, мыслительной деятельности обучающихся.

Цели курса:

-реализация практико-ориентированного подхода в обучении русскому языку, формирование умения владеть всеми видами речевой деятельности;

  • реализовать идею межпредметных связей;

  • углубить сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:

-овладение умениями проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; -совершенствование практического владения русским языком, его словарем и грамматическим строем;

-овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания

Планируемые предметные результаты

В результате изучения элективного курса «Трудности русского языка» на уровне основного общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • использовать орфографические словари.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Содержание тем учебного курса (36 ч.)

Введение (1 ч.)

Обучение сжатому изложению (9 ч.)

Содержательные приемы компрессии текста. Информация главная и второстепенная.

Свертывание исходной информации.

Языковые приемы компрессии текста: исключение, обобщение, упрощение.

Речевое оформление изложения. Смысловая ценность, связность и последовательность

Комплексный анализ текста (16 ч.)

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.

Функционально-смысловые типы речи, их признаки.

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения.

Извлечение информации из различных источников.

Выразительность русской речи: выразительные средства фонетики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики.

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Фразеологические обороты. Лексический анализ слова.

Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Морфологический анализ слова. Правописание. Орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний. Употребление ъ и ь. слитное, раздельное и дефисное написание. Прописная и строчная буква.

Грамматика. Синтаксис.

Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение.

Правописание. Пунктуация.

Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Создание текста на заданную тему в соответствии с функционально-смысловым

типом речи (9 ч.)

Структура сочинения-рассуждения: тезис, доказательство, вывод. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Сочинение-рассуждение на основе текста.

Подведение итогов (1 ч)

Место предмета в учебном плане


Класс

Часов в неделю

Часов в год

ЧФУОО

Количество часов в год

Учебник

8

1

36

12

Русский язык 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М. «Просвещение»

Планируемые результаты обучения в 8 классе


Выпускник на базовом уровне научится:

Контроль результата

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.








Тематическое планирование

элективного курса «Трудности русского языка в 8 классе»

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата

1

Введение. Цели и задачи курса.

1


2-3

Обучение сжатому изложению.

Главная и второстепенная информация текста

2


4-6

Приемы содержательной компрессии текста:

исключение, обобщение, упрощение.

3


7

Речевое оформление изложения.

1


8

Критерии оценивания сжатого изложения.

1


9-

10

Практикум по написанию сжатого изложения

2


11

Комплексный анализ текста. Текст как продукт

речевой деятельности.

1


12

Функционально-смысловые типы речи.

1


13

Извлечение информации из различных источников.

1


14-

15

Выразительные средства русской речи.

2


16

Лексика и фразеология.

1


17

Морфемика и словообразование.

1


18-

19

Правописание . Орфография.

2


20-

21

Грамматика. Синтаксис.

2


22-

23

Правописание. Пунктуация.

2


24

Синтаксический и пунктуационный анализ.

1


25-

27

Структура сочинения - рассуждения. Тезис.

Аргументы. Выводы.

3


28-

29.

Сочинения рассуждения на основе текста.

Темы текстов.

2


30-

31

Сочинение -рассуждение на лингвистическую тему (промежуточная аттестация)

2


32-

33

Сочинение-рассуждение на основе текста

2


34

35

Контрольный тест по курсу

2


36.

Итоговое занятие






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!