ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Трудности русского языка» для 9 класса составлена в соответствии с
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) – для программы основного общего образования;
Учебного плана МБОУ «Шокинская школа» Кардымовского района Смоленской области на 2020 - 2021 учебный год.
Рабочая программа элективного курса «Трудности русского языка» предусматривает изучение элективного курса в объёме 18 ч в год,
в неделю – 0,5 ч, по учебному плану школы – 18 ч в год.
Промежуточная (годовая) аттестация в форме теста – 45 минут.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные результаты:
самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные результаты:
- знать трудные случаи правописания;
- понимать их роль в общекультурном развитии человека;
- объяснять языковое явление;
- уметь применять знания при тестировании;
- формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
- определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
- работать над расширением словарного запаса;
- опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
- работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы тестовых заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
- хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
- определять синтаксические конструкции.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Знакомство с содержанием курса «Трудности русского языка».
Теоретический минимум для подготовки к экзамену.
Культура речи.
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Нормы ударения и произношения.
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Нормы ударения в современном русском языке.
Причины отклонения от произносительных норм.
Исторические изменения в произношении и ударении.
Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ
Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.
Лексическая сочетаемость.
Смешение паронимов.
Жаргонизмы.
Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Грамматические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Синтаксические нормы.
Словосочетание.
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Сложные бессоюзные предложения.
Сложные предложения с разными видами связи.
Промежуточная (годовая) аттестация в форме теста – 45 минут.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. | 1 |
2. | Теоретический минимум для подготовки к экзамену. | 16 |
3. | Итоговое занятие. | 1 |
| Всего часов | 18 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. |
1. | Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса «Трудности русского языка». Культура речи. | 1 | | |
Теоретический минимум для подготовки к экзамену |
2. | Входная диагностика. Лексическое значение слова. Лексические нормы. | 1 | | |
3. | Фразеологические обороты. Лексический анализ. | 1 | | |
4. 5. | Выразительность русской речи. Средства выразительности. | 2 | | |
6. | Практическая работа. Средства выразительности. | 1 | | |
7. | Трудности современной русской орфографии. Правописание корней. | 1 | | |
8. | Трудности современной русской орфографии. Правописание приставок. | 1 | | |
9. | Трудности современной русской орфографии. Правописание суффиксов. | 1 | | |
10. | Словосочетание. Синтаксические нормы. | 1 | | |
11. | Предложение. Грамматические нормы. | 1 | | |
12. 13. | Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. | 2 | | |
14. 15. | Сложное предложение. | 2 | | |
16. | Промежуточная (годовая) аттестация. | 1 | | |
17. | Анализ ошибок, допущенных в работе. | 1 | | |
18. | Заключительный урок. Подведение итогов. | 1 | | |