СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Трудности русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса по русскому языку позволит скорректировать работу по повторению материала

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Трудности русского языка"»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Трудности русского языка»









Составила: учитель русского языка и литературы

МБОУ Кутуликская СОШ

Овсянникова Нина Геннадьевна






























Кутулик, 2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку, контрольно-измерительных материалов к проведению ЕГЭ по русскому языку за курс средней школы. Элективный предмет имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.

Рабочая программа элективного курса предназначена для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку и составлена из расчета 1 час в неделю (34 часа в год).

Элективный курс «Трудности русского языка» используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

ЦЕЛИ КУРСАосвоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.

Задачи курса:

изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.

Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:

умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.

Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.

Этическая норма.

Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.

Обобщающее повторение.









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

11 класс, 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели)



п/п

Тема урока

Количество часов

1

Введение. Цели и задачи курса.

1

2

Орфоэпия. Орфоэпические нормы

1

3

Лексика. Лексические нормы. Слова – паронимы

1

4

Лексические выразительные средства. Тропы

1

5

Синтаксические средства выразительности.

1

6

Изобразительно-выразительные средства языка

1

7

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи

1

8

Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением

1

9

Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением

1

10

Синтаксис. Предложение. Простое, осложненное, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций

1

11

Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры

1

12

Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами.

1

13

Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

14

Пунктуация. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

15

Пунктуация. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1

16

Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.

1

17

Тестирование.

1

18

Текст. Выделение основной и дополнительной информации в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте

1

19

Текст. Стили и типы речи.

1

20

Композиция сочинения. Критерии оценивания

1

21

Виды вступлений к сочинению

1

22

Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы.

1

23

Комментарий к сформулированной проблеме

1

24

Позиция автора

1

25

Аргументация собственного мнения по проблеме

1

26

Способы аргументации собственного мнения.

1

27

Типы аргументов

1

28

Создание банка данных аргументов

1

29

Виды заключений к сочинению

1

30

Написание сочинения-рассуждения

1

31

Анализ (самоанализ) сочинения-рассуждения

1

32

Речевое оформление сочинения

1

33

Выполнение контрольного тестирования.

1

34

Обобщение

1


Итого

34


11 класс, 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебных недели)


п/п

Тема урока

Количество часов

1

Введение. Цели и задачи курса.

1

2

Орфоэпия. Орфоэпические нормы

1

3

Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ

2

4

Лексика. Лексические нормы. Слова – паронимы

1

5

Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ

2

6

Лексические выразительные средства. Тропы

1

7

Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ

2

8

Орфографические нормы

2

9

Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ

3

10

Синтаксические средства выразительности.

1

11

Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ

2

12

Изобразительно-выразительные средства языка

1

13

Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ

2

14

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи

1

15

Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ

2

16

Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением

1

17

Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ

2

18

Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением

1

19

Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ

2

20

Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ. Задание 8

2

21

Синтаксис. Предложение. Простое, осложненное, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций

1

22

Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ

2

23

Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры

1

24

Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ

2

25

Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами.

1

26

Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ

2

27

Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

28

Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ

2

29

Пунктуация. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

30

Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ

2

31

Пунктуация. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1

32

Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ

2

33

Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.

1

34

Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ

3

35

Тестирование.

2

36

Анализ тестов. Работа над ошибками

2

37

Текст. Выделение основной и дополнительной информации в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте

1

38

Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ

3

39

Текст. Стили и типы речи.

1

40

Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ

3

41

Композиция сочинения. Критерии оценивания

1

42

Виды вступлений к сочинению. Практикум: пишем вступление к сочинению

2

43

Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы. Практикум: формулируем проблему текста.

3

44

Комментарий к сформулированной проблеме. Связь аргументов. Практикум: Комментарий к проблеме текста

3

45

Позиция автора. Практикум: формулируем позицию автора текста

2

46

Аргументация собственного мнения по проблеме

2

47

Способы аргументации собственного мнения.

2

48

Типы аргументов

2

49

Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ

2

50

Создание банка данных аргументов

2

51

Виды заключений к сочинению. Практикум: пишем заключение к сочинению

2

52

Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.

2

53

Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.

2

54

Этическая норма

1

55

Написание сочинения-рассуждения

2

56

Анализ (самоанализ) сочинения-рассуждения

2

57

Выполнение контрольного тестирования.

2

58

Обобщение

3


Итого

102