РАБОЧАЯ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Трудности русского языка»
Составила: учитель русского языка и литературы
МБОУ Кутуликская СОШ
Овсянникова Нина Геннадьевна
Кутулик, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку, контрольно-измерительных материалов к проведению ЕГЭ по русскому языку за курс средней школы. Элективный предмет имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.
Рабочая программа элективного курса предназначена для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку и составлена из расчета 1 час в неделю (34 часа в год).
Элективный курс «Трудности русского языка» используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
11 класс, 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Введение. Цели и задачи курса. | 1 |
2 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы | 1 |
3 | Лексика. Лексические нормы. Слова – паронимы | 1 |
4 | Лексические выразительные средства. Тропы | 1 |
5 | Синтаксические средства выразительности. | 1 |
6 | Изобразительно-выразительные средства языка | 1 |
7 | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи | 1 |
8 | Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением | 1 |
9 | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением | 1 |
10 | Синтаксис. Предложение. Простое, осложненное, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций | 1 |
11 | Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры | 1 |
12 | Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. | 1 |
13 | Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 |
14 | Пунктуация. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 |
15 | Пунктуация. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 |
16 | Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. | 1 |
17 | Тестирование. | 1 |
18 | Текст. Выделение основной и дополнительной информации в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте | 1 |
19 | Текст. Стили и типы речи. | 1 |
20 | Композиция сочинения. Критерии оценивания | 1 |
21 | Виды вступлений к сочинению | 1 |
22 | Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы. | 1 |
23 | Комментарий к сформулированной проблеме | 1 |
24 | Позиция автора | 1 |
25 | Аргументация собственного мнения по проблеме | 1 |
26 | Способы аргументации собственного мнения. | 1 |
27 | Типы аргументов | 1 |
28 | Создание банка данных аргументов | 1 |
29 | Виды заключений к сочинению | 1 |
30 | Написание сочинения-рассуждения | 1 |
31 | Анализ (самоанализ) сочинения-рассуждения | 1 |
32 | Речевое оформление сочинения | 1 |
33 | Выполнение контрольного тестирования. | 1 |
34 | Обобщение | 1 |
| Итого | 34 |
11 класс, 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебных недели)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Введение. Цели и задачи курса. | 1 |
2 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы | 1 |
3 | Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ | 2 |
4 | Лексика. Лексические нормы. Слова – паронимы | 1 |
5 | Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ | 2 |
6 | Лексические выразительные средства. Тропы | 1 |
7 | Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ | 2 |
8 | Орфографические нормы | 2 |
9 | Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ | 3 |
10 | Синтаксические средства выразительности. | 1 |
11 | Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ | 2 |
12 | Изобразительно-выразительные средства языка | 1 |
13 | Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ | 2 |
14 | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи | 1 |
15 | Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ | 2 |
16 | Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением | 1 |
17 | Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ | 2 |
18 | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением | 1 |
19 | Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ | 2 |
20 | Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ. Задание 8 | 2 |
21 | Синтаксис. Предложение. Простое, осложненное, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций | 1 |
22 | Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ | 2 |
23 | Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры | 1 |
24 | Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ | 2 |
25 | Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. | 1 |
26 | Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ | 2 |
27 | Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 |
28 | Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ | 2 |
29 | Пунктуация. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 |
30 | Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ | 2 |
31 | Пунктуация. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 1 |
32 | Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ | 2 |
33 | Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. | 1 |
34 | Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ | 3 |
35 | Тестирование. | 2 |
36 | Анализ тестов. Работа над ошибками | 2 |
37 | Текст. Выделение основной и дополнительной информации в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте | 1 |
38 | Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ | 3 |
39 | Текст. Стили и типы речи. | 1 |
40 | Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ | 3 |
41 | Композиция сочинения. Критерии оценивания | 1 |
42 | Виды вступлений к сочинению. Практикум: пишем вступление к сочинению | 2 |
43 | Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы. Практикум: формулируем проблему текста. | 3 |
44 | Комментарий к сформулированной проблеме. Связь аргументов. Практикум: Комментарий к проблеме текста | 3 |
45 | Позиция автора. Практикум: формулируем позицию автора текста | 2 |
46 | Аргументация собственного мнения по проблеме | 2 |
47 | Способы аргументации собственного мнения. | 2 |
48 | Типы аргументов | 2 |
49 | Практикум. Выполнение заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ | 2 |
50 | Создание банка данных аргументов | 2 |
51 | Виды заключений к сочинению. Практикум: пишем заключение к сочинению | 2 |
52 | Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты. | 2 |
53 | Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение. | 2 |
54 | Этическая норма | 1 |
55 | Написание сочинения-рассуждения | 2 |
56 | Анализ (самоанализ) сочинения-рассуждения | 2 |
57 | Выполнение контрольного тестирования. | 2 |
58 | Обобщение | 3 |
| Итого | 102 |