Методическая разработка урока
Учитель: Давлятова Ширман Насировна
Тема урока: Электрический ток. Источники электрического тока
Класс: 8
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: формирование представления об электрическом токе и условиях его существования в цепи, и об источниках тока.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
формирование представлений об источниках тока;
организация усвоения основных понятий по данной теме;
формирование научного мировоззрения учащихся.
Метапредметные:
Развитие умения генерировать идеи;
выявлять причинно-следственные связи;
работать в группе;
пользоваться альтернативными источниками информации;
формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника.
Личностные:
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;
формирование умений управлять своей учебной деятельностью;
формирование интереса к физике при анализе физических явлений;
формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти и творческого мышления.
Методы обучения: проблемный, репродуктивный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: ПК, проектор, экран; металлическая трубка, эбонитовая палочка, электрофорная машина, термоэлемент, спиртовка, гальванометр, фотоэлемент, лампа, гальванический элемент, батарея гальванических элементов, аккумулятор. На столах учеников лимон, картофель ,медные провода, гвозди. Карточки с заданиями.
Виды педагогических технологий, применяемые на данном уроке:
информационная технология;
личностно – ориентированное обучение (беседа – ответы на вопросы; развитие, понимание и объяснение опытов, творчество и исследовательский поиск при решении проблемного вопроса).
Технологическая карта урока
Этап урока, время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Формы работы (индивидуальная, групповая, фронтальная) | Средства обучения |
1.Организационный момент. 1 минута. | Приветствует учеников. | Отвечают на приветствие учителя. | Коммуникативные | фронтальная | |
2.Постановка целей и задач урока 2 минуты. | Подготовка к осознанию целей и задач, создает мотивацию | Ставят цели урока. | Регулятивные | фронтальная | |
3.Актуализация опорных знаний учащихся. 3 минуты. | Беседа, фронтальный опрос | Отвечают на заданные вопросы. | Предметные, регулятивные | фронтальная | |
4.Первичное усвоение новых знаний. 15 минут | 1.Демонстрация опыта №1. Электроскопы соединены проводником | Следят за экспериментом, делают вывод. | Предметные, Регулятивные, коммуникативные | индивидуальная, групповая, фронтальная | Презентация |
2. Формулировка понятия эл.тока. (слайд №2) | Пытаются самостоятельно сформулировать определение и записать его в тетрадь. |
3.Выяснения условий длительного существования эл.тока. | Рисуют схему, |
4.Демонстрация опытов с источниками эл.тока . №2.Электрофорная машина(слайд №9) генератор(слайд №10) | Следят за экспериментами, делают выводы и записывают их в тетрадь. |
№3.Термоэлемент (слайд №12) | записывают в тетрадь. |
№4.Фотоэффект (слайд №14) | записывают в тетрадь. |
Эксперимент 1 | Выполняют эксперимент. Делают выводы. |
Рассказ про гальванический элемент. | ЭОР |
4. Первичная проверка понимания. 5 минут | Рассказ про аккумуляторы ЭОР | Работают с учебником. Отвечают на вопросы. | Предметные, Регулятивные, | индивидуальная, фронтальная | ЭОР |
Динамическая пауза. Снеговик. 2 минуты | | Выполняют упражнения | Личностные | индивидуальная, | Презентация |
5.Первичное закрепление. Тест. 5 минут | Раздает карточки с задание. | Выполняют тест. | Предметные, Регулятивные, | индивидуальная, | Карточки с заданием |
6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 3 минуты | Корректирует ошибки. | Взаимопроверка. Выставление оценок. | Предметные, Регулятивные, | индивидуальная, | |
7.Рефлексия. 2 минуты | Подводить к итогам занятия, предлагает осуществить самооценку достижений. | Участвуют в беседе по обсуждению достижений. | Личностные, Коммуникативные, Регулятивные | фронтальная | |
8. Информация о домашнем задании. 2 минуты | Информирует о домашнем задании. Раздает инструкцию по выполнению | Записывают домашнее задание. | Регулятивные | фронтальная | |
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка целей и задач урока (мотивация и формулировка цели урока).
Учитель: Сегодня мы начинаем изучение важнейшей для современного человека темы: «Электрический ток. Источники электрического тока». Слово «электричество», «электрический ток» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни.
Представьте себе на минуту, что отключили электричество в наших домах. Что было бы? Каковы последствия этого события?
Ученики: Если отключат электричество, то погаснет свет, не сможем посмотреть телевизор, не будут работать компьютеры, холодильники, все электроприборы, останемся без воды и тепла, так как насосы, качающие воду, работают на электричестве, не смогли бы подзарядить сотовые телефоны.
Учитель: Делаем вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое. Какая цель сегодняшнего урока?
Ученики: выяснить, что такое электрический ток и какие условия необходимы для его существования, и источники тока.
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
Фронтальный опрос.
Учитель: Но прежде всего давайте вспомним ранее изученный материал и ответим на следующие вопросы.
Что такое электризация тел? (Электризация – разделение электрических зарядов в результате тесного контакта двух или более тел.)
Как можно наэлектризовать тело?
Назовите два рода зарядов. Как взаимодействуют тела, имеющие электрические заряды?
Что такое проводники и непроводники электричества?
Какие металлы проводят электричество?
Под действием чего движутся свободные электроны в металлах?
Какие заряженные частицы вы знаете?
Первичное усвоение новых знаний.
Электрический ток.
Демонстрация№1
Два электрометра, соединенных металлическим проводником. Если поднести к одному электрометру заряженную стеклянную палочку, то стрелка второго электрометра отклонится. Что происходит при этом?
Учащиеся отвечают (вокруг заряженной палочки возникает электрическое поле, под действием которого свободные электроны перемещаются сначала к одному электрометру, а затем через проводник к другому.)
В нашем опыте электроны двигаются в одну сторону, т.е. направлено (упорядочено). В этом случае можно сказать, что по металлическому проводнику протекает электрический ток.
Кроме металлических проводников мы будем изучать и другие проводники, например, проводящие ток жидкости. В них кроме электронов есть и другие заряженные частицы – ионы. Они тоже могут перемещаться.
Сформулируем вместе, что же такое электрический ток?
1. электроны и ионы – это…? (Ученики: заряженные частицы).
2. что с ними происходит? (Ученики: они движутся).
3. как они движутся? (Ученики: упорядочено, т.е. направлено).
4.под действием чего движутся заряженные частицы? (Ученики: под действием электрического поля).
СЛАЙД 2 (запишите)
электрический ток - это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц, под действием электрического поля.
2.Условие существования тока в цепи.
В нашем опыте в металлическом проводнике электрический ток возникает, но он быстро прекращается. Почему же он является кратковременным? По мере перемещения зарядов с палочки на электрометр и далее по трубке, электрическое поле вокруг палочки уменьшается, а вокруг левого электрометра растет. При равенстве зарядов их электрические поля компенсируют друг друга и движение электронов прекращается.
Значит, для того, чтобы ток в цепи существовал долго что необходимо:
1.Наличие свободных электронов
2.Наличие внешнего электрического поля для проводника
Источник тока.
Изобразим все в виде схемы. (Учитель рисует на доске, ученики в тетрадях схему)
Условия существования тока
Свободные заряженные Электрическое поле Замкнутая электрическая
частицы цепь
Источник тока
3.Источники тока
Источники тока – это устройства, создающие и поддерживающие длительное время электрическое поле. Существуют различные источники тока, но в любом из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Разделенные заряженные частицы накапливаются на полюсах источника тока. Один полюс заряжен положительно, второй – отрицательно. Если полюсы источника соединить проводником, то в нем под действием электрического поля возникает электрический ток, т.е. свободные заряженные частицы придут в нем в движение.
4.Виды источников тока.
Произвожу демонстрацию опытов по рис. 44-46 учебника. В ходе выполнения опытов задаю вопрос. Какой вид энергии превращается в электрическую в данном опыте? После обсуждения каждого опыта заполняем соответствующую строку таблицы 1.
Демонстрирую опыт №2. Действие электрофорной машины.
Вывод: Разделение зарядов происходит за счет механической энергии. При вращении дисков происходит трение щеток о диск, что приводит к разделению зарядов. В результате один электрод машины заряжается положительно, а другой отрицательно. Если приблизить электроды машины, то возникает кратковременный ток в виде электрического разряда в воздухе.
Для того, чтобы ток протекал постоянно, необходимо непрерывно вращать ручку электрофорной машины. Конечно, таким образом создавать электрический ток длительное время невозможно. На электростанциях электрический ток вырабатывают с помощью генераторов. Этот ток используется в промышленности, на транспорте, в осветительной сети.
Демонстрирую опыт №3. Действие термоэлемента.
Вывод: Если две проволоки, изготовленные из разных металлов, спаять, затем нагреть место спая, то по цепи потечет электрический ток. Разделение зарядов происходит за счет изменения внутренней энергии веществ.
Демонстрирую опыт №4. Действие фотоэлементаи источника света.
Вывод: Если такие вещества, как кремний, селен, оксид меди осветить, то в цепи возникает электрический ток. Это явление называется фотоэффектом. Световая энергия превращается в электрическую.
Чтобы перейти к следующему источнику тока расскажу немного об истории их создания.
Эксперимент 1
У вас на столах имеются лимон и картофель. Сейчас попробуйте получить из них источники тока используя ваши вольтметры. Понаблюдайте за отклонением стрелочки.
Какой вывод, какая энергия превратилась в электрическую.
Источники тока у которых разделение зарядов происходит за счет энергии химических процессов называют гальваническими. В них химическая энергия преобразуется в электрическую.
Обратимся к истории.(16слайд)
В 1799 году итальянский физик Алессандро Вольта, опираясь на результаты исследований Луиджи Гальвани, изготовил электрическую батарею, названную вольтовым столбом. Батарея Вольта была составлена из чередующихся медных и цинковых кружков, которые были сложены столбиком и переложены кусочками сукна, смоченного в растворе серной кислоты
Рассказ про г.э. ЭОР
Первичная проверка понимания.
(17 слайд)
Откройте учебники на с. 97. На рис 47 рассмотрите устройство сухого гальванического элемента и в тексте найдите ответы на вопросы.
Вопросы:
Что такое батарея гальванических элементов?
(Несколько гальванических элементов, соединенных вместе, образуют батарею гальванических элементов).
Срок действия гальванических элементов? (Все гальванические элементы и батареи гальванических элементов имеют определенный срок действия. После этого мы их просто выбрасываем).
Существуют ли химические источники тока многоразового действия? (Да. Это аккумуляторы, от латинского слова аккумуляторе - накоплять).
Что представляет простейший аккумулятор? (Простейший аккумулятор – это две свинцовые пластины, помещенные в раствор серной кислоты. Чтобы аккумулятор был источником тока, надо зарядить от какого – то другого источника постоянного тока. При прохождении тока между пластинами и кислотой происходит химическая реакция. При этом один электрод становится положительно заряженным, а второй - отрицательно заряженным).
Какие виды аккумуляторов бывают? (Аккумуляторы бывают двух видов:
Кислотные (свинцовые) - свинцовая пластина в растворе серной кислоты:
Щелочные (железно - никелевые) – одна пластина из спрессованного железного порошка, вторая – из пероксида никеля. Помещены в раствор щелочи.)
А с какими источниками тока вам приходилось чаще всего сталкиваться в повседневной жизни?
Ученики: Аккумуляторы.
Действительно, очень часто мы используем именно аккумуляторы. Сотовые телефоны необходимо периодически подзаряжать. Для этого мы используем зарядное устройство или так называемый сетевой адаптер, который преобразует переменный ток напряжением 220 В из осветительной сети в постоянный ток напряжением 3 В.Чаще всего там используется литиево – ионный аккумулятор или батарея, в которой применяется раствор солей лития в органическом растворителе. Ну а теперь мы полностью завершаем заполнение таблицы.
Таблица 1
№ | Виды источников | Преобразование энергии | Название источников тока |
1. | Механические | Механическая энергия в электрическую. | Электрофорная машина, генератор. |
2. | Тепловые | Внутренняя энергия в электрическую. | Термоэлемент. |
3. | Световые | Световая энергия в электрическую. | Фотоэлемент, солнечная батарея. |
4. | Химические | Химическая энергия в электрическую. | Гальванический элемент, аккумулятор, батареи. |
Динамическая пауза. Снеговик.
Первичное закрепление. Тест.
Электрический ток. Источники электрического тока.
Вариант № 1.
Как называются приборы, создающие электрическое поле?
А. Элемент питания | Б. Источники тока |
В. Электромеханический генератор | Г. Источник энергии |
Какие превращения энергии происходят в термоэлементе?
А. Механическая энергия преобразуется в электрическую энергию | Б. Внутренняя энергия преобразуется в электрическую энергию |
В. Энергия света преобразуется в электрическую энергию. | Г. Химическая энергия преобразуется в электрическую энергию. |
В каких источниках тока используется химическая энергия.
В.
В чем отличие аккумуляторов от других гальванических источников тока?
А. Химический источник тока многоразового действия | Б. Необходимо предварительно зарядить |
В. Используются для накопления энергии и автономного питания различных потребителей. | Г. Состоит из нескольких гальванических элементов, которые называются батареей. |
Электрическим током называется?
А. Направленное движение атомов | Б. Направленное движение электронов по проводам. |
В. Направленное движение заряженных частиц. | Г. Направленное движение нейтральных частиц. |
Электрический ток. Источники электрического тока.
Вариант № 2
Какими заряженными частицами может создаваться электрический ток?
А. Ионами | Б. Электронами |
В. Протонами | Г. Нейтронами |
Какие превращения энергии происходит в электрофорной машине?
А. Механическая энергия преобразуется в электрическую энергию | Б. Внутренняя энергия преобразуется в электрическую энергию |
В. Энергия света преобразуется в электрическую энергию. | Г. Химическая энергия преобразуется в электрическую энергию. |
В каких источниках используется световая энергия?
Какие источники тока используются на электростанциях для промышленного получения тока?
А. Электрофорная машина | Б. Термоэлемент (термопара) |
В. Фотоэлемент | Г. Электромеханический генератор |
Для создания и поддержания электрического тока необходимо?
А. Источник тока и металлический проводник. | Б. Электрофорная машина и эбонитовая палочка. |
В. Свободные заряженные частицы и электрическое поле. | Г. Аккумулятор и розетка |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Взаимопроверка. Выставление оценок.
Рефлексия.
Подводит итог:
-Что было на уроке важным?
-Что было новым?
-Что было интересным?
У вас на столах лежат кружочки.
Нарисуйте на листочках, какой заряд вы получили от сегодняшнего урока.
Если всё понятно и понравилось, то рисуете положительный заряд
Если вам ничего непонятно, то рисуете отрицательный заряд.
Если вам понравился урок, но не всё понятно, рисуете два знака заряда.
Информация о домашнем задании.
Параграф 32. Вопросы 1-7.
Домашний проект «Сделай батарейку»
Инструкция выдается каждому ученику.
Инструкция:
1.Возьмите 5 желтых монет по 10 копеек и 5 белых монет по 5 копеек. (Они примерно одинаковые по величине, а сделаны из разных сплавов).
2.Расположите их столбом друг на друга поочередно, а между ними положите кусочки газетной бумаги, смоченной в крепком растворе поваренной соли.
3.Возьмите столб мокрыми пальцами за концы, и вы почувствуете слабый электрический удар.
10