План урока
Учитель: Муртузалиева П. А.
1.Класс :8
2.Тип урока: урок освоения новых знаний
3.Тема урока: Электрическое напряжение. Вольтметр. Лабораторная работа "Измерение и регулирование напряжения" (№42)
4.Планируемые результаты:
Личностные:создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности;содействовать осознанию научной картины мира
Предметные: обеспечить ознакомление учащихся с понятием напряжения и единицами его измерения;научить измерять напряжение с помощью вольтметра, соблюдая правила его включения в электрической цепи; продолжить формирование экспериментальных умений;
Метапредметные:создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умения анализировать, сравнивать, классифицировать, находить причинно-следственные связи через практическую деятельность
Ключевые слова: напряжение
Краткое описание: урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО по химии, федеральной программой по химии для 8 класса. Согласно этим требованиям выбраны следующие методы обучения: Фронтальная, индивидуальная, в парах. На уроке предусмотрено использование следующих типов образовательных материалов: «Самостоятельная работа», «Устная работа», выполнение заданий из ЕГЭ
Оборудование и материалы:
Блочно-модульное описание урока
БЛОК1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
1.Мотивирование на учебную деятельность
Век живи — век учись! и ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.
2. Актуализация опорных знаний
В изучении нового как всегда помогут наши «старые знакомые» - знания. Это мостик к новым знаниям, которые помогут вам успешно выполнять лабораторные работы, решать задачи и применять на практике.
(Ответ: Лабораторную работу)
(Ответы: Собирать электр.цепь, измерять силу тока на участке цепи с помощью амперметра)
(Ответы: друг за другом или последовательно)
(ответ: зажим амперметра со знаком «+» соединяют с проводом идущим к «+», а - к -)
-
Перед вами лабораторное оборудование ( источник тока, лампочка, ключ и амперметр) соберите, пожалуйста, электрическую цепь.
Напомнить правила работы с электрооборудование. Кто собирает цепь, поднимает руку. Проверяем и замыкаем цепь.
-Молодцы! (оставить цепь). Значит, каждый из вас хорошо запомнил и понял все правила, и мы можем работать дальше. Отложите собранную цепь в сторону, она еще будет нам нужна.
3. Целеполагание
создание условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний по теме «Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр».
БЛОК 2. Освоение нового материала
1.Осуществление учебных действий по освоению нового материала
А теперь обратимся к опыту: на доске мы видим две электрических цепи. В цепь слева включена лампочка от карманного фонарика. Источником тока является аккумулятор. Справа лампа для освещения помещений. Источником тока в этой цепи является городская осветительная сеть. Амперметры показывают одинаковую силу тока в обеих цепях. Но лампа, включенная в городскую цепь, дает гораздо больше света и тепла, чем лампочка от фонарика.
- Почему? ( Учащиеся выдвигают гипотезы) записать на доске
- Хорошо. У нас возникло затруднение, которое разрешиться, если вы внимательно посмотрите и запомните.
- Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц, которое создается электрическим полем, а оно при этом совершает работу. Эту работу называют работой тока. От чего же зависит работа тока? А – работа тока
Знакомясь с различными действиями тока, вы выяснили, чем больше сила тока, тем сильнее тепловое действие. Значит, работа тока зависит от силы тока, т.е. от электрического заряда, протекающего по цепи за 1 с.
Но не только от силы тока зависит работа тока. Зависит она еще от одной величины, которую называют электрическим напряжением или просто напряжением.
Итак, тема урока «Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр». Откройте тетради и запишите тему урока.
- Как вы думаете, какие вопросы, возможно, возникнут при изучении этой темы?
Ответы детей:
1.Изучить понятие напряжения на участке цепи, его единицы измерения;
2.Научиться пользоваться вольтметром
4.Научиться применять полученные знания на практике.
- Напряжение – физическая величина, показывающая, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую.
Зная работу тока на данном участке и весь электрический заряд, прошедший по этому участку можно определить напряжении. Напряжение равно отношению работы тока к эл. заряду, прошедшему по этому участку.
Единицей напряжения является вольт (В), названная в честь итальянского ученого Алессандро Вольта.
За единицу напряжения принимают такое напряжение на концах проводника, при котором работа по перемещению электрического заряда в 1 Кл по этому проводнику равна 1 Дж.
Кроме вольта применяют дольные и кратные единицы: 1 мВ = 0,001 В, 1 кВ = 1000 В.
Высокое напряжение опасно для жизни! . Безопасным считают напряжение не более 42 В.
СПАСАЙСЯ, КТО МОЖЕТ!
Когда человек касается провода, находящегося под напряжением выше 240 В, ток пробивает кожу. Если по проводу течет ток, величина которого еще не смертельна, но достаточна для того, чтобы вызвать непроизвольное сокращение мышц руки (рука как бы “прилипает” к проводу), то сопротивление кожи постепенно уменьшается. И, в конце концов, ток достигает смертельной для человека величины в 0,1 А. Человеку, попавшему в такую опасную ситуацию, нужно как можно скорее помочь, стараясь “оторвать” его от провода, не подвергая при этом опасности себя.
Напряжение – физическая величина и она должна быть измерена. Для измерения напряжения на полюсах или каком-нибудь участке цепи применяют прибор, который (как вы уже догадались) называется вольтметр. Вольтметры бывают демонстрационные и лабораторные.
вольтметр обозначается на схемах
состав вольтметра входят те же самые части. А именно: Шкала, стрелка, соединенная с легкой подвижной рамкой, помещенной между полюсами магнита. И принцип действия тот же.
- В начале урока вы вспомнили правило включение амперметра электрическую цепь. Давайте еще раз вспомним, как он включается в цепь.
Отв. амперметр включается в цепь последовательно, соблюдая полярность
Включение вольтметра принципиально отличается от включения амперметра.
Рассмотрим цепь, состоящую из источника тока, ключа, лампочки.
- Нужно измерить напряжение на лампе. С помощью какого прибора?
Ответ: вольтметра
Правила включения в цепь . Учитель рисует на доске схему и собирает цепь.
Вольтметр включается в цепь параллельно, тому участку цепи, на котором нужно измерить напряжение, т.е. зажимы вольтметра присоединяют к тем точкам цепи, между которыми надо измерить напряжения.
Для измерения напряжения на лампе вольтметр включают между точками А и В, соблюдая полярность.
- Как будет выглядеть схема для измерения напряжения на источнике тока?
Один ученик изображает вольтметр на схеме (на доске), а остальные в тетрадях.
- Кто может изобразить на схеме у доски?
Проверяем
2.Проверка первичного закрепления
Задание №1
Задание№1: Сравните напряжение на полюса гальванического элемента и напряжение в осветительной сети. Что вы можете сказать о напряжении аккумулятора и напряжение осветительной сети?
Вернемся к нашему опыту и попробуем ответить на поставленный вопрос: Почему при одинаковой силе тока лампа от осветительной сети дает гораздо больше света и тепла, чем лампочка карманного фонаря?
(Ответы: разное напряжение) Проверить ответ (слайд 8).
Вывод: при одинаковой силе тока работа тока на этих участках цепи при перемещении эл.заряда 1 Кл, различна.
БЛОК 3. Применение изученного материала
1.Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Лабораторная работа
Измерение и регулирование напряжения
Цель работы: выяснить принцип подключения реостата как потенциометра и вольтметра в электрическую цепь, измерить напряжение.
Оборудование: источник питания, ключ, два вольтметра (V), реостат, две лампочки, соединительные провода.
Рис.1. Электрическая схема подключения вольтметра и делителя напряжения (потенциометра).
1. Собрать электрическую цепь см. рис. 5.1. (1 балл).
2. Определить цену деления вольтметра №1 и вольтметра №2. Записать в таблицу 5.1.(1 балл).
3. Передвинуть ползунок реостата в сторону точки А. Снять показания вольтметров. Записать в таблицу 5.1. (1 балл).
4. Изменить положение ползунка не менее 3-х раз. Каждый раз снимать показания вольтметров и записывать в таблицу 5.1. (1 балл).
5. Определить приборную погрешность вольтметров как половину деления шкалы прибора. Записать в таблицу 5.1. (1 балл).
Отчет: Выяснили способ регулировки напряжения постоянного тока при помощи реостата и измерили напряжение источника тока на входе в потенциометр (входное напряжение U1) и на выходе из потенциометра (выходное напряжение U2). Для этого собрали эл.цепь (см.рис. 5.1), в которой реостат подключили как потенциометр (подключены три клеммы). Передвигая ползунок реостата, снимали показания вольтметров. Обнаружено, что напряжение на вольтметре №1 остается неизменным в пределах погрешности прибора, а напряжение на вольтметре №2 можно уменьшать до нуля и увеличивать до равенства с показаниями первого вольтметра. Результаты измерений и расчетов записали в таблицу
-
2.Выполнение межпредметных заданий из реальной жизни.
3.Задание ЕГЭ и ОГЭ
4.Развитие ФГ
Подбор соответствующего задания.
5.Систематизация знаний и умений
Что показывает напряжение в электрической цепи?
2) В каких единицах измеряется напряжение?
3) Как называют прибор для измерения напряжения?
4) Назовите правила включения вольтметра для измерения напряжения на участке цепи?
Экспериментальное задание: в цепь, которую вы собрали раннее, включите вольтметр, чтобы измерить напряжение на лампе напряжение на лампе
Учитель проверяет правильность включения вольтметра.
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков.
1.Диагностика или самодиагностика.
Самостоятельная работа.
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание.
1. Рефлексия (достигнуто или не достигнуто по образовательным результатам)
Обсуждаем итоги урока, выставляем оценки в журнал.
1.Что на уроке больше всего понравилось (запомнилось)?
2.Что было трудным?
3.Что так и осталось непонятным?
2. Домашнее задание.
Рекомендации по ДЗ.