СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электролитическая диссоциация

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока с использование цифровой лаборатории

Просмотр содержимого документа
«Электролитическая диссоциация»

Методическая разработка

урока в 8 классе по теме «Электролитическая диссоциация» (с использованием цифровой лаборатории)

Автор

Быкова Зоя Николаевна

учитель химии

Цель урока: сформировать понятие об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать формированию понятий о растворении как физико-химическом процессе, об ионах, о видах химической связи.

  • Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию таких понятий как электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, катион, анион, о полярности молекулы воды, о степени электролитической диссоциации, о сильных и слабых электролитах.

Воспитательные

  • Осуществлять патриотическое воспитание на примере вклада великих русских ученых Д.И.Менделеева, И.А.Каблукова и В.А.Кистяковского в развитие теории электролитической диссоциации

Развивающие:

  • Развивать у учащихся основные мыслительные операции: анализа и синтеза, сравнения, классификации, систематизации, обобщения понятий.

  • Развивать умения выделить главное, существенное в изучаемом материале.

  • Развивать у учащихся интерес к химии.

Планируемые образовательные результаты урока:

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать факты и явления

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Предметные

Базовый уровень. Знать основные понятия электролитической диссоциации.

Повышенный уровень. Уметь использовать при характеристике превращений понятия: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация; устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать и описывать реакции, проводить опыты с использованием датчиков цифровой лаборатории

Высокий уровень: уметь делать выводы на основании полученных результатов

Личностные: знать и понимать основные исторические события, связанные с развитием химии, овладение навыками для практической деятельности

Оборудование: компьютер, видеопроектор, прибор для определения электропроводности растворов с лампочкой; растворы хлорида натрия, сахарозы, поваренной соли, соляной кислоты; кристаллические вещества - хлорид натрия, щелочь, сахароза;  дистиллированная вода, водопроводная вода; нетбуки, датчики электропроводности (цифровая лаборатория «Научные развлечения»), карточки с заданиями.

УМК: Габриелян О.С

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, экспериментальный.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная работы

Технологическая карта урока

Этап урока, продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые универсальные учебные действия

1. Организационный момент – 1 мин

Создает психологический настрой урока

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, записывают тему урока

Личностные УУД: смыслообразование

2. Создание проблемной ситуации – 3-5 минут

Организует беседу

- С каким достижением цивилизации созвучна тема урока?

- Вспомните, так что же такое электрический ток?

- А как попадает эл. ток в наши дома?

- Из какого материала они изготовлены?

- Как называются вещества, проводящие электрический ток?

- А знаете вы какие-либо ещё проводники электричества?

- вода проводит эл. ток? (на этот вопрос ответ мы получим чуть позже)

- Как вы думаете, что мы будем с вами изучать?

Тема нашего сегодняшнего занятия «Электролитическая диссоциация».

   - Что хотите узнать об электролитической диссоциации сегодня? А для чего вам нужна эта информация? (варианты ответов).

устно отвечают на поставленные вопросы


Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, предлагать варианты целеполаганий.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы

3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности – 20-25 мин


1) предлагает провести исследование по следующему плану (приложение 1). Замерить электропроводность следующих веществ:

1 группа.

дистиллированная вода, твердая поваренная соль, раствор соли в воде (готовят сами)

2 группа.

дистиллированная вода, сахар, раствор сахара в воде (готовят сами)

2) организует обсуждение полученных результатов

3) подводит к классификации веществ

4) предлагает составить схему в тетради «Классификация веществ»

5) проводит демонстрационный опыт по электропроводности твердой щелочи и раствора щелочи и задает вопрос: почему твердые соль и щелочь не проводили ток, а растворы электропроводны?

6) предлагает найти ответ в учебнике

7) организует обсуждение, при обсуждении обращается к портретам Аррениуса и Каблукова, когда речь заходит о их роли в развитии представлений об электролитической диссоциации

8) Показывает опыт с соляной кислотой, задает вопросы:

-тип связи в молекуле?,

- почему проводит ток, откуда берутся ионы?

- организует обсуждение

8) показывает примеры записи электролитической диссоциации веществ

9) вводит понятие сильные и слабые электролиты

1) Проводят исследование по плану, оформляют результат в тетради (приложение 2), представляют результаты работы








2) формулирую вопросы по выявленной проблеме

3) предлагают классификацию веществ

4) составляют схему на основании текста учебника



5) выдвигают гипотезы







6) работа с текстом учебника в поисках ответа

7) и 8) обсуждение в парах и затем фронтально





















9) и 10) слушают и делают записи

Познавательные:

постановка и решение проблемы,

Коммуникативные:

сотрудничество в поиске и сборе информации

Регулятивные:

формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Личностные:

смыслообразование

Применение знаний 5 минут

Организует игру «Верю – не верю» в парах. На партах у Вас имеются карточки с утверждениями. (Приложение 3). Если «верю» - ставите плюс, «не верю» - ставится минус. Теперь Вы должны поменяться карточками и проверить ответы друг у друга в соответствии с критериями. Затем дать оценку и вернуть карточки соседу.

Учащиеся отвечают, дают друг другу оценки, комментируют ответы

Регулятивные:

 оценка, саморегуляция

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия

Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия – 5 мин

На доске выводятся через проектор начала фраз, учащимся предлагается закончить одну из них.

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я почувствовал, что…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • я узнал, что

  • теперь я могу…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…


Продолжают высказывания

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия

Домашнее задание – 1 минута

Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору,

1 уровень (для всех): параграф 36 упр.1-5. стр. 222

2 уровень: приготовить слайд презентацию (3-5 слайдов) о применении электролитов в жизни человека









Дидактические материалы к уроку

Приложение 1 План исследования.

      1. Запустить программу Химия-практикум

      2. Провести замер электропроводности дистиллированной воды, записать результат

      3. Высушить датчик (подумайте, почему)

      4. Провести замер электропроводности твердого вещества, внести результаты в таблицу

      5. Приготовить раствор. В стакан с дистиллированной водой внести половину ложечки вещества, размешать.

      6. Провести замер электропроводности раствора, внести результат в таблицу.

      7. Промыть датчик и просушить. Закрыть программу и нетбук.

Приложение 2. Электропроводность веществ и их растворов.

Название вещества, его агрегатное состояние

формула

Значение электропроводности

Тип химической связи

вывод

Дистиллированная вода, жидкая





Поваренная соль, твердая





Поваренная соль, раствор












Приложение 3. «Верю – не верю» (все ответы верны – «5», один неверен – «4», два неверны «3», если больше неверных ответов – предположите причину неудачи, и при выполнении домашнего задания будьте внимательны)

Все соли электролиты


Сухой хлорид натрия проводит электрический ток


Все вещества с ковалентной связью - электролиты


Вещества с ионной связью в растворах электролиты


Соли относятся к электролитам


Катион – отрицательно заряженный ион


Анион при пропускании электрического тока через раствор или расплав электролита направляется к катоду


Серная кислота – сильный электролит






Список информационных источников

1. Габриелян, О.С. Химия. 8 кл. – М.: Дрофа, - 2015.

2. Габриелян, О.С, Воскобойникова И.П. Настольная книга для учителя. Химия 8 кл. – М.:   Дрофа, - 2003.

3. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе/ П.И.Беспалов.- М.:Бином. Лаборатория знаний, 2014.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!