Просмотр содержимого документа
«Электролитическая диссоциация»
Методическая разработка
урока в 8 классе по теме «Электролитическая диссоциация» (с использованием цифровой лаборатории)
Автор
Быкова Зоя Николаевна
учитель химии
Цель урока: сформировать понятие об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах
Задачи:
Образовательные:
Способствовать формированию понятий о растворении как физико-химическом процессе, об ионах, о видах химической связи.
Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию таких понятий как электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, катион, анион, о полярности молекулы воды, о степени электролитической диссоциации, о сильных и слабых электролитах.
Воспитательные:
Развивающие:
Развивать у учащихся основные мыслительные операции: анализа и синтеза, сравнения, классификации, систематизации, обобщения понятий.
Развивать умения выделить главное, существенное в изучаемом материале.
Развивать у учащихся интерес к химии.
Планируемые образовательные результаты урока:
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать факты и явления
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Предметные:
Базовый уровень. Знать основные понятия электролитической диссоциации.
Повышенный уровень. Уметь использовать при характеристике превращений понятия: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация; устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать и описывать реакции, проводить опыты с использованием датчиков цифровой лаборатории
Высокий уровень: уметь делать выводы на основании полученных результатов
Личностные: знать и понимать основные исторические события, связанные с развитием химии, овладение навыками для практической деятельности
Оборудование: компьютер, видеопроектор, прибор для определения электропроводности растворов с лампочкой; растворы хлорида натрия, сахарозы, поваренной соли, соляной кислоты; кристаллические вещества - хлорид натрия, щелочь, сахароза; дистиллированная вода, водопроводная вода; нетбуки, датчики электропроводности (цифровая лаборатория «Научные развлечения»), карточки с заданиями.
УМК: Габриелян О.С
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, экспериментальный.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная работы
Технологическая карта урока
Этап урока, продолжительность | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Развиваемые универсальные учебные действия |
1. Организационный момент – 1 мин | Создает психологический настрой урока | Приветствуют учителя, настраиваются на урок, записывают тему урока | Личностные УУД: смыслообразование |
2. Создание проблемной ситуации – 3-5 минут | Организует беседу - С каким достижением цивилизации созвучна тема урока? - Вспомните, так что же такое электрический ток? - А как попадает эл. ток в наши дома? - Из какого материала они изготовлены? - Как называются вещества, проводящие электрический ток? - А знаете вы какие-либо ещё проводники электричества? - вода проводит эл. ток? (на этот вопрос ответ мы получим чуть позже) - Как вы думаете, что мы будем с вами изучать? Тема нашего сегодняшнего занятия «Электролитическая диссоциация». - Что хотите узнать об электролитической диссоциации сегодня? А для чего вам нужна эта информация? (варианты ответов). | устно отвечают на поставленные вопросы | Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, предлагать варианты целеполаганий. Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы |
3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности – 20-25 мин | | 1) предлагает провести исследование по следующему плану (приложение 1). Замерить электропроводность следующих веществ: 1 группа. дистиллированная вода, твердая поваренная соль, раствор соли в воде (готовят сами) 2 группа. дистиллированная вода, сахар, раствор сахара в воде (готовят сами) 2) организует обсуждение полученных результатов 3) подводит к классификации веществ 4) предлагает составить схему в тетради «Классификация веществ» 5) проводит демонстрационный опыт по электропроводности твердой щелочи и раствора щелочи и задает вопрос: почему твердые соль и щелочь не проводили ток, а растворы электропроводны? 6) предлагает найти ответ в учебнике 7) организует обсуждение, при обсуждении обращается к портретам Аррениуса и Каблукова, когда речь заходит о их роли в развитии представлений об электролитической диссоциации 8) Показывает опыт с соляной кислотой, задает вопросы: -тип связи в молекуле?, - почему проводит ток, откуда берутся ионы? - организует обсуждение 8) показывает примеры записи электролитической диссоциации веществ 9) вводит понятие сильные и слабые электролиты | 1) Проводят исследование по плану, оформляют результат в тетради (приложение 2), представляют результаты работы 2) формулирую вопросы по выявленной проблеме 3) предлагают классификацию веществ 4) составляют схему на основании текста учебника 5) выдвигают гипотезы 6) работа с текстом учебника в поисках ответа 7) и 8) обсуждение в парах и затем фронтально 9) и 10) слушают и делают записи | Познавательные: постановка и решение проблемы, Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные: формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Личностные: смыслообразование |
Применение знаний 5 минут | Организует игру «Верю – не верю» в парах. На партах у Вас имеются карточки с утверждениями. (Приложение 3). Если «верю» - ставите плюс, «не верю» - ставится минус. Теперь Вы должны поменяться карточками и проверить ответы друг у друга в соответствии с критериями. Затем дать оценку и вернуть карточки соседу. | Учащиеся отвечают, дают друг другу оценки, комментируют ответы | Регулятивные: оценка, саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия |
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия – 5 мин | На доске выводятся через проектор начала фраз, учащимся предлагается закончить одну из них. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я почувствовал, что… я выполнял задания… я понял, что… я узнал, что теперь я могу… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… меня удивило… урок дал мне для жизни… | Продолжают высказывания | Регулятивные (оценка, саморегуляция) Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия |
Домашнее задание – 1 минута | Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору, 1 уровень (для всех): параграф 36 упр.1-5. стр. 222 2 уровень: приготовить слайд презентацию (3-5 слайдов) о применении электролитов в жизни человека | | |
Дидактические материалы к уроку
Приложение 1 План исследования.
Запустить программу Химия-практикум
Провести замер электропроводности дистиллированной воды, записать результат
Высушить датчик (подумайте, почему)
Провести замер электропроводности твердого вещества, внести результаты в таблицу
Приготовить раствор. В стакан с дистиллированной водой внести половину ложечки вещества, размешать.
Провести замер электропроводности раствора, внести результат в таблицу.
Промыть датчик и просушить. Закрыть программу и нетбук.
Приложение 2. Электропроводность веществ и их растворов.
Название вещества, его агрегатное состояние | формула | Значение электропроводности | Тип химической связи | вывод |
Дистиллированная вода, жидкая | | | | |
Поваренная соль, твердая | | | | |
Поваренная соль, раствор | | | | |
| | | | |
Приложение 3. «Верю – не верю» (все ответы верны – «5», один неверен – «4», два неверны «3», если больше неверных ответов – предположите причину неудачи, и при выполнении домашнего задания будьте внимательны)
Все соли электролиты | |
Сухой хлорид натрия проводит электрический ток | |
Все вещества с ковалентной связью - электролиты | |
Вещества с ионной связью в растворах электролиты | |
Соли относятся к электролитам | |
Катион – отрицательно заряженный ион | |
Анион при пропускании электрического тока через раствор или расплав электролита направляется к катоду | |
Серная кислота – сильный электролит | |
| |
Список информационных источников
1. Габриелян, О.С. Химия. 8 кл. – М.: Дрофа, - 2015.
2. Габриелян, О.С, Воскобойникова И.П. Настольная книга для учителя. Химия 8 кл. – М.: Дрофа, - 2003.
3. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе/ П.И.Беспалов.- М.:Бином. Лаборатория знаний, 2014.