СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электролитическая диссоциация. Слабые и сильные электролиты.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка расчитана для изучения химии базового уровня  в 9 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Электролитическая диссоциация. Слабые и сильные электролиты.»

Ф.И.О: Магомедова Хадижат Ахмедовна

Тема урока: Теория электролитической диссоциации.

Тип урока: Комбинированный

Цели урока: сформировать знания о степени диссоциации и силе электролитов

Задачи:

Образовательные

  1. Углубить понятия об электролитах и ЭД.

  2. Показать влияние разбавления, температуры на степень диссоциации.

  3. Определить понятие «степень ЭД», сильные и слабые электролиты.

Развивающие

  1. Развивать умение написания реакции диссоциации.

  2. Формировать понятие диссоциированных и недиссоциированных молекул.

  3. Умение определять силу электролита в зависимости от степени диссоциации.

  4. Развивать умение учащихся на основе теоретических знаний сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, делать выводы, развивать устную речь.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к знаниям, взаимопомощь, чувство товарищества, коммуникабельность, критичность по отношению к себе и другим, развивать самооценку.

Методы обучения:

  1. Общелогические: индукция, абстрагирование, сравнение, конкретизация

  2. Общепедагогические: беседа, рассуждение, самостоятельная работа

  3. Специфические: демонстрационный химический эксперимент, наблюдение и описание химических объектов

Оборудование:

  1. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

  2. Для выполнения лабораторной работы: прибор для проверки электрической проводимости растворов, дистиллированная вода, раствор хлорида натрия, сахар

Содержание и методика урока:

Вводная часть

Здравствуйте ребята. Садитесь. Проверим ваши домашние задания.

а) Проверка домашнего задания:

§4 прочитать, вопрос 3, тест (1) на стр.18-19



Домашнее задание:

Ответы:

Вопрос №3

Для какой химической реакции понижение температуры повлияет на смещение химического равновесия в сторону образования продуктов реакции?

3O2=2O3-Q

2H2O=2H2+O2-Q

C3H6+H2=C3H8+Q

C3H6+H2=C3H8+Q


Тест (1)

Обратимые химические реакции возможны между растворами

  1. ZnCL2 и Na2SO4

  2. KOH и HNO3

  3. KNO3 и Na3PO4

  4. AgNO3 и NaCl


  1. ZnCL2 и Na2SO4

  2. KNO3 и Na3PO4



Вызываю к доске 5 учеников( каждому по одно1 реакции).











Новая тема

а) Сообщение темы и цели урока:

Из уроков физики вы знаете, что такое электрический ток. Какие вещества хорошо проводят электрический ток? Правильно, металлы. Они хорошо проводят электрический ток, в отличие от неметаллов; это обусловлено наличием в их кристаллических решётках подвижных электронов, перемещающихся под действием электрического поля.

Напишите сегодняшнюю дату и тему «Теория электролитической диссоциации».

Цели урока:

  1. Формирование понятий электролитов и не электролитов, электролитическая диссоциация.

  2. История открытия теории электролитической диссоциации

  3. Основные положения теории электролитической диссоциации.

б) Изучение нового материала.

Сейчас рассмотрим лабораторный опыт на электропроводность растворов.

  1. В гнезда выданной вам керамической пластинки поместите по одной ложечке хлорида натрия и сахара. Прибор для испытания электропроводности включите в сеть и прикоснитесь на несколько секунд электродами поочерёдно к каждому веществу. Что вы наблюдаете?

Правильно, Лампочка не загорается, это говорит о том, что сухие кристаллические вещества не проводят электрический ток.

  1. Аккуратно прилейте в каждое гнездо дистиллированную воду и вновь исследуйте электропроводность. Что вы наблюдаете?

Правильно, Лампочка загорается, значит растворы проводят электрический ток.
Рассмотрим процесс растворения соли в воде с видео-ролика. Кристаллическая решетка соли хлорида натрия состоит из катионов натрия и анионов хлора. При растворении положительный полюс молекулы воды притягивается к отрицательно-заряженному иону хлора, а отрицательный полюс молекулы воды – к положительно-заряженному иону натрию. Притяжение в кристаллической решетке соли ослабевает, решетка разрушается, и кристаллы соли переходят в раствор в виде ионов, связанных с молекулами воды. Весь процесс называют электролитической диссоциацией.

Растворы или расплавы электролитов проводят ток за счет наличия переносчиков заряда - ионов; а неэлектролиты – нейтральные молекулы, которые не способны переносить заряд.

Запишем определения:

Электролиты – это вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток. (так как при растворении образуются ионы)

Неэлектролиты – это вещества, растворы или расплавы которых не проводят электрический ток. (так как при растворении образуются молекулы)

Схема на доске с примерами:

Электролиты: H2SO4, HCl, HNO3, KCl, Na2SO4, AgNO3, NaOH, KOH, Ba(OH)2.

Неэлектролиты: CaO, ZnO, CuO, CH3COOH, C2H5OH, C12H22O11, N2, O2, Cl2.

К электролитам относятся: кислоты, основания, соли.

История открытия теории электролитической диссоциации.

История возникновения теории электролитической диссоциации связана с именем шведского физико-химика Сванте Аррениуса (1859— 1927). В 1882 году он окончил университет в Упсале. В 1895 году становится профессором физики Стокгольмского университета.

После того как были созданы основные положения этой теории, Аррениус показал ее применимость в различных областях естествознания. За разработку теории электролитической диссоциации Аррениус в 1903 году был удостоен Нобелевской премии.

Теория электролитической диссоциации впоследствии была усовершенствована благодаря работам, прежде всего, Н. Бьеррума, П. Дебая и Э. Хюккеля.

Записываем определение и положения:

«Электролитическая диссоциация — это процесс распада электролита на ионы при его растворении или плавлении.»

Схема на доске:

Сильными электролитами принято считать электролиты, степень диссоциации которых больше 30%.

К сильным электролитам относятся:

1) все растворимые соли ( KCl, BaI2, ZnSO4)

2) сильные кислоты (H2SO4, HCl, HNO3,HI, HBr, HCl);

3) все щелочи (NaOH, KOH).

Электролитами средней силы принято считать электролиты, степень диссоциации которых меньше 30%, но больше 3%.

Малорастворимые соли ( PbF2, CaSO4, ZnSO3)

Кислоты H3PO4, HF

Малорастворимые основания ( Ca(OH)2, Mg(OH)2)

Слабые электролиты – такие электролиты, которые при растворении в воде почти не диссоциируют на ионы. У таких электролитов значение степени диссоциации стремится к нулю. Слабыми электролитами считаются электролиты, степень диссоциации которых меньше 3%.

К слабым электролитам относятся:

1) слабые кислоты (H2S, H2CO3, HNO2, H2SO3);

2) Нерастворимые соли (CuS, CaCO3, BaF2)

3) Нерастворимые основания ( Zn(OH)2, Fe(OH)3, Cr(OH)3)

3) вода.


Основные положения теории электролитической диссоциации:

1. Электролиты при растворении в воде диссоциируют на ионы – положительные и отрицательные.

2. Причиной диссоциации электролита в водных растворах является действие полярных молекул воды.

3. Под действием электрического тока ионы приобретают направленное движение: положительно заряженные частицы движутся к катоду, отрицательно заряженные – к аноду. Поэтому положительно заряженные частицы называются катионами, а отрицательно заряженные – анионами. (катод заряжен отрицательно, а анод – положительно).








в) Закрепление изученного материала

И так, сегодня на уроке мы рассмотрели электролитов, неэлектролитов. Узнали, что химия связана и с физикой. В природе существуют много веществ, проводящие электрический ток.

А теперь решим кроссворд, первые 3 пары, ответившие правильно получают оценку «5» , остальные «4»





Работа в парах: Решение кроссворда:









3





4





1



2



К





К





А



Э



А





А




1

Н

Е

Э

Л

Е

К

Т

Р

О

Л

И

Т





И



Е



О





И





О



К



Д





О





Н



Т








Н








Р



5








2

Д

И

С

С

О

Ц

И

А

Ц

И

Я










Л



Р









3

С

О

Л

И



Р













Т



Е
















Н















4

И

О

Н

Ы













У













5

А

С

С

О

Ц

И

А

Ц

И

Я



По вертикали:

1.Отрицательно-заряженная частица.

2.Вещество, растворы или расплавы которого проводят электрический ток – это..

3. Отрицательно-заряженный электрод.

4. Положительно-заряженная частица.

5. Фамилия шведского ученого, который сформулировал положения теории электролитической диссоциации.

По горизонтали:

1. Вещество, раствор или расплав которого не проводит электрический ток – это…

2. Процесс распада электролита на ионы при его растворении или плавлении – это..

3. Класс соединений, которые при растворении диссоциируют на ионы и проводят электрический ток.

4. При растворении в воде электролиты диссоциируют (распадаются) на…

5. Процесс соединения ионов в молекулы – это …

в) Закрепление изученного материала

Чтобы закрепить сегодняшнюю тему ответьте на вопросы письменно на тетради, и в конце урока сдайте на проверку.

Вопрос учителя

Предполагаемые ответы

Почему раствор сахара не проводит электрический ток, а раствор хлорида натрия проводит?

Раствор сахара не проводит электрический ток потому, что сахар является неэлектролитом, т. е. при растворении не распадается на ионы.

Что называется электролитической диссоциацией?

Процесс распада электролита на ионы при его растворении или плавлении

К каким электролитам относятся ZnSO4, HBr, NaOH

Сильные электролиты

К каким электролитам относятся CaCO3, HNO2, Fe(OH)3

Слабые электролиты









Заключительная часть

а) Подведение итогов урока: Сегодня мы изучали новую тему «Теория электролитической диссоциации». И узнали что такое электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, историю открытия теории электролитической диссоциации, основные положения теории электролитической диссоциации.

б) Сообщение домашнего задания:

Ребята, запишите домашнее задание. Дома прочитать параграф, выучить основные определения, ответить на вопросы 2,3 на странице 25 письменно в тетрадях.









Литература

  1. Рудзитис Г.Е. Химия / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2016. – 208 с. – Текст : непосредственный.

  2. Габриелян О.С. Химия / О. С. Габриелян. – 16-е издание. – Москва : Дрофа, 2009. – 270 с. – Текст : непосредственный.

  3. Гузей Л. С. Химия / Л. С. Гузей, В. В. Сорокин, Р. П. Суровцева. – 7-е изд. – Москва : Дрофа, 2003. – 280 с. - Текст : непосредственный.