СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронное портфолио как эффективное средство представления профессиональных достижений учителя. Структура и формы электронного портфолио.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Портфолио учителя как описание в фактах педагогических качеств и достижений педагога, включающее в себя спектр документов, формирующее представление о специфике подхода и мере его профессиональной эффективности, чаще всего существует на бумажных носителях.

Просмотр содержимого документа
«Электронное портфолио как эффективное средство представления профессиональных достижений учителя. Структура и формы электронного портфолио.»



Методическое объединение учителей иностранного языка

Мценского района Орловской области





Доклад на тему:



Электронное портфолио

как эффективное средство

представления

профессиональных достижений

учителя.

Структура и формы

электронного портфолио.





















































Учитель английского языка

МБОУ «Тельченская СОШ»

Голубцова И.





30.08.2016



Введение в тему

Известно, что как само слово “портфолио”, так и основная идея собирания работ не является изобретением XX века. В прошлом веке итальянским словом “portfolio” называли альбом с фотографиями. В области финансовой системы портфолио служит для выставления напоказ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. Идея применения портфолио в школе пришла из Соединенных Штатов, где она возникла в 80-х гг. С этого времени использование портфолио в школах носит лавинообразный характер. Идея портфолио становится все более популярной в Европе и Японии, ее называют одним из трех трендов современного образования.



В связи с этим в Департаменте государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России еще в 2007 году была разработана краткая концепция учительского портфолио, используемого при оценке размера стимулирующих надбавок в рамках внедрения новой системы оплаты труда на уровне общеобразовательных учреждений страны.


Портфолио учителя как описание в фактах педагогических качеств и достижений педагога, включающее в себя спектр документов, формирующее представление о специфике подхода и мере его профессиональной эффективности, чаще всего существует на бумажных носителях.

А в век информационных технологий и электронной коммуникации получила распространение электронная форма портфолио, основанная на применении современных информационных технологий. Это предоставляет большие возможности как для демонстрации, так и оценки достижений педагога и его воспитанников.  

Электронное портфолио как современная эффективная форма оценивания является средством решения важных задач:

1) поддержание  высокого  уровня мотивации;

2) поощрение активности и самостоятельности;

3) расширение возможностей обучения и самообучения;

4) развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности.



Оно позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Электронное портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:

1) повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;

2) своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога;

3) принятия административных решений о поощрении педагога.

Структура  электронного портфолио


Структура, электронного портфолио, в принципе, может быть аналогичной его бумажному варианту и иметь такие же разделы:

  1. общие сведения об учителе;

  2. результаты педагогической деятельности;

  3. научно-методическая деятельность;

  4. внеурочная деятельность по предмету;

  5. учебно-материальная база;

  6. работа в качестве классного руководителя;

  7. отзывы.



Таким образом, содержание электронного портфолио преподавателя, создаваемое в целях профессиональной презентации, может включать следующие разделы:

1) профессионально составленное резюме;

2) рефлексивный раздел, включающий описание карьерного потенциала и

готовности к карьере, авторскую концепцию педагогической деятельности,

оценки качества работы по результатам обученности учащихся;

3) раздел достижений, включающий демонстрацию индивидуальных

педагогических технологий, результатов научной деятельности (проекты и

гранты, учебные пособия,, выступления на научных конференциях,

аннотации, рецензии и отзывы на различные работы), сертификаты курсов

повышения квалификации, документы об участии и достижениях в

общественной жизни школы, авторские разработки программ;

4) раздел учебных материалов, включающий программы курсов, созданные

учебно-методические пособия, список образовательных ресурсов,

организацию творческих групп.

Крайне важно в электронном портфолио представить отчет о деятельности преподавателя, самоанализ значимых образовательных результатов.



В методических рекомендациях (письмо ГУ ВШЭ от 28.12.04 № 31-17) [1] были предложены три следующие составляющих портфолио.

Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

Портфолио работ — собрание различных творческих, методических, научно- исследовательских работ, а также описание основных форм и направлений его практической деятельности: участие в научных конференциях, конкурсах, работе профессиональных объединений, прохождение элективных курсов и др.

Портфолио отзывов — включает оценку своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих самообразовательных этапов, а также отзывы, представленные экспертами, работниками системы дополнительного образования и др.

Говоря об электронных аналогах для перечисленных компонентов портфолио, надо отметить следующее.

Портфолио документов

Основное требование для этого компонента — достоверность документов. В бумажном варианте сертификаты, грамоты, дипломы и пр. оформляются в соответствии с существующей традицией: скрепляются подписями ответственных лиц и печатью организации, выдавшей документ. В идеале аналогом (эквивалентом) бумажного документа с печатью является электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП). Согласно российскому законодательству, электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты электронного документа от подделки и позволяющий идентифицировать автора документа, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Благодаря электронной подписи электронный документ приобретает юридическую силу.

Российский закон об электронной цифровой подписи вступил в силу в 2002 году (№ 1-ФЗ от 10 января 2002 г.). Наряду с конкретизацией механизмов получения и использования подписи закон предусматривает развертывание в стране сети удостоверяющих центров. Удостоверяющий центр выдает владельцу электронной подписи сертификат, который удостоверяет, что подпись принадлежит конкретному лицу.

Согласно закону об электронной цифровой подписи должен быть создан Федеральный удостоверяющий центр, обеспечивающий надзор за деятельностью удостоверяющих центров. Такой Федеральный центр создан совсем недавно.

Однако существуют определенные проблемы с использованием ЭЦП, вызванные тем, что в нашей стране в системе образования пока еще нет достаточного опыта работы с ЭЦП. Кроме того, оплата услуг по использованию ЭЦП также становится заметным препятствием к широкому внедрению электронной цифровой подписи в образовании.

Портфолио работ

Данная часть электронного портфолио практически не имеет отличий от бумажного варианта портфолио работ. Любой документ, размещенный в традиционном бумажном портфолио может быть без труда переведен в электронный формат.

Если портфолио работ содержит текстовые документы — достаточно сделать сканированные изображения таких страниц, возможно, с распознаванием текста (или же взять первоисточники распечатанных документов — текстовые файлы). Если в портфолио работ представлены рисунки или фотографии — достаточно просканировать или сфотографировать на цифровую камеру рисунки и фотографии.

Электронный документ с описанием творческой работы в дальнейшем может быть размещен на сайте в интернете.

Портфолио отзывов

С точки зрения техники перевода документов — компонентов портфолио отзывов в электронный формат мы не встречаем здесь каких-либо новых особенностей. Вопрос состоит лишь в том, какие отзывы должны быть подписаны официально, а какие нет. Если в портфолио присутствует подписанный официально документ, то достоверность такого документа подтверждается так же, как достоверность элементов портфолио документов, которое рассматривалось выше.

В случае, когда не требуется юридическая достоверность отзывов, при организации электронного портфолио отзывов в интернете могут быть задействованы известные механизмы (например, книга отзывов, форумы). Чтобы избежать возможных нарушений при заполнении книг отзывов, нужно усиливать контроль за содержанием отзывов, применять меры предварительной регистрации составителей отзывов. Тем не менее, эта часть портфолио в интернете остается самой незащищенной: достаточно трудно защититься от злоупотреблений в системах, допускающих произвольные записи интернет-пользователей, без жесткой идентификации авторов записей.



Формы электронного портфолио

Электронное портфолио обладает четкой структуризацией материалов, наглядностью, технологичностью, современностью, оперативностью (возможностью быстро вносить необходимые изменения);

функциональностью (возможностью представить свой опыт большему числу экспертов, коллег-специалистов).


Подобное портфолио может быть создано в форме:

электронной презентации или Web-сайта. Первое, в большей степени, реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью. Сайт учителя может стать частью школьного сайта а может выступать в качестве самостоятельного ресурса, но и в том, и в другом случаях, электронное портфолио способствует распространению опыта учителя, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации учителя.



Электронное портфолио как современная эффективная форма оценивания является средством решения важных задач:

1) поддержание  высокого  уровня мотивации;

2) поощрение активности и самостоятельности;

3) расширение возможностей обучения и самообучения;

4) развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности.



Электронное портфолио позволит учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.

Электронное портфолио обеспечит накопление информации, необходимой для:

1) повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;

2) своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога;

3) принятия административных решений о поощрении педагога.










Ссылки на источники сети Интернет:

  1. http://ipkps.bsu.edu.ru/source/predprof/baza_rek/portfolio.doc (Рекомендации по построению различных моделей и использованию «Портфолио» учащихся основной и полной средней школы. Письмо ГУ ВШЭ от 28.12.04 № 31-17/12-2929)

  2. http://textbook.keldysh.ru/literacy/ (М.М.Горбунов-Посадов, Т.А.Полилова, А.Л.Семенов.Школа на пути к новой грамотности)

  3. http://ru/schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm#_Toc155786307

  4. http://prokinana.narod.ru/