Электронные образовательные ресурсы как средство организации учебной деятельности на уроках биологии.
Одним из способов повышения интереса к биологии как дисциплине естественнонаучного цикла, углубления знаний учащихся по этому предмету является внедрение современных информационных технологий. К одному из таких внедрений можно отнести электронные образовательные ресурсы.
Термин «Электронные образовательные ресурсы» (ЭОР) объединяет весь спектр средств обучения, которые разработаны и воспроизводятся на базе компьютерных технологий. Также можно встретить термин «ЦОР», то есть цифровые образовательные ресурсы – то есть такие, которые созданы на базе цифровых технологий и их можно воспроизводить с помощью цифровых устройств.
Основными достоинствами электронных образовательных ресурсов можно назвать то, что они создают яркую интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и преподавателя, и учащегося. Преимущества использования электронных образовательных ресурсов по сравнению с традиционной подачей материала велики. Кроме возможности более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приемов в работе преподавателя.
ЭОР позволяют решать задачи по приведению учебного процесса к стандартам ФГОС, а именно:
Предоставить максимум информации по изучаемой теме, представленной в самых различных видах – текст, картинка, звук, видео, мультимедиа, интерактивная игра и т.д.
Дать ученику возможность самостоятельно постигать, изучать новые темы, подбирать и анализировать информацию;
Быстро и легко организовать работу в парах и группах;
Индивидуально подходить к каждому ученику, подбирая уникальные задания для каждого и помогая выстраивать индивидуальные образовательные траектории.
Материалы ЭОР можно применять на всех этапах учебного процесса. Использование электронных образовательных ресурсов – это не искусственное дополнение к урокам, а часть современного стиля преподавания. Например, при знакомстве с новым материалом вы используете иллюстративные материалы – например, визуальный или звуковой фрагмент. Закрепляете полученные знания с помощью мультимедийных средств – презентаций, интерактивных таблиц. Наконец, используете электронные тесты для контроля и оценки. В результате, на любом этапе работы современная техника и технология обучения готовы прийти вам на помощь.
При этом, возможности электронных ресурсов становятся незаменимы в ситуациях, когда нужно представить себе какой-либо сложный биологический процесс, визуализировать понятия и явления, которые далеки от повседневной практики учащихся.
Общие требования к электронным образовательным ресурсам:
Современные электронные образовательные ресурсы должны:
соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки РФ, используемым программам;
ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;
полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах; обеспечивать возможность параллельно с цифровыми образовательными ресурсами использовать другие программы;
обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;
иметь там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь; иметь удобный интерфейс.
Формы применения ЭОР в преподавании биологии:
В настоящий момент в распоряжении учителя биологии имеется достаточно большой выбор электронных образовательных ресурсов, разных по типу и содержанию.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии ставят перед преподавателем вопрос о выборе форм такой работы и интернет-площадки, которые было бы удобно использовать при организации учебного процесса с максимальным образовательным эффектом.
ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ:
Российская Электронная Школа
ИнтернетУрок
УЧИТЕЛЬ.CLUB
Виртуальная Академия
ЯКласс
Синхронное обучение осуществляется посредством специализированных приложений для организации видеоконференций, среди которых наиболее удобными и простыми в использовании являются Zoom, Hangouts, Яндекс. Телемост.
Для обеспечения актуализации и осмысления материала целесообразно предложить учащимся пройти онлайн-тест, или выполнить интерактивное упражнение, созданное учителем, по ключевым понятиям урока. Большой выбор тренировочных тестов предложен на сайте https://biouroki.ru/test.
Для создания тестов также используется множество приложений, среди которых можно выделить Quizizz - https://quizizz.com, Мастер-Тест - https://master-test.net, они бесплатные и не требуют специальных знаний.
Открытый банк заданий ЕГЭ по биологии. ФИПИ
Конструктор интерактивных заданий LearningApps. Org (Интерактивные пазлы, кроссворды, составление пар).
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection. edu. Ru (Наборы цифровых образовательных ресурсов к учебникам, поурочное планирование, коллекции: интерактивные задания, атлас, родословная…).
Виртуальная образовательная лаборатория. Интерактивные лабораторные работы по биологии и экологии
Наглядные демонстрации http://demonstrations. (Демонстрационные опыты по биологии и медицине).
Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов позволяет сделать процесс обучения биологии:
более личностно-ориентированным: за счет создания индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального темпа обучения: например, при помощи учителя или самостоятельно учащиеся могут выстраивать план своей подготовки к ЕГЭ, используя различные тренажеры, дистанционное обучение;
по-настоящему интерактивным: у учащихся появляется возможность получать моментальный ответ/реакцию на каждое свое учебное действие, чего не в состоянии обеспечить учитель в классе и тем более при занятиях учащегося дома;
Говоря о достоинствах использования ЭОР, не стоит забывать и о некоторых недостатках. Так, нерациональное, необоснованное использование ЭОР может привести к тому, что ограничивается возможность развития культуры речи учащихся, недостаточно активно развиваются навыки работы с терминами, навыки письменной речи. Происходит излишняя алгоритмизация мыслительной деятельности обучающихся. Ухудшается состояние здоровья школьников в случае превышения допустимого времени работы за компьютером.
Каждому преподавателю необходимо тщательно взвешивать: как, где и когда использовать ЭОР при обучении. При условии целесообразного применения компьютерных обучающих программ необходима постоянная обратная связь обучающихся с преподавателем, в том числе устная (диалог) и письменная (тетрадь).
Ожидаемые результаты применения ЭОР:
1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, формирование развивающей образовательной среды
2. Многоаспектное развитие обучающегося
3. Подготовка выпускников школы к жизни в условиях информационного общества. Реализация социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.
Подводя итоги, можно сказать, что грамотный подход к использованию ЭОР в школьном курсе биологии может способствовать формированию развивающей образовательной среды и целостной образовательной траектории, что в немалой степени будет способствовать достижению целей современного образования. Использование информационных технологий позволяет по-новому вести занятия, усиливает мотивацию учащихся, повышают интенсивность и результативность обучения (участие ребят в конкурсах, конференциях, в проектной и исследовательской деятельности). Кроме этого, новые информационные технологии в сфере образования выступают одним из ведущих факторов формирования личности.