СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронные образовательные ресурсы как средство организации учебной деятельности на уроках биологии.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может быть использована для органиции дистанционного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Электронные образовательные ресурсы как средство организации учебной деятельности на уроках биологии.»

Электронные образовательные ресурсы как средство организации учебной деятельности на уроках биологии.



Одним из способов повышения интереса к биологии как дисциплине естественнонаучного цикла, углубления знаний учащихся по этому предмету является внедрение современных информационных технологий. К одному из таких внедрений можно отнести электронные образовательные ресурсы.

Термин «Электронные образовательные ресурсы» (ЭОР) объединяет весь спектр средств обучения, которые разработаны и воспроизводятся на базе компьютерных технологий. Также можно встретить термин «ЦОР», то есть цифровые образовательные ресурсы – то есть такие, которые созданы на базе цифровых технологий и их можно воспроизводить с помощью цифровых устройств.

Основными достоинствами электронных образовательных ресурсов можно назвать то, что они создают яркую интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и преподавателя, и учащегося. Преимущества использования электронных образовательных ресурсов по сравнению с традиционной подачей материала велики. Кроме возможности более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приемов в работе преподавателя.

ЭОР позволяют решать задачи по приведению учебного процесса к стандартам ФГОС, а именно:

  • Предоставить максимум информации по изучаемой теме, представленной в самых различных видах – текст, картинка, звук, видео, мультимедиа, интерактивная игра и т.д.

  • Дать ученику возможность самостоятельно постигать, изучать новые темы, подбирать и анализировать информацию;

  • Быстро и легко организовать работу в парах и группах;

  • Индивидуально подходить к каждому ученику, подбирая уникальные задания для каждого и помогая выстраивать индивидуальные образовательные траектории.

Материалы ЭОР можно применять на всех этапах учебного процесса. Использование электронных образовательных ресурсов – это не искусственное дополнение к урокам, а часть современного стиля преподавания. Например, при знакомстве с новым материалом вы используете иллюстративные материалы – например, визуальный или звуковой фрагмент. Закрепляете полученные знания с помощью мультимедийных средств – презентаций, интерактивных таблиц. Наконец, используете электронные тесты для контроля и оценки. В результате, на любом этапе работы современная техника и технология обучения готовы прийти вам на помощь.

При этом, возможности электронных ресурсов становятся незаменимы в ситуациях, когда нужно представить себе какой-либо сложный биологический процесс, визуализировать понятия и явления, которые далеки   от повседневной практики учащихся.


Общие требования к электронным образовательным ресурсам:

Современные электронные образовательные ресурсы должны:

  • соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки РФ, используемым программам;

  • ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

  • обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;

  • предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

  • обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

  • превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;

  • полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах; обеспечивать возможность параллельно с цифровыми образовательными ресурсами использовать другие программы;

  • обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;

  • иметь там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь; иметь удобный интерфейс.

Формы применения ЭОР в преподавании биологии:


В настоящий момент в распоряжении учителя биологии имеется достаточно большой выбор электронных образовательных ресурсов, разных по типу и содержанию.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии ставят перед преподавателем вопрос о выборе форм такой работы и интернет-площадки, которые было бы удобно использовать при организации учебного процесса с максимальным образовательным эффектом.

 ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ:

Российская Электронная Школа

ИнтернетУрок

УЧИТЕЛЬ.CLUB

Виртуальная Академия

ЯКласс

Синхронное обучение осуществляется посредством специализированных приложений для организации видеоконференций, среди которых наиболее удобными и простыми в использовании являются Zoom, Hangouts, Яндекс. Телемост.

Для обеспечения актуализации и осмысления материала целесообразно предложить учащимся пройти онлайн-тест, или выполнить интерактивное упражнение, созданное учителем, по ключевым понятиям урока. Большой выбор тренировочных тестов предложен на сайте https://biouroki.ru/test.

Для создания тестов также используется множество приложений, среди которых можно выделить Quizizz - https://quizizz.com, Мастер-Тест - https://master-test.net, они бесплатные и не требуют специальных знаний.

Открытый банк заданий ЕГЭ по биологии. ФИПИ

Конструктор интерактивных заданий LearningApps. Org (Интерактивные пазлы, кроссворды, составление пар).


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection. edu. Ru (Наборы цифровых образовательных ресурсов к учебникам, поурочное планирование, коллекции: интерактивные задания, атлас, родословная…).

Виртуальная образовательная лаборатория. Интерактивные лабораторные работы по биологии и экологии

Наглядные демонстрации http://demonstrations. (Демонстрационные опыты по биологии и медицине).

Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов позволяет сделать процесс обучения биологии:

    • более личностно-ориентированным: за счет создания индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального темпа обучения: например, при помощи учителя или самостоятельно учащиеся могут выстраивать план своей подготовки к ЕГЭ, используя различные тренажеры, дистанционное обучение;

    • по-настоящему интерактивным: у учащихся появляется возможность получать моментальный ответ/реакцию на каждое свое учебное действие, чего не в состоянии обеспечить учитель в классе и тем более при занятиях учащегося дома;


Говоря о достоинствах использования ЭОР, не стоит забывать и о некоторых недостатках. Так, нерациональное, необоснованное использование ЭОР может привести к тому, что ограничивается возможность развития культуры речи учащихся, недостаточно активно развиваются навыки работы с терминами, навыки письменной речи. Происходит излишняя алгоритмизация мыслительной деятельности обучающихся. Ухудшается состояние здоровья школьников в случае превышения допустимого времени работы за компьютером.

Каждому преподавателю необходимо тщательно взвешивать: как, где и когда использовать ЭОР при обучении. При условии целесообразного применения компьютерных обучающих программ необходима постоянная обратная связь обучающихся с преподавателем, в том числе устная (диалог) и письменная (тетрадь).


Ожидаемые результаты применения ЭОР:

1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, формирование развивающей образовательной среды

2. Многоаспектное развитие обучающегося

3. Подготовка выпускников школы к жизни в условиях информационного общества. Реализация социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

Подводя итоги, можно сказать, что грамотный подход к использованию ЭОР в школьном курсе биологии может способствовать формированию развивающей образовательной среды и целостной образовательной траектории, что в немалой степени будет способствовать достижению целей современного образования. Использование информационных технологий позволяет по-новому вести занятия, усиливает мотивацию учащихся, повышают интенсивность и результативность обучения (участие ребят в конкурсах, конференциях, в проектной и исследовательской деятельности). Кроме этого, новые информационные технологии в сфере образования выступают одним из ведущих факторов формирования личности.