СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементарное музицирование с дошкольниками. Как выбрать для ребенка музыкальный инструмент

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элементарное музицирование с дошкольниками. Как выбрать для ребенка музыкальный инструмент»

Элементарное музицирование с дошкольниками. Как выбрать для ребенка музыкальный инструмент


Идея «элементарного музицирования» - в его самом прямом проявлении – это неразрывное единство речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизированном и обязательно радостном общении с музыкой.


Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «испытать её, не «догадываясь о ней», а «прибывая в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия. В работе с детьми всегда нужно исходить и руководствоваться интересами детей, правилами, которые устанавливали они сами, стремясь услышать в их предложениях голос природы.


Дети любят веселье, смех, движение, их привлекают необычные по виду музыкальные инструменты, они хотят играть и творить, у них есть свой собственный интерес к музыке, которым родители и педагоги не имеют права пренебрегать.  Один из самых замечательных принципов гуманистической педагогики «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (М.Монтень).


Элементарное музицирование с инструментами, как одна из интереснейших для детей форм музыкальной деятельности, практикуется много лет. Главное в этой работе считается желание детей «общаться с музыкой». Главный принцип – «от простого - к сложному».  На практике, системное проявление принципа от «простого к сложному» означает, что мелодия, начинаясь с ритмизованной речи, затем, переходит к декламации: шумовой аккомпанемент предшествует самому простому звуковысотному; восприятие музыки в тесной связи со словом и движением предшествует её чистому восприятию; музыкальные понятия формируются постепенно, как обобщение чувственного опыта.


Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать.  Их не надо этому учить – такую способность подарила им сама природа с великой целью: служить способом познания мира. Даже самые маленькие дети способны импровизировать.  Рожденная фантазией их музыка проста и чудесна, как сама страна детства.


Из металлофона рождается мерцающий свет светлячка, простые колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как грустно шуршат под ногами осенние листья. Ребёнку легко услышать музыку бумажных шелестов, узнать в ней разговор ночных мотыльков, а затем найти способ его музыкально выразить. Он может представить, что неуправляемый вначале шум детских музыкальных инструментов – это звучание Вселенной, и в этом хаосе услышать «позывные» природы. Очень важно создать игровое общение на занятия.

Игровое общение на занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенком, неожиданностью поворотов ситуаций, смен ролей. Дети с вдохновением и радостью откликаются на возможность такого общения.  «Элементарное музицирование с дошкольниками» предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста.  Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке.  Как известно, разнообразие шумовых инструментов велико.


Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляции являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.


Разнообразие шумовых и ударных инструментов, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, бубны, деревянные коробочки, ложки, ручные барабаны, маракасы. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков, дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны. Обычно их называют «орфовскими» инструментами идея их создания и   использования в детском музицировании принадлежит Карлу Орфу. Они чудесно дополняют негромкое детское пение.  Техническая легкость игры на шумовых инструментах и орфовских инструментах, их способность тотчас же откликается на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре,  а через неё – к простейшей импровизации.  Таким образом, шумовые и орфовские инструменты позволяют всем детям, не зависимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль.


Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности.  К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, умение сотрудничать и взаимодействовать, а затем умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

Творческое музицирование разнообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение использовать его по-своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Это попытки детей самостоятельно «заговорить» на музыкальном языке, используя, знакомые «слова».

     Учебное музицирование – ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке различного характера и темпа и в речевых упражнениях, используя для этого звучащие инструменты.  Точно двигаться в чётных размерах. Использовать слова как основу для «извлечения» из них ритма и составления ритмических цепочек.

    Концертное музицирование предполагает исполнение ансамбля детей  на детских праздниках одно - два произведения жанровой музыки в шумовом оркестре. Элементарное музицирование это развитие природной музыкальности, а также эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации в дальнейшем как личности. И мы все педагоги делаем всё, чтобы открыть каждому ребёнку свою дорогу в музыку.


Первые музыкальные инструменты появились еще в I-II веке. Погремушки, трещотки, свистульки из дерева, кости, металла издавна развлекали ребенка, развивали его музыкальные способности. Опыт применения музыкальных инструментов и игрушек постоянно накапливался. Выяснилось, что для детей они представляют большой интерес, позволяют даже замкнутым детям проявить себя.

Игра на детских музыкальных инструментах – очень разносторонняя форма деятельности. Это и самостоятельное музицирование в часы игр, и коллективный оркестр. Музыкальные инструменты могут быть использованы в сюжетно-ролевых и диагностических играх. Они помогают детям развивать музыкальные способности, побуждают к творчеству. Часто ребенок, который не может выразить свои чувства словами, движениями, с удовольствием делает это с помощью музыкальных инструментов, поэтому в музыкальных уголках каждой группы обязательно должны быть музыкальные инструменты. Они должны находиться в доступном месте, чтобы ребенок мог самостоятельно взять интересующий его музыкальный инструмент. Исключение составляют духовые инструменты: рожки, свистульки и т.п. Эти музыкальные инструменты должны подвергаться санитарной обработке и использоваться только под наблюдением взрослых.

Экспериментируя со звуками, ребенок начинает по иному воспринимать окружающей мир. Благодаря игре на музыкальных инструментах дети раскрепощаются, легче вступают в контакт с другими детьми и взрослыми. Разнообразить ассортимент музыкальных инструментов в вашей группе очень легко. Ведь многие из них можно сделать своими руками.

1. Неозвученные музыкальные игрушки-инструменты, лишь изображают инструмент. Их назначение – способствовать созданию игровой ситуации. Несмотря на отсутствие звука, эти игрушки привлекают и воодушевляют детей. Они представляют себя артистками, имитируя игру на музыкальном инструменте. (Пианино с немой клавиатурой, гитара, балалайка).

2. Озвученные музыкальные игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты – это, так называемые ударно-шумовые (деревянные или пластмассовые палочки, погремушки, маракасы, барабан, треугольник и т.п.)

Музыкальное воспитание детей нужно начинать с познания элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать в звуках, не надо ничего специально знать и уметь.

 Музыкальные инструменты очень притягательны для   детей, и они хотят играть сами; дети познают мир через игру, поэтому нужно им дать в руки музыкальные инструменты, пусть даже самые простые, - погремушки, барабаны, бубны, трещотки, колотушки, деревянные ложки, колокольчики.


Такие инструменты-игрушки можно сделать дома, вместе с детьми. Ведь все, что нас окружает, может звучать:

-пустая картонная коробка с деревянными палочками – барабан;

-пластмассовая коробочка или футляры из-под яиц (киндер-сюрприз), наполненные       любой крупой, – это погремушка, маракас;

-пустая баночка из-под йогурта, внутри которой подвешена на нитке бусина – это колокольчик;

-трубочки для коктейля разного размера, закрытые с одной стороны и склеенные между собой – это свирель, дудка.

   

Изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношения родителей с детьми более интересными и плодотворными.


Используя самодельные инструменты, дети лучше понимают, откуда берется звук, и легче находят способы звукоподражания сказочным персонажам, звукам природы, животным: барабан – это гремит гром или идет медведь; колокольчик – капли дождя, капель; шуршание бумаги – ветер или падающие листья; расческа – жужжание пчел; пластмассовый стаканчик, если его мять рукой будет звучать как звук сломанной ветки; терка с наперстком – звук пилы.


Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка. 


Если ваш ребенок, как и большинство других детей, обожает шуметь, стучать и барабанить, направить его «шумную» энергию в творческое русло можно, сделав своими руками маленькому музыканту домашний оркестр.


Вот какие могут получиться музыкальные инструменты:


Гитара из обувной коробки. Берем прямоугольную коробку, в центре крышки острым ножом вырезаем круглое отверстие. Крышку клеим к основанию. Потом берем десяток резиночек (можно купить в хозяйственном магазине), разных по цвету и ширине, и натягиваем их поперек отверстия. Для лучшего звучания подложите прямо у отверстия под резиночки небольшой кусочек толстого картона – так, чтобы струны были слегка приподняты над коробкой. И не забудьте разрисовать гитару. М

ожно сделать это вместе с ребенком. Кстати играть на такой гитаре можно чем угодно: и руками, и ложкой, и карандашом.


Маракасы. Берем небольшие пластиковые бутылки из-под водички и заполняем их горохом, фасолью, гречкой, пуговицами, бисером, в общем, всем, на что способна ваша фантазия. Бутылки с содержимым закрываем очень плотно, чтобы маленький шалун не открыл и не проглотил мелкие предметы, которые мы насыпали. Звук у маракасов получается разным, в зависимости, от наполнения.


Духовой инструмент «Буль-Буль» В литровую стеклянную банку наливаем до половины воды. Затем даем ребенку соломинку для коктейля с большим сечением. Инструмент готов.

По сигналу дирижера (папа или бабушка) карапуз будет булькать в такт. Отлично развивает чувство ритма.


Ксилофон. Эта игрушка немного сложнее предыдущих. Зовем на помощь папу или дедушку. Нам понадобится одежная вешалка с плечиками, рыболовная леска, или тонкие капроновые нитки.

Теперь берем болты, винтики, ключи, маленькие ложки, т.е. все металлическое, что есть под рукой.

Затем привязываем леску к металлическим предметам и подвешиваем их к вешалке. Играть на таком ксилофоне малышу будет интересно столовой ложкой.


Барабан. У вас на кухне случайно не завалялась старая кастрюля? Вроде и ненужна, и выбросить жалко. Подарите ее крохе.

Вместе превратите кухонную утварь с помощью клеенки и скотча в прекрасную и полезную вещь – барабан.




Как выбрать для ребенка музыкальный инструмент


Выбор правильного музыкального инструмента – это сложный, но важный фактор, способствующий продолжительному музыкальному успеху. Все мы надеемся, что наши дети полюбят музицирование, однако принуждение к игре на музыкальном инструменте послужит препятствием к этому. В данной статье представлены некоторые аспекты, которые родителям следует рассмотреть при выборе подходящего музыкального инструмента для ребенка.


Первое, что нужно учесть, – это возраст вашего малыша. Если ребенок младше шести лет, вы должны четко понимать цель игры на инструменте в таком раннем возрасте и учитывать физические ограничения ребенка.


Фортепиано и скрипка – это самые популярные инструменты для детей в возрасте до шести лет, потому что они помогают заложить необходимую основу, благодаря которой дети, если пожелают, смогут сделать самостоятельный выбор другого инструмента в более старшем возрасте.


Скрипка – это превосходный выбор, потому что этот инструмент может быть особо малых размеров, что делает его легким для музицирования маленьких детей. Хотя такие инструменты, как гитара, также доступны в меньших размерах, скрипка отличается отсутствием ладов и клавиш, что позволяет ребенку полностью сосредоточиться на извлекаемых им звуках и буквально чувствовать их. Кроме того, это помогает детям научиться играть чисто (не фальшивить), а ведение смычком по струнам правой рукой учит понимать музыкальный фразы. Оба этих навыка важны для игры на большинстве других инструментов.


Хотя ребенок не может контролировать чистоту или высоту звука клавиш пианино и ему не требуется «водить смычком», пианино имеет свои преимущества. Например, игра на пианино позволяет музыкантам играть и мелодию, и гармонию одновременно, обучая, таким образом, важным музыкальным навыкам и навыкам восприятия. Пианино также дает наглядное представление о музыке, которое имеет большое значение для понимания ее теории. В целом, выбор любого из этих двух инструментов – мудрое решение для маленьких детей.


Когда дети становятся старше, некоторые двигаются дальше и экспериментируют с другими инструментами. С возрастом приходит физическая сила, необходимая, чтобы играть на медных или деревянных духовых инструментах или более крупных струнных музыкальных инструментах. Важно убедиться, что ваш ребенок и его инструмент сопоставимы по размерам. Например, хотя бывают и исключения, ребенку с маленькими руками может быть трудно играть на бас-гитаре или даже фортепьяно, а ребенок с большими руками или слабо развитыми навыками мелкой моторики может испытывать проблемы с такими инструментами, как мандолина или гобой.


Один из способов проверки физического соответствия инструмента ребенку заключается в том, нравится ли ему держать инструмент в руках или инструмент кажется ему слишком большим и ограничивающим движения. Хотя в этом определенно есть здравый смысл, этот фактор часто игнорируют и детьми, и родителями, потому что дети представляют самих себя играющими на этих инструментах еще до того, как получают возможность взять их в руки.

Иногда желание играть на определенном инструменте может пересилить физические ограничения, однако лучше все же начинать с инструмента более «совместимого» с телом вашего ребенка.


Еще один важный фактор при выборе правильного музыкального инструмента – это звук и способ его извлечения. Если ваш ребенок не любит звук гобоя, он не будет наслаждаться игрой на этом инструменте. Аналогичным образом, если вашему ребенку не нравится способ звукоизвлечения при игре на трубе (путем выдувания), ему не понравится игра на ней.

Это чрезвычайно важные соображения, потому что ребенок может потерять мотивацию к музыкальным упражнениям и возненавидеть инструмент или его звук (или музыку в целом), а сама игра на инструменте не сможет завладевать всеми чувствами ребенка. Это может казаться очевидным для родителей, но имейте в виду, что некоторые учителя или руководители ансамблей могут заставлять ребенка играть на музыкальном инструменте, который ему не нравится, потому что ансамблю «нужен» еще один фагот или французский рожок.


Один из самых потенциально разрушительных аспектов выбора инструмента – это его «социальный имидж», что означает, что дети будут выбирать инструмент, который они считают «самым крутым», даже если он им не подходит. Для некоторых он станет инструментом их жизни, но для других это будет концом творчества, потому что фактор «крутизны» часто конфликтует с ранее упомянутыми соображениями.

Вы не можете игнорировать предубеждения ребенка по поводу музыкального инструмента (или игры на нем), но вы должны сопоставлять его с реальностью других факторов.


Нет большей радости, чем найти «свой» инструмент. Это, безусловно, краеугольный камень будущего успеха. Непредвзятое отношение (ваше и ребенка) и следование этим простым правилам помогут вам в выборе правильного музыкального инструмента.



4