СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы игровых технологий как средство развития познавательных способностей обучающихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трансляция опыта работы в виде доклада с описанием практического применения игровой технологии на занятиях по внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Элементы игровых технологий как средство развития познавательных способностей обучающихся с ОВЗ»


Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 27 Г. Братска»














Элементы игровых технологий как средство развития познавательных способностей обучающихся с ОВЗ










Автор: Досоева Ольга Петровна

учитель внеурочной деятельности




















г. Братск

2018 г.

Аннотация.

Предлагаю вашему вниманию статью «Элементы игровых технологий как средство развития познавательных способностей обучающихся с ОВЗ». В данной статье речь идет о разработанном мной курсе внеурочной деятельности «Страна познания», в котором используются разные варианты элементов игровых технологий позволяющие развивать не только познавательные способности обучающихся с ОВЗ, но и эмоционально волевые, регулятивные и личностные качества для успешной реализации в основной учебной деятельности. Здесь отражается значимость игры в учебно-воспитательном процессе. В работе приведены примеры использования игры как наиболее эффективного средства включения детей с особыми образовательными потребностями. Данная работа будет полезной учителям внеурочной деятельности, педагогам коррекционных групп образовательных учреждений.






































































Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский



Основная цель образования – обеспечение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование коммуникативной компетенции для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. 

Обучающиеся с ОВЗ воспринимают окружение во многом через игру, которая раскрывает смыслы взаимоотношений между людьми. Игра является естественной формой выражения чувств мыслей. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В первую очередь следует разделить все игры по виду деятельности на: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Для своей внеурочной деятельности я выбрала за основу интеллектуальные игры, т.к. они, на мой взгляд, наиболее эффективно способствуют развитию познавательных способностей у обучающихся с ОВЗ.

Мой курс внеурочной деятельности называется «Страна Познания». Разработан он для 4, 5 класса, на основе программы «Развитие игровой деятельности и коммуникативной компетенции для обучающихся с ОВЗ», автор Программы Биягова Л. А. педагог дополнительного образования Воронеж 2015 год.

Использование в разных вариантах таких элементов игровых технологий как кроссворд, филворд, шарады, чайнворды, ребусы позволяют развивать не только познавательные и интеллектуальные способности обучающихся с ОВЗ, но и эмоционально волевые, регулятивные и личностные качества необходимые для успешной реализации в основной учебной деятельности. Ведь всестороннее развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является особенно важным.

Данная программа предполагает использование разнообразных игровых приемов и техник. Подобранные игры (филворды, кроссворды, шарады, сканворды, ребусы, чайнворды) тесно связаны с коммуникативными процессами разного уровня (в парах и в группе в целом). Игровая форма заданий делает занятия не утомительными, а интересными. Использование в работе интеллектуальных игр и игр логического содержания способствует воспитанию познавательного интереса, становлению и развитию интеллектуальных проявлений, творчеству, поиску самовыражению, самостоятельности, желанию учится.

Например, при проведении занятия в 5 классе на тему сканворд с картинками, обучающимся был предоставлен большой печатный сканворд на доске. Каждый по очереди отгадывал слово и вписывал его маркером. Это вызвало у детей живой познавательный интерес. Каждый стремился выйти к доске и попробовать свои силы. При наличии интереса процесс становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Таким образом развитие у детей происходит в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование элементов игровых технологий.

Курс внеурочной деятельности рассчитан на 34 учебных часа, 1 час в неделю.

Цель: Разнообразить досуг обучающихся, развивать интеллектуальные способности, лексикон, кругозор.

Задачи программы:

-Мотивировать учащихся на формирование первичных навыков самоанализа.

-Дать понятие, что такое филворд, кроссворд, криптограмма, чайнворд, шарады, ребусы?

-Сформировать представление о формах и навыках личностного общения в группе сверстников, способов достижения взаимопонимания.

-Способствовать развитию моральных качеств, проявлению толерантности.

-Способствовать формированию необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.

Формы организации обучению курса внеурочной деятельности «Страна Познания» - занятие. Для того чтобы подвести детей к успешному освоению данной программы на занятиях применяются следующие формы работы:

- групповые,

- традиционные,

- комбинированные,

- самостоятельная деятельность обучающихся.

Используются следующие методы:

- игровые методы,

- метод группового обсуждения,

- работа в парах.

У большинства детей с ОВЗ, на начальном этапе работы запас знаний ограниченный, уровень познавательных способностей низкий. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания подача материала начинается с самого простого, постепенно усложняя уровень заданий. Например, при изучении филвордов мы начали с отгадывания самых простых, состоящих из пяти слов. Теперь обучающиеся, по прошествии восьми занятий, могут отгадывать более сложные задания - филворды состоящие из двадцати – двадцати пяти слов. Что является несомненным положительным результатом. А на девятом занятии мы тренировались в самостоятельном составлении этого игрового элемента. Благодаря тому, что ребята хорошо усвоили и отработали правила отгадывания филвордов, каждый из них без труда и с большим удовольствием смог сам его составить.

Средствами контроля являются:

1.Открытые уроки

2.Итоговые творческие работы.

В мае запланировано открытое занятие в виде соревнований между параллелью четвертых классов, на котором дети смогут показать знания, умения и навыки, которые они приобрели на протяжении всего учебного года на внеурочной деятельности.

По итогу прохождения курса обучающиеся должны знать:

- Знать правила составления ребусов, шарад.

- Основные правила составления и разгадывания кроссвордов, филвордов, чайнвордов.

- Знать, как с пользой можно провести свое свободное от учебы время.

- Знать правила, как добывать нужную информацию с интернета, энциклопедий.

- Знать правила дружбы.

Обучающиеся должны уметь:

- Работать с различными источниками информации.

- Уметь составлять простые кроссворды, филворды, чайнворды, ребусы.

- Уметь решать кроссворды, филворды, чайнворды, ребусы.

- Уметь работать в группах.

- Уметь применять знания в жизни.

Таким образом игра помогла учащимся выявить свои интеллектуальные способности, появился интерес к знаниям, к чтению как художественной, так и научной литературы. Мы в очередной раз убеждаемся в том, что интеллектуальная игра есть метод развития умственных способностей учащихся, внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности. Т.к. курс при опробации оказался успешным и интересным для обучающихся, планируется дальнейшая работа в следующем учебном году на данную актуальную тему.


Литература:

  1. «От игры к самовоспитанию» Шмаков С., Новая школа 1993 год.

  2. «Развитие логического мышления для детей» Тихомирова А.Ф., Академия развития, Ярославль 1997 год.

  3. Читательский клуб Естествознание «ПочеМук» (Интернет ресурсы) 

  4. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.,1987.

  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии – [Текст] / Г. К. Селевко. – М.: Просвещение, 1998.

  6. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. – М., 1980.