Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 27 Г. Братска»
Элементы игровых технологий как средство развития познавательных способностей обучающихся с ОВЗ
Автор: Досоева Ольга Петровна
учитель внеурочной деятельности
г. Братск
2018 г.
Аннотация.
Предлагаю вашему вниманию статью «Элементы игровых технологий как средство развития познавательных способностей обучающихся с ОВЗ». В данной статье речь идет о разработанном мной курсе внеурочной деятельности «Страна познания», в котором используются разные варианты элементов игровых технологий позволяющие развивать не только познавательные способности обучающихся с ОВЗ, но и эмоционально волевые, регулятивные и личностные качества для успешной реализации в основной учебной деятельности. Здесь отражается значимость игры в учебно-воспитательном процессе. В работе приведены примеры использования игры как наиболее эффективного средства включения детей с особыми образовательными потребностями. Данная работа будет полезной учителям внеурочной деятельности, педагогам коррекционных групп образовательных учреждений.
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский
Основная цель образования – обеспечение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование коммуникативной компетенции для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Обучающиеся с ОВЗ воспринимают окружение во многом через игру, которая раскрывает смыслы взаимоотношений между людьми. Игра является естественной формой выражения чувств мыслей. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В первую очередь следует разделить все игры по виду деятельности на: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Для своей внеурочной деятельности я выбрала за основу интеллектуальные игры, т.к. они, на мой взгляд, наиболее эффективно способствуют развитию познавательных способностей у обучающихся с ОВЗ.
Мой курс внеурочной деятельности называется «Страна Познания». Разработан он для 4, 5 класса, на основе программы «Развитие игровой деятельности и коммуникативной компетенции для обучающихся с ОВЗ», автор Программы Биягова Л. А. педагог дополнительного образования Воронеж 2015 год.
Использование в разных вариантах таких элементов игровых технологий как кроссворд, филворд, шарады, чайнворды, ребусы позволяют развивать не только познавательные и интеллектуальные способности обучающихся с ОВЗ, но и эмоционально волевые, регулятивные и личностные качества необходимые для успешной реализации в основной учебной деятельности. Ведь всестороннее развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является особенно важным.
Данная программа предполагает использование разнообразных игровых приемов и техник. Подобранные игры (филворды, кроссворды, шарады, сканворды, ребусы, чайнворды) тесно связаны с коммуникативными процессами разного уровня (в парах и в группе в целом). Игровая форма заданий делает занятия не утомительными, а интересными. Использование в работе интеллектуальных игр и игр логического содержания способствует воспитанию познавательного интереса, становлению и развитию интеллектуальных проявлений, творчеству, поиску самовыражению, самостоятельности, желанию учится.
Например, при проведении занятия в 5 классе на тему сканворд с картинками, обучающимся был предоставлен большой печатный сканворд на доске. Каждый по очереди отгадывал слово и вписывал его маркером. Это вызвало у детей живой познавательный интерес. Каждый стремился выйти к доске и попробовать свои силы. При наличии интереса процесс становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Таким образом развитие у детей происходит в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование элементов игровых технологий.
Курс внеурочной деятельности рассчитан на 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Цель: Разнообразить досуг обучающихся, развивать интеллектуальные способности, лексикон, кругозор.
Задачи программы:
-Мотивировать учащихся на формирование первичных навыков самоанализа.
-Дать понятие, что такое филворд, кроссворд, криптограмма, чайнворд, шарады, ребусы?
-Сформировать представление о формах и навыках личностного общения в группе сверстников, способов достижения взаимопонимания.
-Способствовать развитию моральных качеств, проявлению толерантности.
-Способствовать формированию необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.
Формы организации обучению курса внеурочной деятельности «Страна Познания» - занятие. Для того чтобы подвести детей к успешному освоению данной программы на занятиях применяются следующие формы работы:
- групповые,
- традиционные,
- комбинированные,
- самостоятельная деятельность обучающихся.
Используются следующие методы:
- игровые методы,
- метод группового обсуждения,
- работа в парах.
У большинства детей с ОВЗ, на начальном этапе работы запас знаний ограниченный, уровень познавательных способностей низкий. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания подача материала начинается с самого простого, постепенно усложняя уровень заданий. Например, при изучении филвордов мы начали с отгадывания самых простых, состоящих из пяти слов. Теперь обучающиеся, по прошествии восьми занятий, могут отгадывать более сложные задания - филворды состоящие из двадцати – двадцати пяти слов. Что является несомненным положительным результатом. А на девятом занятии мы тренировались в самостоятельном составлении этого игрового элемента. Благодаря тому, что ребята хорошо усвоили и отработали правила отгадывания филвордов, каждый из них без труда и с большим удовольствием смог сам его составить.
Средствами контроля являются:
1.Открытые уроки
2.Итоговые творческие работы.
В мае запланировано открытое занятие в виде соревнований между параллелью четвертых классов, на котором дети смогут показать знания, умения и навыки, которые они приобрели на протяжении всего учебного года на внеурочной деятельности.
По итогу прохождения курса обучающиеся должны знать:
- Знать правила составления ребусов, шарад.
- Основные правила составления и разгадывания кроссвордов, филвордов, чайнвордов.
- Знать, как с пользой можно провести свое свободное от учебы время.
- Знать правила, как добывать нужную информацию с интернета, энциклопедий.
- Знать правила дружбы.
Обучающиеся должны уметь:
- Работать с различными источниками информации.
- Уметь составлять простые кроссворды, филворды, чайнворды, ребусы.
- Уметь решать кроссворды, филворды, чайнворды, ребусы.
- Уметь работать в группах.
- Уметь применять знания в жизни.
Таким образом игра помогла учащимся выявить свои интеллектуальные способности, появился интерес к знаниям, к чтению как художественной, так и научной литературы. Мы в очередной раз убеждаемся в том, что интеллектуальная игра есть метод развития умственных способностей учащихся, внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности. Т.к. курс при опробации оказался успешным и интересным для обучающихся, планируется дальнейшая работа в следующем учебном году на данную актуальную тему.
Литература:
«От игры к самовоспитанию» Шмаков С., Новая школа 1993 год.
«Развитие логического мышления для детей» Тихомирова А.Ф., Академия развития, Ярославль 1997 год.
Читательский клуб Естествознание «ПочеМук» (Интернет ресурсы)
Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.,1987.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии – [Текст] / Г. К. Селевко. – М.: Просвещение, 1998.
Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. – М., 1980.