СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы краеведения на уроках математики как способ повышения мотивации учащихся

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитывающий характер.

Просмотр содержимого документа
«Элементы краеведения на уроках математики как способ повышения мотивации учащихся»

Министерство образования и науки Республики Дагестан ДРОО «Ассоциация педагогов РД» МКУ «Управление образования» Администрации г. Махачкалы ГБОУ РД «Республиканский центр образования»



Республиканский Фестиваль педагогических идей и образовательных технологий «СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ, ИННОВАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ»


Ассоциация учителей математики Республики Дагестан




Доклад

«Элементы краеведения как способ повышения мотивации учащихся на уроках математики»



















Подготовили:

Хуриялова П.М.

учитель математики

МБОУ «Гимназия №35»,

Сагитова П.М.

учитель математики и информатики

МБОУ «Гимназия №35»











План


  1. Введение

  2. Основная часть

  1. Как повысить интерес учащихся к предмету

  2. Задачи по теме «Логарифмы» (с использованием краеведческого материала)

  3. Решение практико - ориентированных задач ОГЭ

  4. Задание базового уровня ЕГЭ на установление соответствия между величинами

  5. Создание электронного учебника «Дагестан в математических задачах»

  1. Заключение

  2. Список литературы

  3. Приложение.



Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС- свод правил). На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.

  1. Обновленные требования ФГОС для школы вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). 2. Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам.

Позиция сравнения

Первое поколение ФГОС

Второе поколение ФГОС

Знание

Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают

Ученик активно участвует в процессе получения знаний

Обучение

Система знаний как бы существует в вакууме

Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни

Учение

Односторонняя комуникация учитель → ученик

Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу 

Сотрудничество

Единоличное руководство учителя

Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения

3.Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни. 

4. Среди новшеств выделяются: вариативность (школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов), функциональная грамотность(способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, т.е. ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.), единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.





Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным.

Блез Паскаль

Все мы работаем в школе с одной целью: созданий условий для повышения качества образовательного процесса. Поэтому каждый урок требует чего - то нового, интересного. Важная задача учителя увлечь детей за собой. Поэтому в нашей работе помогают слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".

Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель - мастер?

М - мудрость, приобретается с годами.

А - активность, в ней сила, здоровье, успех.

С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"

Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.

Р - результат, мы хотим видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.

Чтобы соответствовать званию учитель - мастер, не только нам нужно учить детей, но и постоянно учиться самим, применяя при обучении детей современным инновационным образовательным технологиям.

Для реализации этих технологий на уроках можно использовать краеведческий материал.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. 

  Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитывающий характер.

«Краеведение... Видение своего родного края. Будь то огромный город, посёлок или маленькое село, у него обязательно есть своя история. Познав историю малой Родины, человек приобретает ориентиры, которые позволяют ему разумнее выбрать путь (если знаешь от чего ты идёшь, можно лучше подумать куда идти).

Математика... Решение задач. Возникает вопрос: что же общего математики с краеведением? На первый взгляд ничего общего, но только на первый! Опыт показывает, что ученики всех классов – младших и старших, сильных и слабых – с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае. Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор.

Уже пятый год работаем с коллегами над проблемой поиска и широкого использования активных форм и методов, стимулирующих сознательное отношение учащихся к процессу обучения математики через краеведение. Именно эту проблему выбрала для выступления, потому, что в своей работе увидела недостаточную глубину и осознанность усвоения учащимися программного материала и поставила перед собой задачу актуализации практической значимости математических знаний, развития у школьников нравственных представлений о природе математики, сущности и происхождении математических абстракций, месте математики в системе наук, роли математического моделирования в научном познании и практике, привитие любви к своей Родине, воспитание бережливого хозяина своей страны. Это потребовало отказа от сложившейся практики построения школьного математического курса, как последовательного изложения готовых результатов и сведений. Считаем, что здание математики должно создаваться на глазах учащихся с их посильным участием.

На уроках математики краеведческий материал может быть использован в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач курсов. Местный материал можно использовать для составления математических задач, при решении примеров и т.д.

Уроки с применением краеведческого материала проходят увлекательно и интересно, так как работа есть для сильных и для слабых учеников. В основном составляем индивидуальные и дифференцированные задания.

Считаем, что хорошие результаты дает использование метода сравнения вновь предлагаемого материала с ранее изученным, другими предметами, а именно краеведением, прошлым родного края. Чаще всего ребятам предлагаем решить уже составленные задачи о родном крае или же даю информацию на составление задач, в процессе обсуждения у учащихся развивается речь. При составлении задач учениками их учу тому, что содержание задачи должно быть кратким, но понятным всем. Также, что немаловажно математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими ее фабулу, а отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснить устно.

При составлении задач придерживаемся требований:

  • познавательная ценность задачи;

  • доступность школьникам используемого нематематического материала;

  • реальность описываемой в условии задачи ситуации.

Много времени уходит на изучение исторического, краеведческого

материала своего края, необходимого для составления прикладных задач.

Для каждого из нас, работая в школе важно, что создание условий для повышения качества образовательного процесса должно быть на первом месте. Поэтому каждый урок требует чего - то нового, интересного. Важная задача учителя увлечь детей за собой.

Хороший учитель - это специалист, который сочетает в своей работе личный опыт, опыт других педагогов и современные разработки для школьного образования на государственном уровне.

Мы с вами знаем, что знания в сфере образования постоянно меняются и обновляются.  Поэтому перед каждым учителем стоит вопрос: «как сделать каждый урок интересным и необычным?», а для этого надо постоянно обучаться, так как расшевелить учеников на уроке, вовлечь их в практическую деятельность бывает сложно. Если в начальной школе ребята ещё активно поднимают руки, когда учитель задаёт какой-то вопрос, то в средней и старшей школе их энтузиазм заметно уменьшается. Ничего нет хуже скучного урока, когда время тянется, словно резина. К примеру: открыли учебники, читаем параграф, решаем примеры, пишем упражнения. Конечно, урок – это не шоу, но хочется, чтобы урок был интересным.

Считаю, что нужно придерживаться лозунга академика И.П.Павлова

«Последовательность, последовательность и последовательность!

С самого начала своей работы приучайте себя к строгой последовательности в накоплении знаний».

Главной своей задачей считаем не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить их учиться.

 Ученик должен быть действующим лицом, а Учитель – его партнёром в обучении и развитии.

    1. Как повысить интерес учащихся к предмету

Современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать, что сам под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное «я».

Опыт доступен любому педагогу, заинтересованному в овладении учащимися конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности с использованием краеведческого материала родной земли.

На уроках математики с использованием материалов, связанных с жизнью родного края, главная цель необязательное запоминание учащимися дат и событий, помочь ребенку понять, что жизнь каждого человека - часть истории, и от него зависит, в каком мире будут жить следующие поколения.

При составлении календарно - тематических планов обязательной графой является «региональный компонент».

На слайде вы можете увидеть образец, тематического планирования по алгебре для 8 класса










Дата

Тема урока

Региональный компонент

Домашняя работа

08.10.

Деление дробей

Дагестанская земля богата лекарственными растениями. Некоторые из них занесены в Красную книгу Дагестана. Высота ландыша майского 1/4 м, ромашки лекарственной 2/5 м, а полыни 1/2 м. Выразите высоту этих растений в сантиметрах.


П.6,№132(а,б),133(а,б),134(а,б).

10.10.

Деление дробей

Площадь Чиркейского водохранилища 42,4 км², а Ирганайского на 24,4 км2

меньше. Во сколько раз площадь Чиркейского водохранилища больше Ирганайского ? Ответ округлите до десятых.

П.6, №137(а,б,в,г),138а.

11.10.

Деление дробей


П.6, №137(а,б,в,г),138а.

14.10.

Преобразование рациональных выражений

Из 350 видов птиц, постоянно или временно (при перелетах, на зимовье) обитающих на территории Дагестана, 62 вида занесены в Красную книгу Республики Дагестан 2009 года издания. Сколько процентов составляет количество птиц, занесенных в Красную книгу Дагестана от общего числа птиц? Ответ округлите до разряда единиц.

П.7,№148(а,б),149(а,б)

15.10.

Преобразование рациональных выражений

Учитывая симметричность, раскрасьте бабочку в соответствии с результатами вычислений.

Красный цвет: (4,50,2)0,6

Белый цвет: (102,5):10

Черный цвет: 1,350,8+0,70,5

Это бабочка является редким видом, она занесена в Красную книгу Дагестана. Живет бабочка в горах на высоте от 2 до 3 тысяч метров. Выполнив действия, вы узнаете название раскрашенной бабочки: 1,5+(0,420,30,1)+160,01.


П.7,№150а,151а.

17.10.

Преобразование рациональных выражений


П.7, №152(а,б).

18.10.

Преобразование рациональных выражений

Расстояние между городами Махачкала и Кизляр по трассе – 165 км.

Определите, сколько литров бензина потребуется, если автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 км? Сколько потребуется израсходовать денег на бензин, если 1 литр бензина стоит 46 рублей?

П.7,№153(а,б)


Задачи, рассмотренные в тематическом планирование входят в сборник задач «Дагестан в математических задачах», который издан в ДИРО.





  1. Задачи по теме «Логарифмы» (с использованием краеведческого материала)

Задача1.

Дагестан — уникальная и удивительная республика, обладатель грандиозных достопримечательностей. Этому неописуемо красивому краю не помешали никакие природные условия стать потрясающе завораживающим и всемирно известным.

Найдите значения выражений и сопоставьте ответы картинкам.

Эти 15 мест в Дагестане, которые обязательно стоит увидеть каждому!



Задания

Памятники природы


Ответы

Шалбуздаг

5**

Башня

1

Сулакский

Гора

20

Гоор

Аул златокузнецов

Кубачи

Озеро

-2

Балхар

 Старинный центр народного керамического промысла

3

Кезеной-Ам


Лес

0,5

Самурский

Каньон

81

Гунибский район

Самое высокогорное поселение на Кавказе


1

Тобот

Салтинский

11



Природный мост

Цитадель

1,5

Селение Куруш

(1-


Кужникский

81


Гамсутль

Село-призрак

289

Сарыкум

Водопад

33


Нарын-кала

Бархан



Задача 2.

Главная джума-мечеть Махачкалы построена по образу знаменитой стамбульской Голубой мечети. Великолепный храм, являющийся одним из символов Махачкалы, входит в число крупнейших мусульманских культовых сооружений Европы. Решив примеры, вы узнаете, в каком году открыли мечеть, и какое количество людей единовременно может разместиться.

а )1990+


  1. Решение практико - ориентированных задач ОГЭ

Задача 3.

Церковь Датуна — христианский храм, памятник средневекового зодчества, расположен в Шамильском районе Дагестана.

Х рам расположен в ущелье Хатан-Бугеб-кIкIал (в переводе с аварского означает «Воскресное ущелье») на берегу безымянной речки, в районе села Датуна Шамильского района.

Церковь возведена грузинскими миссионерами предположительно в конце X — начале XI веков. Построена по образцу грузинских некупольных храмов, зального типа. Сложена из блоков золотисто-жёлтого песчаника. Длина храма 9,1 м, ширина 5,7 м, высота 8 м. Найдите площадь всех стен и объем здания памятника.

Задача 4.

В центре поселка Ленинкент есть памятное место – обелиск павшим в годы Великой Отечественной войны. Площадка вокруг обелиска имеет форму прямоугольника со сторонами 6,05 м. и 7,7 м., она обложена квадратными плитками со стороной 55 см. Сколько потребовалось плиток для этой площадки?

Решение:

55 см. = 0,55 м.

1). 0,55 * 0,55 = 0,3025 (м2) – площадь плитки

2). 7,7 * 6,05 = 46,585 (м2) – площадь прямоугольника

3). 46,585 : 0,3025 = 154 (шт) – количество плиток

4)154:5= 30,8

Ответ: 154 плитки, 31 упаковка





Задача 5.

О дним из старейших зданий города Махачкала и его символов считается Петровский маяк, возведенный еще в 1866 г. Сооружение, облицованное красным и белым кирпичом, имеет высоту 27 м.

С помощью фотоаппарата, дающего снимки размером 24x36 мм, фотографируют здание «Петровский маяк». На каком наименьшем расстоянии следует встать фотографу, чтобы все здание (по высоте) уместилось на пленке? Фокусное расстояние объектива аппарата 5 см.

Фокусное расстояние объектива выполняется по формуле f= (L* h)/ H, где f - фокусное расстояние, L - расстояние до предмета, h - высота кадра, H - высота предмета.

Задача 5.

Э йфелева башня - металлическая башня в центре Парижа, самая узнаваемая его архитектурная достопримечательность. Её высота 324 метра. Мини-версию французской Эйфелевой башни возвели в городе Каспийск. Теперь она будет не только украшать город, но и как французская башня, будет освещать все вокруг в вечернее время. Башня высотой в семиэтажный дом- 20 метров. Во сколько раз она меньше своего прототипа? Ответ округлите до единиц.

  1. Задание базового уровня ЕГЭ на установление соответствия между величинами

Задача 6.

КИМ 2020. Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.


ВЕЛИЧИНЫ

  1. площадь балкона в жилом доме

  2. площадь тарелки

  3. площадь Ладожского озера

  4. площадь одной стороны монеты




ЗНАЧЕНИЯ

  1. 300 кв. мм

  2. 3 кв. м

  3. 17,6 тыс. кв. км

  4. 600 кв. см


Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ВЕЛИЧИНЫ

  1. площадь территории Гунибского района

  2. глубина Сулакского каньона

  3. площадь Каспийского моря

  4. высота березы Радде

ЗНАЧЕНИЯ


  1. 1,3-1,92 км

  2. 700-800 см

  3. 371 тыс. км2

  4. 609,52 км2





  1. Создание электронного учебника «Дагестан в математических задачах»

Мы с коллегами начали создание электронного учебника «Дагестан в математических задачах», которые использовали при обучении на дистанционном обучении.

Электронный учебник имеет ряд преимуществ, по сравнению с традиционным печатным учебником:

  • за короткое время можно получить доступ к любым данным;

  • можно использовать мультимедиа средств, то есть аудио- и видеофрагменты, анимационные кадры;

  • возможность получать новые знания практически в любое время и в любом месте.

Занимательные задачи «Сидим дома и решаем»

Задание 1.

Рисовать по координатам эмблему «Сиди дома»

(5;3), (4;4), (4;5), (5;6), (4;6,5) (3;7), (3,5;7,5), (3;8), (2,5;7,5), (3;7),(2;6), (2;7), (1,5;8), (0;9),

(-1;9,5),(0;11), (-1;12),(-2;12),(-3;11),(-2;9,5),(-3;9),(-4;8),

(-4;7),(-3;7),(-2;8)

(-2;3),(-5;3),(-5;6),(-5;10),(-7;10),

(-6;11),(0;14),(6;11),(7;10),(5;10),(5;3)

Задание 2.

Рисовать по координатам

«Свеча памяти»

(6;7) (6;-2) (3;-2) (3;7) (4,5;7)

(6;9) (4;14) (4;13) (3;9) (4,5;7) (6;7) В итоге получилось: 9 мая сидим дома и почтим память павшим в Великой Отечественной войне минутой молчания.


Заключение.

Среди всех школьных дисциплин математика занимает особое место. Её не случайно называют гимнастикой ума. Математика учит думать, учит правильно, логически последовательно рассуждать. Решение краеведческих задач на уроках математики не только знакомит учащихся с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения. Составление задач краеведческого содержания мотивирует и активизирует познавательную деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике. Обеспечивает взаимосвязь, обобщает и систематизирует знания об объектах природы и общества родного края, придает им целостный характер.

Знания о родном крае, полученные человеком в школьные годы, будут востребованы до конца жизни. Недаром существует русская пословица: "Где родился, там и пригодился". Действительно, несмотря на притягательность столицы или даже других стран, подавляющее большинство людей остаётся жить и работать на своей "малой родине".

Краеведческие материалы в последнее время активно используются в образовании. В век высоких технологий «краеведческая нить» помогает связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее. Обучение невозможно без передачи накопленных знаний об окружающей нас действительности. Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом ФГОС.

Активное использование краеведческого материала на уроках математики поможет сделать математику более понятной и близкой ученикам и их родителям, покажет всю красоту и глубину науки, связь её с реальной жизнью.

Список использованной литературы:

  1. Статья «Как самому составлять задачи» http://www.booksshare.net/.

  2. Фридман Л.М. « Как научиться решать задачи», 1989 г.

  3. Колягин Ю.М. Оганесян В.А. « Учись решать задачи», 1980 г.

  4. Пособие «Этнокультурное наследие моей малой Родины»

  5. Информация из музея гимназии №35 (г. Махачкала, п. Ленинкент)

  6. Ибрагимов М.А. Блиц-энциклопедия 500 вопросов и ответов о Дагестане. – Махачкала: Издательский дом «Эпоха», 2018г.

  7. Ибрагимов Г.Г., Бахмудова Г.И.- Люби и изучай родной Дагестан. /- Махачкала: Издательский дом

  8. ООО «Мавел»,2016г.

  9. Марковин В.И.- Дорогами и тропами Дагестана– Махачкала: Издательство «Искусство»,1988г.

  10. Гаджиев Б.И.-Учителю о Дагестане. - Махачкала: Дагучпедгиз,1989г.

  11. https://ru.wikipedia.org/

  12. http://mprdag.ru/