СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы педагогического дизайна в преподавании математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье дано понятие педагогического дизайна и представлен опыт автора.

Просмотр содержимого документа
«Элементы педагогического дизайна в преподавании математики»

Элементы педагогического дизайна в преподавании математики

Тазетдинова Анастасия Николаевна

г.Уфа

«В то время, как врачи проектируют здоровье, а архитектор

пространство, педагогические дизайнеры проектируют образование человека»

Van Patten

Сравнительно недавно в обиход вошло понятие дидактического или педагогического дизайна. Что же оно означает?

Педагогический дизайн – педагогический инструмент, благодаря которому обучение и учебные материалы становятся более привлекательными, эффективными, результативными. Педагогический дизайн рассматривает именно содержательную сторону процесса обучения, моменты привлечения и повышения внимания, формирование мотивации и желание продолжить обучение. Педагогический дизайн предусматривает разработку педагогических материалов и видов деятельности, а также тестирования и оценки эффективности всех педагогических и учебных видов деятельности.

Цели педагогического дизайна – обеспечение разработки качественного учебного материала и системный подход к построению учебного процесса.

Основа педагогического дизайна:

  • Важность содержания курса.

  • Стиль и последовательность изложения материала.

  • Способ представления материала.

В имеющейся литературе выделены следующие основные этапы педагогического дизайна:

1) Анализ (определение цели курса, средств, условий учебной работы, постановка педагогической задачи, определение целей обучения).

2) Проектирование (подготовка планов, сценариев, разработка основного решения, выбор средств).

3) Разработка (превращение учебных планов в набор учебных материалов).

4) Применение (использование учебных материалов в учебном процессе).

5) Оценка (результаты оцениваются и при необходимости корректируются).

Следуя этим этапам, можно создать качественный дидактический материал.

У каждого учителя имеется банк дидактических материалов. Это необходимое условие для успешной работы, т.к. рациональное применение дидактических материалов позволяет разнообразить учебную работу, обеспечить стабильность учебно-познавательной атмосферы. Создание дидактических материалов – одно их направлений педагогического творчества учителя, которое невозможно без непрерывного поиска, самообразования, саморазвития.

Как известно, по дидактическим целям учебные материалы делятся на материалы для:

  • формирования знаний, сообщения сведений;

  • закрепления знаний;

  • обобщения знаний;

  • формирования умений;

  • контроля знаний.

В своей работе я, как и многие учителя, использую раздаточный материал, карточки и презентации, в т.ч. собственные.

Для формирования знаний, сообщения сведений очень удобны презентации, т.к. они позволяют коротко изложить учебный материал и хорошо его проиллюстрировать. Можно воспользоваться готовыми презентациями, а можно составить свою. В настоящее время имеется очень много литературы, в которой содержатся советы, правила, руководства, помогающие составить эффективную, качественную презентацию. Для создания собственной презентации нам, учителям, нужно помнить следующее: необходимо не просто правильно разместить в презентации картинку и текст, а создать последовательность слайдов, целенаправленно ведущую учеников к пошаговому изучению материала. К примеру, при изучении темы «Векторы» мне кажется удобным представить в презентации следующие слайды:

  • вектор и его координаты, длина вектора,

  • применение векторов,

  • равные векторы,

  • коллинеарные векторы,

  • сумма векторов (правило треугольника, правило параллелограмма),

  • разность векторов,

  • умножение вектора на число.

Таким образом, весь материал оказывается разбит на логически завершенные фрагменты, удобные для запоминания.

При объяснении темы «Масштаб» можно продемонстрировать географические карты, в том числе несуществующих объектов (остров Сокровищ, страны Эльфов и пр.), строительные, технические чертежи. По этим же картам и чертежам проводится закрепление знаний. Я использую карты из журнала «Турист». Ученикам предлагается, зная масштаб, определить расстояние между какими-либо населенными пунктами. Как правило, такое задание вызывает большой интерес, и многие обучающиеся берут дополнительное задание.

При обобщении знаний по теме «Сравнение чисел» я использую небольшие плакаты, на которых записаны примеры. Часть примеров скрыта следами кошачьих лапок. Я рассказываю ученикам, что когда я рисовала для них эти плакаты, мой кот случайно попал в краску и оставил эти следы. Ученикам предлагается догадаться, что скрыто под кошачьими следами. Конечно, нельзя долго эксплуатировать образ кота. 3-4 урока ученики воспринимают его как старого знакомого, процесс идет живее, но затем необходимо переключаться на что-то иное.

Удачным получается обобщение знаний в форме викторины или командного соревнования с применением презентации. Наиболее удобна форма по типу телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».

Для формирования умений и навыков я использую карточки с «окошечками» для написания пропущенных слов, чисел или понятий, карточки с наклеенными из цветной бумаги геометрическими фигурами, модели объемных фигур, развертки геометрических фигур.

Контроль за усвоением знаний можно организовать как с помощью раздаточного материала, так и с помощью тестирующих программ и презентаций. Причем, тестирующую программу могут составить и сами школьники. К примеру, мы с учениками 7 класса написали программу для проверки знания учениками младшей школы таблицы умножения. Второклассникам очень понравилось, что компьютер сперва «знакомился» с ними, спрашивая их имена, а затем обращался к ним по имени и на каждый их ответ реагировал какой-либо фразой, а в конце теста ставил оценку. Презентацию для контроля знаний удобно использовать в геометрии. Так, при контроле усвояемости обучающимися темы «Решение треугольников», я составила презентацию, состоящую из серии слайдов с чертежами, на которых были указаны некоторые элементы треугольников. Использование презентации в данном случае оказалось более удобным, чем использование раздаточного материала.

Таким образом, система использования дидактических материалов должна предусматривать последовательное, поэтапное обучение учеников различным формам учебной деятельности.

Дидактический дизайн – неотъемлемая часть работы учителя по созданию интересных, эстетичных дидактических материалов, психолого-педагогическая составляющая которой направлена на привлечение внимания обучающихся, поддержание познавательного интереса, активизацию мышления, формирование мотивации к изучению учебного материала.

Дидактический дизайн подразумевает учет возрастных особенностей учащихся. Он лежит в основе составления учебных планов и программ. Дидактические материалы должны обеспечивать доступность обучения. Принцип доступности требует, чтобы объем и содержание учебного материала были по силам учащимся, соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний, умений и навыков. Конечно, доступность не следует понимать как учение без трудностей. Учебная работа требует определенных усилий учащихся в достижении поставленных целей, преодоления трудностей. Цель использования дидактических материалов заключается не в том, чтобы обходить трудности, а в том, чтобы эти трудности не подрывали, а развивали силы ученика и способствовали повышению результатов учебных занятий. Создавая дидактические материалы, нужно помнить, что в обучении необходимо следовать от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Изучение фактов, явлений, закономерностей, понятий и т. п. должно начинаться с наиболее простых, для того, чтобы подготовить их к пониманию более сложных. И, конечно, учебный дидактический материал должен развивать обучающихся, давать пищу для ума, обеспечивать такой уровень сложности, чтобы содержание заданий для учащихся находилось (по Л. В. Занкову) в "зоне их ближайшего развития".