СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы здоровьесберегающей технологии на коррекционных занятиях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элементы здоровьесберегающей технологии на коррекционных занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Элементы здоровьесберегающей технологии на коррекционных занятиях.»

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченным возможностями здоровья «Ступени»





Элементы здоровьесберегающей технологии на коррекционных занятиях.












Учитель высшей категории

Макушкина Е. В.

Элементы здоровьесберегающей технологии на коррекционных занятиях.


Здоровье является базовой потребностью человека. В современном учебно-воспитательном процессе важно учитывать состояние не только физического, соматического, но и психологического и духовного здоровья обучающихся воспитанников.

Физическое здоровье создаёт основу для осанки, правильного развития статики, роста, веса.

Соматическое здоровье определяет становление, развитие и становление всех систем организма, его внутренних органов.

Психическое здоровье обеспечивает целостность восприятия окружающей действительности, адекватность реакций на предметы и явления, а также на отношение человека к себе и к окружающим его людям.

Духовное здоровье включает в себя нравственный потенциал человека и сущностную составляющую его жизни.

Программный материал курса коррекционных занятий по развитию психомоторных и сенсорных процессов построен с учётом всех указанных аспектов здоровья – физического, соматического, психического и духовного.

На коррекционных занятиях обучающиеся знакомятся с основными средствами познания мира – зрением, слухом, кожной и мышечной чувствительностью, обонянием, вкусовыми ощущениями. Путём практических упражнений дети постигают особенности этих ощущений, учатся им доверять и использовать в повседневной практике, фиксируют в речи свои ощущения. Я стараюсь создавать на занятиях специальные ситуации для накопления индивидуального чувственного и эмоционального опыта, который закладывает основы представлений о различных чувствах и их проявлениях в поведении и отношениях с окружающими людьми. Понимание необходимости бережного отношения к органам чувств помогает обучающимся осознать, что самочувствие человека зависит от образа жизни и правильного отношения к своему здоровью. Такой подход является основой для формирования представлений о здоровом образе жизни как базовой потребности человеческого организма.


С
енсорные дорожки.


В занятия включаются общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия. Упражнения на сенсорных дорожках выполняются босиком для усиления тактильного эффекта по показу, с помощью и страховкой учителя, по звуковому сигналу, по речевой инструкции, с музыкальным сопровождением.








Текстильный домик.



Ещё одним направлением работы является развитие тактильно-двигательного восприятия. Данное пособие помогает учить детей опознавать предметы на ощупь, определять их форму, величину, материал с визуальным контролем и без него, словесно описывать предметы, воспринятые тактильно, выбирать предметы на ощупь по словесному описанию, группировать и сортировать предметы по признакам, определяемым тактильно.


Мелкая моторика. Банка с палочками разного цвета.



На начальном этапе обучения большое внимание уделяется общему развитию рук ребёнка, формированию навыка хватания и удерживания предметов, перекладывания, проталкивания, становления ведущей руки, согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца.

Далее ведётся работа по развитию и коррекции основных движений рук,


Работа с мозаикой.



разнообразных двигательных навыков, совершенствованию тонкой ручной моторики, развитию зрительно-двигательной координации, формированию навыков самообслуживания.


Рыбка с пуговицами.






Гусеница – трансформер.



В ходе проведения занятий у обучающихся отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук.


Подобные движения выполняются с речевым сопровождением и опорой на зрительные и тактильные образы-представления. Работа ведётся в группах и индивидуально.








Массажные шары.



Использование массажного шара оказывает нормализующее действие на функции внутренних органов, улучшает кровообращение и питание кожных покровов, улучшает чувствительность нервных окончаний, снижает напряжение мышечных тканей, успокаивает нервную систему, снимает стресс.



Массаж может осуществляться ладонями, пальцами, запястьями, предплечьями или ступнями.






Су-Джок.



Су-Джок терапия – высокоэффективный способ акупунктурного воздействия, «дистанционное управление» для поддержания здоровья человека.



Массажный шар с двумя кольцевыми пружинками, массирование пальцев которым оказывает благотворное влияние на весь организм.

Оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга, мелкой моторики и развитие речи, помогает в профилактике простудных заболеваний.


Можно ещё долго перечислять виды деятельности и приёмы работы, используемые на коррекционных занятиях и относящихся к здоровьесберегающей технологии. Например: приёмы правильного дыхания, дыхательной гимнастики, овладение навыками контроля над своим поведением с использованием дыхательных упражнений. Или поговорить о работе, связанной с разделом «Вкусовые качества», когда дети знакомятся с полезными и вредными для здоровья продуктами, их качественным выбором, узнают о полноценном и сбалансированном питании и культуре питания. Много интересных методических и дидактических находок применяется при изучении темы «Обоняние».



Тактильно-цветовое панно, кукольный театр.



Вы, наверное, обратили внимание на эмоциональную составляющую представленных слайдов. Я считаю, что одним из важнейших условий для сохранения здоровья любого человека является эмоциональный комфорт, ощущение радости, безопасности. Именно такую атмосферу я стараюсь создать на своих занятиях, а всеми представленными видами и формами деятельности реализовать задачу по охране и совершенствованию здоровья обучающихся:

- формировать представление о человеке как о целостном разумном существе, у которого есть душа, тело, мысли и чувства;

- развивать и корректировать практические навыки и приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни.