Областное казенное общеобразовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченным возможностями здоровья «Ступени»
Элементы здоровьесберегающей технологии на коррекционных занятиях.
Учитель высшей категории
Макушкина Е. В.
Элементы здоровьесберегающей технологии на коррекционных занятиях.
Здоровье является базовой потребностью человека. В современном учебно-воспитательном процессе важно учитывать состояние не только физического, соматического, но и психологического и духовного здоровья обучающихся воспитанников.
Физическое здоровье создаёт основу для осанки, правильного развития статики, роста, веса.
Соматическое здоровье определяет становление, развитие и становление всех систем организма, его внутренних органов.
Психическое здоровье обеспечивает целостность восприятия окружающей действительности, адекватность реакций на предметы и явления, а также на отношение человека к себе и к окружающим его людям.
Духовное здоровье включает в себя нравственный потенциал человека и сущностную составляющую его жизни.
Программный материал курса коррекционных занятий по развитию психомоторных и сенсорных процессов построен с учётом всех указанных аспектов здоровья – физического, соматического, психического и духовного.
На коррекционных занятиях обучающиеся знакомятся с основными средствами познания мира – зрением, слухом, кожной и мышечной чувствительностью, обонянием, вкусовыми ощущениями. Путём практических упражнений дети постигают особенности этих ощущений, учатся им доверять и использовать в повседневной практике, фиксируют в речи свои ощущения. Я стараюсь создавать на занятиях специальные ситуации для накопления индивидуального чувственного и эмоционального опыта, который закладывает основы представлений о различных чувствах и их проявлениях в поведении и отношениях с окружающими людьми. Понимание необходимости бережного отношения к органам чувств помогает обучающимся осознать, что самочувствие человека зависит от образа жизни и правильного отношения к своему здоровью. Такой подход является основой для формирования представлений о здоровом образе жизни как базовой потребности человеческого организма.
С
енсорные дорожки.
В занятия включаются общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия. Упражнения на сенсорных дорожках выполняются босиком для усиления тактильного эффекта по показу, с помощью и страховкой учителя, по звуковому сигналу, по речевой инструкции, с музыкальным сопровождением.
Текстильный домик.
Ещё одним направлением работы является развитие тактильно-двигательного восприятия. Данное пособие помогает учить детей опознавать предметы на ощупь, определять их форму, величину, материал с визуальным контролем и без него, словесно описывать предметы, воспринятые тактильно, выбирать предметы на ощупь по словесному описанию, группировать и сортировать предметы по признакам, определяемым тактильно.
Мелкая моторика. Банка с палочками разного цвета.
На начальном этапе обучения большое внимание уделяется общему развитию рук ребёнка, формированию навыка хватания и удерживания предметов, перекладывания, проталкивания, становления ведущей руки, согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца.
Далее ведётся работа по развитию и коррекции основных движений рук,
Работа с мозаикой.
разнообразных двигательных навыков, совершенствованию тонкой ручной моторики, развитию зрительно-двигательной координации, формированию навыков самообслуживания.
Рыбка с пуговицами.
Гусеница – трансформер.
В ходе проведения занятий у обучающихся отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук.
Подобные движения выполняются с речевым сопровождением и опорой на зрительные и тактильные образы-представления. Работа ведётся в группах и индивидуально.
Массажные шары.
Использование массажного шара оказывает нормализующее действие на функции внутренних органов, улучшает кровообращение и питание кожных покровов, улучшает чувствительность нервных окончаний, снижает напряжение мышечных тканей, успокаивает нервную систему, снимает стресс.
Массаж может осуществляться ладонями, пальцами, запястьями, предплечьями или ступнями.
Су-Джок.
Су-Джок терапия – высокоэффективный способ акупунктурного воздействия, «дистанционное управление» для поддержания здоровья человека.
Массажный шар с двумя кольцевыми пружинками, массирование пальцев которым оказывает благотворное влияние на весь организм.
Оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга, мелкой моторики и развитие речи, помогает в профилактике простудных заболеваний.
Можно ещё долго перечислять виды деятельности и приёмы работы, используемые на коррекционных занятиях и относящихся к здоровьесберегающей технологии. Например: приёмы правильного дыхания, дыхательной гимнастики, овладение навыками контроля над своим поведением с использованием дыхательных упражнений. Или поговорить о работе, связанной с разделом «Вкусовые качества», когда дети знакомятся с полезными и вредными для здоровья продуктами, их качественным выбором, узнают о полноценном и сбалансированном питании и культуре питания. Много интересных методических и дидактических находок применяется при изучении темы «Обоняние».
Тактильно-цветовое панно, кукольный театр.
Вы, наверное, обратили внимание на эмоциональную составляющую представленных слайдов. Я считаю, что одним из важнейших условий для сохранения здоровья любого человека является эмоциональный комфорт, ощущение радости, безопасности. Именно такую атмосферу я стараюсь создать на своих занятиях, а всеми представленными видами и формами деятельности реализовать задачу по охране и совершенствованию здоровья обучающихся:
- формировать представление о человеке как о целостном разумном существе, у которого есть душа, тело, мысли и чувства;
- развивать и корректировать практические навыки и приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни.