Челябинская область
Центральный муниципальный район
МАОУ СОШ №138
Программа элективного курса
для 10 класса
по биологии
по теме:
«Биология и экология».
Составитель Иванова Л.И.
1 квалификационная категория
г. Челябинск
2013-2014 учебный год.
Программа элективного курса «Биология и экология»
10 класс.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии (утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089)
Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 09.03.2004 №1312)
Приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»
Областного базисного учебного плана Челябинской области (Приказ МОиН Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» от 16.06.2011г. №04-997
Примерной программы основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03 – 1263)
Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03 – 1263)
Приложения к письму МОиН Челябинской области от 28.06.2010 № 103/3073 «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году»
Приложения к письму МОиН Челябинской области от 18.06.2011 № 103/4275 «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году»
Приложения к письму МОиН Челябинской области от 16.07.2012 № 24/5135 «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году»
Приложения к письму МОиН Челябинской области от 24.07.2013 № 03-02/539 «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году»
Программы курса биологии для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (автор В. В. Пасечник,Покулова Н.И.– М.: Дрофа, 2010.)
Цель курса: расширение и углубление знаний учащихся по биологии и экологии, развитие познавательных интересов учащихся с целью предпрофессиональной ориентации старшеклассников; формирование на основе экологических знаний и учений ответственного отношения личности к окружающей природной и социальной среде.
Задачи, решаемые при введении элективного курса:
- подготовка выпускников школы к освоению программ высшего образования;
- ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, способов получения образования, к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных образовательных программ;
-раскрытие и углубление ведущих экологических понятий.
-развитие экологического сознания (системы представлений о мире, для которого характерны ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека и природы, восприятие природных объектов как партнеров по взаимодействию с человеком)
-формирование умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде.-
-создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
Функции учителя – преподавателя элективного курса
Главная функция учителя – организация совместной деятельности с учащимися, направленной на достижение общей образовательной цели.
Учитель – это эксперт и консультант при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий; ведущий в имитационной игре и тренинге; координатор и консультант при выполнении учебного проекта
Методы и формы обучения
Ведущее место в обучении на элективных курсах принадлежит методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся.
Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, задачами развития и социализации личности.
Основными приоритетными методиками изучения элективных курсов являются:
− междисциплинарная интеграция;
− обучение на основе опыта и сотрудничества;
− учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, различий в стилях познания – индивидуальных способах обработки информации об окружающем мире (аудиальной, визуальной, кинестетической);
− интерактивность (работа в малых группах, метод проектов);
− моделирование элементов профессиональной деятельности.
Оценка результатов изучения элективных курсов.
По окончанию изучения элективного курса учащиеся должны приобрести знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по его окончанию:
− работа в творческой группе
− работа с информацией
− решение поставленной проблемы.
Формы контроля уровня достижений и критерии оценки.
− итоговый контроль достижений учащихся осуществляется в форме «зачет»/«незачёт». В случае усвоения программы, учащемуся в аттестате делается запись об изучении данного элективного курса.
Методы контроля текущей успеваемости учащихся.
С целью организации текущего контроля за успеваемость используются
− наблюдение активности на занятии;
− беседа с учащимися;
− анализ исследовательских работ.
Методы итогового контроля.
Итоговая аттестация по результатам изучения элективного курса проводится по мере завершения его изучения:
- по совокупности самостоятельно выполненных учащимся работ (схемы, макеты, рефераты,)
- с помощью специальной зачетной работы (собеседование, тест, защита проекта или реферата).
Учебное и программно-методическое обеспечении преподавания элективного курса «Биология и экология»:
Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.
Эндюськин П.Н., Лукин П.М. Основы экологии: Текст лекций/ Чуваш. Ун-т. Чебоксары. 2001, 130 с.
Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2005
Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Общая биология. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2003.
Лернер Г.И. общая биология. Поурочные тесты и задания 10-11 класс.-М. «Аквариум» 1998.
Чебышев Н.В., Гузикова Г.С. и др. Биология. Новейший справочник.-М. «Махаон» 2007
Воронина Г.А., Калинова Г.С. Биология. Типовые тестовые задания.- М. «Экзамен» 2012.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах.- М. «Мир», 1993.
Элективный курс «Биология и экология» рассчитан на 35 часов. Предусматривает 7 практических занятий, 4 семинарских занятия, на которых разбираются проблемные экологические ситуации, проводятся тестовые работы, и 22 теоретических занятий, в проведении которых участвуют учащиеся, делая рефераты, доклады, обсуждая те или иные вопросы экологии.
Содержание программы
Тема1. Клетка как биологическая система.
Клеточная теория, ее развитие и роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Химическая организация клетки. Метаболизм. Пластический и энергетический обмен. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.
Основные понятия: термины, законы биологии, выдающиеся ученые-биологи.
плазматическая мембрана, клеточная стенка, кариоплазма, хромосомы, кристы, тилакоиды, нуклеоид, пластиды, эндоплазматическая сеть, митохондрии, аминокислоты, нуклеотиды, полисахариды, моносахариды, липиды, кроссинговер, биваленты, редукционное деление, веретено деления.
Практическая работа: педагогическая мастерская, исследовательская работа
Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина, участие в конференциях.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная
Контрольные задания: тестирование
Межпредметная связь: информатика, биология, медицина, физика
Техническое оснащение: ИКТ, микроскоп
Темы 2-5. Водоросли. Мхи и папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные. Царство грибов.
Строение и жизнедеятельность растений. Классификация растений. Водоросли, их строение, разнообразие и роль в природе. Мхи, папоротникообразные, голосеменные, их строение, разнообразие и роль в природе. Покрытосеменные растения. Однодольные и двудольные, их основные семейства. Охрана растений. Растения занесенные в Красную книгу Челябинской области Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Особенности лишайников как симбиотических организмов Охрана.
.Основные понятия: низшие и высшие растения, вегетативные и генеративные органы, типы корневых систем, типы жилкования, флоэма, ксилема, камбий, устьица, чечевички, слоевище, мицелий, плодовое тело, ризоиды.
Практическая работа: тестирование, лабораторные работы.
Методы проведения занятия: беседа, викторина
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Контрольные задания: тестирование.
Межпредметная связь: информатика, биология, медицина, сельское хозяйство, экология.
Техническое оснащение: ИКТ, микроскопы.
Тема 6. Эволюция живой природы.
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина. Синтетическая история эволюции. Микроэволюция. Способы видообразования. Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Происхождение человека.
Основные понятия: популяционные волны, дивергенция, конвергенция, параллелизм, биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, коацерваты, биосоциальная природа человека.
Практическая работа: тестирование, создание презентаций.
Методы проведения занятия: лекция, беседа, тренинги, ролевые игры.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Контрольные задания: тестирование.
Межпредметная связь: информатика, экология.
Техническое оснащение занятия: ИКТ, видеофильмы.
Тема 7. Экосистемы и присущие им закономерности.
Среда обитания, экологические факторы. Биогеоценоз, его компоненты и структура. Трофические уровни. Круговорот веществ и превращения энергии. Смена экосистем. Разнообразие экосистем. Биосфера, ее компоненты. Проблемы устойчивого развития биосферы. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Основные понятия: аэробионты, гидробионты, террабионты, эндобионты, биотические, абиотические и антропогенные факторы, биоценоз, биотоп, цепь питания, сеть питания, экологическая пирамида, сукцессия первичная и вторичная, агроценоз.
Практическая работа: тестирование, подготовка презентаций, исследовательская работа.
Методы проведения занятия: лекция, беседа, тренинги, ролевые игры.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Контрольные задания: тестирование.
Межпредметная связь: информатика, экология.
Техническое оснащение: ИКТ, видеофильмы.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
№ | Раздел | Кол-во часов | Форма проведения занятия |
1 | Клетка как биологическая система. | 13 | Теоретические и практические занятия. |
2 | Водоросли. | 1 | Теоретические |
3 | Мхи и папоротники. | 3 | Теоретические |
4 | Голосеменные. Покрытосеменные. | 4 | Теоретические и практические занятия. |
5 | Царство грибов. | 2 | Теоретические занятия. |
6 | Эволюция живой природы. | 4 | Теоретические и практические занятия. |
7 | Экосистемы и присущие им закономерности. | 6 | Теоретические и практические занятия |
| Работа с контрольно-измерительными заданиями. | 2 | Работа контрольно-измерительными материалами и тренировочными заданиями. |
Календарно - тематическое планирование.
(1 час в неделю; всего 35 часов)
№ | Сроки | Темы. | Кол-во часов | Кол-во лекций, семинаров | Практическаие занятия |
| | Раздел 1. Клетка как биологическая система. | 13 | | |
1 | сентябрь | Предмет ботаники. Краткая история ботаники. Разделы ботаники. Значение растений в природе и жизни человека. Охрана растений. | 1 | 1 | |
2 | сентябрь | . Строение растительной клетки. | 1 | 1 | |
3 | сентябрь | Практическая работа№1. Строение различных клеток растительного организма. Особенности клеток различных тканей. | 1 | | 1 |
4 | сентябрь | Общая характеристика тканей растений. Образовательные и покровные ткани. | 1 | 1 | |
5 | октябрь | Основные, механические и выделительные ткани. Проводящие ткани. | 1 | 1 | |
6 | октябрь | Практическая работа№2. Строение тканей растительного организма. | 1 | | 1 |
7 | октябрь | Особенности строения тканей и органов растительного организма. | 1 | 1 | |
8 | октябрь | .Органы высших растений. Происхождение органов. Корень. Видоизменения корней. Строение корня. | 1 | 1 | |
9 | октябрь | Питание и дыхание корня. Функции корней. | 1 | 1 | |
10 | ноябрь | Практическая работа№3. Побег, видоизменение побегов. | 1 | | 1 |
11 | ноябрь | Стебель. Строение и функции стебля. | 1 | 1 | |
12 | ноябрь | Практическая работа№4. Лист. Внешние и внутренние строения листа. | 1 | | 1 |
13 | декабрь | Практическая работа№5. Лист. Внешние и внутренние строения листа. Многообразие, видоизменения. | 1 | | 1 |
| | Раздел 2. Водоросли. | 1 | | |
14 | декабрь | Водоросли.Общая характеристика. Многообразие и значение. Охрана водорослей. | 1 | 1 | |
| | Раздел 3. Мхи и папоротники. | 3 | | |
15 | декабрь | Отдел Моховидные. | 1 | 1 | |
16 | декабрь | Отдел папоротники. Охрана их. | 1 | 1 | |
17 | январь | Отдел плауновидные. Отдел хвощевидные. Охрана их. | 1 | 1 | |
| | Раздел4.Голосеменные. Покрытосеменные. | 4 | | |
18 | январь | Отдел Голосеменные. Охрана. | 1 | 1 | |
19 | январь | Отдел Покрытосеменные. Охрана. | 1 | 1 | |
20 | февраль | Практическая работа№6. Строение цветка. | 1 | | 1 |
21 | февраль | Практическая работа№7. Строение семени и плода. | 1 | | 1 |
| | Раздел 5. Царство грибов. | 2 | | |
22 | февраль | Семинар. Грибы. Общая характеристика. Строение грибов. Многообразие. | 1 | 1 | |
23 | февраль | Общая характеристика лишайников. Строение. Морфологические типы лишайников. | 1 | 1 | |
| | Раздел6.Эволюция живой природы. | 4 | | |
24 | март | Вид, его критерии. Характеристика популяции. | 1 | 1 | |
25 | март | Развитие эволюционной теории. Основные факторы эволюции. | 1 | 1 | |
26 | март | Семинар. Микроэволюция. Способы видообразования. Дивергенция, конвергенция, параллелизм. | 1 | 1 | |
27 | апрель | Макроэволюция, её доказательства | 1 | 1 | |
| | Раздел7.Экосистемы и присущие им закономерности. | 6 | | |
28 | апрель | Влияние экологических факторов на организмы | 1 | 1 | |
29 | апрель | Биогеоценоз, его структура. | 1 | 1 | |
30 | апрель | Семинар. Основные типы экологических взаимодействий | 1 | 1 | |
31 | апрель | Саморазвитие и смена экосистем. Экологические сукцессии.. | 1 | 1 | |
32 | май | Семинар. Влияние деятельности человека. Агроценозы | 1 | 1 | |
33 | май | Биосфера. Проблема устойчивого развития биосферы. | 1 | 1 | |
| | Работа с контрольно-измерительными заданиями. | 2 | | |
34 | май | Работа с тестами. | 1 | | |
35 | май | Работа с тестами. | 1 | | |
| | Итого | 35 | 26 | 7 |
Материально-техническое обеспечение реализации программы.
Программы – Microsoft Windows (Word, Power Point, Paint), Adobe Photoshop, Adobe PREMIERE PRO 2.07. Microsoft FrontPage 2003, создание анимации – Xara Webstyle 4.0.
Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, СD-диски, микроскопы.
Оборудование: плакаты, картины, микропрепараты, муляжи, , коллекции, гербарии. Литература для учителя и учащихся:
Костко О.К. Экология: Пособие для средней школы, лицеев, гимназий. – М.: Акывриум, 1997. – 128 с., ил,
ХабароваЕ.И., Панова С.А. Экология. Краткий справочник школьника. 9-11 кл. – М.: Дрофа, 1997. – 112с.: ил. – (Справочники «Дрофы»).
Плечова З.Н. Под научн. редакцией академика Дмитриева А.Д. Школьный экологический словарь. – Чебоксары: «КЛИО», 1997. – 64 с.
Биология в школе,2003, № 2, 3. «Школа-Пресс».
Биология в школе, 2004, № 4, 6. «Школа-Пресс».
Биология в школе,2005, № 1 ,3, 5, 6. «Школа-Пресс».
Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2005
Чебышев Н.В., Гузикова Г.С. и др. Биология. Новейший справочник.-М. «Махаон» 2007