Пояснительная записка
Актуальность разработки курса.
Элективный курс «Русский язык. Трудные вопросы орфографии» актуален: изучение курса поможет учащимся получить опыт работы на уровне повышенных требований. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет обучающимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Изучение орфографии в разрезе данного курса восполнит недостатки в орфографической грамотности и повысит ответственность учащихся за конечный результат обучения.
Данный элективный курс способствует практической подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку и успешному прохождению итогового контроля по завершении основного и профильного образования.
Причины введения курса.
Данный курс по углублению и систематизации знаний орфографических правил поможет обучающимся грамотно, точно, логически стройно передавать свои мысли в письменной форме, что способствует качественной подготовке к сдаче ЕГЭ.
Проблемы, решаемые данной программой:
совершенствование и развитие важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой;
возможность обучающимися оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения;
восполнение недостатков в орфографической грамотности и повышение ответственности обучающихся за конечный результат обучения.
Особенности программного материала.
Элективный курс «Русский язык. Трудные вопросы орфографии » предназначен для обучающихся 10-11 классов , изучающих русский язык, как на профильном, так и на базовом уровне. Десятиклассникам он поможет разобраться в трудных орфографических написаниях и закрепить их на практике, а учащимся 11 классов – лучше подготовиться к выпускным экзаменам.
Данный элективный курс может выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса; может развивать содержание одного из базисных курсов, например, раздела «Орфография», т.к. изучение трудных вопросов орфографии в школе осуществляется на минимальном уровне; может быть направлен на удовлетворение практических интересов отдельных школьников.
Программа элективного курса может быть использована:
в общеобразовательных школах (ведение данного курса может осуществляться при выделении 1 часа из школьного компонента учебного плана);
в образовательных учреждениях с углублённым изучением русского языка;
как школьный компонент учебного плана в виде предмета по выбору.
Содержание элективного курса разработано с учётом государственного стандарта общего образования по предметной области «Русский язык», касающейся изучения сущности разных типов трудных орфограмм.
Адресат.
Программа элективного курса рассчитана на обучающихся 10–11 классов.
Требования к знаниям и умениям обучающихся.
В результате изучения курса учащийся должен:
Знать:
теорию возникновения правил орфографии;
особенности слогового принципа русской графики и вытекающие отсюда орфографические вопросы;
отступления от слогового принципа русской графики (касается некоторых орфограмм, пишущихся на основе исторического (традиционного) принципа);
принципы орфографии, лежащие в основе буквенного обозначения фонем: морфологического, фонетического, традиционного;
особенности употребления строчных и прописных букв;
общие принципы слитного, дефисного и раздельного написания слов;
алгоритмы написания трудных орфограмм.
Уметь:
соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи;
выполнять орфографический разбор слова;
применять орфографические словари и справочники по правописанию при решении орфографических задач;
самостоятельно добывать знания, работая с различными источниками информации, включая ресурсы Интернета;
владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения;
использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
Целевая установка.
Цель курса: выполнить качественную подготовку сдачи ЕГЭ по русскому языку:
сформировать речевую компетенцию и орфографическую грамотность обучающихся, способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию.
Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих задач:
Обучающие – расширение познаний учащихся по определенным темам, изученным ранее.
Развивающие – развитие умения применять теоретические знания на практике, активизировать внимание учащихся на собственной письменной речи, научить самостоятельно систематизировать материал, выделять главное.
Воспитывающие – воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни, интереса к предмету, осознания необходимости изучения орфографии как основы для правильного общения в любой сфере профессиональной деятельности.
Практические – овладение навыками пользования различными словарями и другой справочной литературой для решения орфографических задач, применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
Структура программы.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
Введение – включает себя ознакомление учащихся с целями и задачами элективного курса «Трудные вопросы орфографии», кругом вопросов и тем, с которыми учащимся предстоит работать на уроках.
Первый раздел – «Общие вопросы письма и правописания»– знакомит учащихся с историей возникновения правил орфографии, на чём они строятся и возможностями графики.
Второй раздел – «Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики» – раскрывает особенности слогового принципа русской графики, вытекающие отсюда орфографические вопросы; отступления от слогового принципа русской графики. Касается некоторых орфограмм, пишущихся на основе исторического (традиционного принципа). Употребление буквы ё.
Третий раздел – «Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова» – даёт возможность узнать о принципах орфографии, лежащих в основе буквенного обозначения фонем: морфологического, фонетического, традиционного; об отымённых, отглагольных моделях. Употребление и правописание букв о – ё после шипящих для обозначения ударного [о]; правописание одного и двух н; употребление и правописание частиц не и ни.
Четвёртый раздел – «Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв» – раскрывает особенности, связанные с написанием этих букв.
Пятый раздел – «Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием» – посвящен общим принципам слитного, дефисного и раздельного написания слов; разграничению приставки не– и частицы не; слитному и раздельному написанию не с формами на -мый; слитному и дефисному написанию сложных прилагательных.
Формы организации учебного процесса.
Весь материал используется в сочетании с такими формами работы, которые позволят ученику усвоить и осознать правильное написание изучаемой орфограммы, расширить их познания в этой области:
лекции учителя с различными видами заданий;
доклады, рефераты, сообщения и их защита учащимися;
беседы; беседы с элементами практической работы;
работа в больших и малых группах;
самостоятельная работа учащихся – наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы об изменениях;
упражнения с языковым материалом (в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение небольшого лингвистического эксперимента);
самостоятельный отбор материала;
поиск в произведениях художественной литературы нужной трудной орфограммы, использование данной орфограммы в своей практике;
фактическая работа по исправлению орфографических ошибок;
чтение рекомендованной научно-популярной, лингвистической литературы;
создание и публичная защита собственных проектов;
проведение практикумов, семинаров.
Эффективной формой развития монологической лингвистической речи школьников являются их выступления на занятиях, диалогической – организация небольших дискуссий по поводу этих выступлений. Частично-поисковая, эвристическая направленность занятий даёт возможность каждому ученику проявить свою творческую активность, а также углубить знания по проблемам, поднятым при изучении трудных вопросов орфографии.
Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью следующих форм работ:
составления обобщающих схем, таблиц, алгоритмов;
итогового теста, проверяющего умения применять теоретические сведения на практике;
составление Школьного Свода орфографических ошибок, допущенных обучающимися.
Объём и сроки проведения.
Программа элективного курса «Русский язык. Трудные вопросы орфографии.» общим объёмом 36 часов рассчитана на 1 год обучения.
Количество часов в неделю – 1 час.
Календарно-тематическое планирование.
Содержание программы
Вводное занятие.
Цели и задачи курса «Трудные вопросы орфографии». Письмо и орфография. Разделы орфографии. Понятия «орфограмма» и «варианты орфограммы». Разграничение понятий «письмо» и «правописание» («орфография»).Разграничение орфографических и неорфографических ошибок.
Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.
Слоговой принцип русской графики. Ограниченность действия слогового принципа и вытекающие отсюда орфографические вопросы: обозначение гласных после шипящих и ц; вопрос о выборе букв е/о. Отступления от слогового принципа русской графики: вопрос об употреблении букв еиэ после букв, обозначающих парные по твёрдости – мягкости согласные; после гласных и в абсолютном начале слова; в заимствованных словах. Употребление буквы ё.
Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу.
Общее понятие «орфографический принцип»: морфологический, морфологографические аналогии, фонетический, традиционный. Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу: три «основных морфологических» правила: употребление букв е(ё) и о после шипящих для обозначения ударного [о]; правописание одного и двух н; отымённые и отглагольные модели; употребление и правописание частиц не и ни:Риторический вопрос как особый тип вопросительных предложений. Смысловое и формальное сходства и различия риторического вопроса и придаточного предложения усилительно-обобщённого значения. Синтаксически осложнённые типы риторических вопросов с частицей не в простом предложении, осложнённом причастным оборотом; в сложном предложении с придаточным определительным, изъяснительным, придаточным времени, условия, цели. Названия-заголовки. Неполное цитирование. Придаточные предложения, употреблённые без главного. Разрыв главного и придаточного. Придаточные как вводные замечания в скобках.
Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.
Несколько совершенно различных случаев употребления прописных букв: первое слово; начало стихотворных строчек; имена собственные; собственные имена, служащие для индивидуализации предметов, которым не свойственно употребление во множественном числе; некоторые случаи написания аббревиатур; собственные имена, нуждающиеся и не нуждающиеся в оформлении кавычками; астрономические и географические названия; притяжательные прилагательные; народные названия цветов; имена сказочных героев; памятные даты и события; названия действующих лиц в художественных произведениях; употребление в печати прописной буквы.
Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием.
Слитное, дефисное, раздельное написание значимых элементов речи. Слитное и раздельное написание не. Разграничение приставки -не и частицы не. Слитное и раздельное написание не с формами на -мый. Общая постановка вопроса: правописание не с краткими прилагательными; правописание не с прилагательными, имеющими пояснительные слова; правописание не с прилагательными, имеющими при себе примыкающие пояснительные слова; правописание не с прилагательными, имеющими при себе управляемые слова; управляемые слова, которые, в отличие от глаголов и причастий, могут быть только при прилагательном. Правописание не с прилагательными, имеющими при себе пояснительные слова, сложенные с ни. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением Ъ, Ь, употреблением Ь после шипящих в разных частях речи для обозначения грамматических форм. Функции Ь на письме (обозначение мягкости предшествующего согласного, обозначение грамматической формы, а также функция разделительная).
Трудные вопросы орфографии, связанные с правописанием служебных частей речи (производных предлогов, союзов, частиц). Употребление предлогов, выражающих отношения между словами в словосочетании. Употребление предлогов с определенными падежами. Образование и правописание производных предлогов, отличие производных предлогов от имен существительных с предлогом, наречий, деепричастий с частицей не. Группы союзов по происхождению, синтаксическая функция союзов, отличие союзов от союзных слов. Правописание союзов, отличие союзов от других частей речи. правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление.
Список литературы
Для учащихся:
Букчина, Б. З. Терминология и культура речи / Б. 3. Букчина, Л. П. Калакуцкая. – М. : Наука, 1981.
Букчина, Б. 3. Член-корр. или член-кор?. // О современной русской орфографии /Б. 3. Букчина. – М.: Наука, 1964.
3.Былинский, К К Нерешённые вопросы русского правописания / К. И. Былинский, А. Н. Жилин. – М.: Наука, 1974.
Власенков, А. И. Пособие по русскому языку для самостоятельной работы учащихся / А. И. Власенков. – М. : Просвещение, 1978.
Единый государственный экзамен: Русский язык : контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 3. -М.: Вентана-Граф, 2007.
Розенталь, Д Э. Вопросы русского правописания /Д. Э. Розенталь. – М. : Издательство Московского университета, 1970.
Розенталь, Д. Э. Прописная или строчная: опыт словаря-справочника / Д. Э. Розенталь. – М.: Русский язык, 1986.
Текучее, А. В. Грамматико-орфографический словарь русского языка: пособие для учащихся / А. В. Текучев, Б. Т. Панов. – М.: Просвещение, 1976.
Шанский, К М. В мире слов / Н. М. Шанский. — М. : Просвещение, 1971.
Шуббе, Я. И. Орфография собственных имён / Я. И. Шубов.-М., 1965.
Для учителя:
Аванесов, Р. И, Заметки по теории орфографии / Р. И. Аванесов. -М.: Наука, 1978.
Алгазина, К К Методика обучения непроверяемым написаниям / Н. Н. Алгазина // Русский язык в школе. – 1977. – № 3.
Алгазина, Н. К . О развитии орфографической зоркости /Н; Н. Алгазина // Русский язык в школе. – 1981. – № 3.
Алгазина, К. К. Обучение учащихся 9-10 классов самостоятельной работе по совершенствованию орфографических навыков / Н. Н. Алгазина // Русский язык в школе. – 1980. – № 4.
Антохина, В. А. К вопросу о формулировках орфографических правил / В. А. Антохина // Русский язык в школе. — 1980. -№1.
Баранов, Л. А. Слитное и раздельное написание не с относительными прилагательными / Л. А. Баранов // Русский язык в школе. – 1981.-№ 6.
Блинов, Г. К Практические и лабораторные занятия по методике русского языка / Г. И. Блинов, Б. Т. Панов. – М. : Просвещение, 1986.
Божко, Н. М. Русский язык.10-11 классы. Трудные вопросы орфографии. Конспекты занятий, практический материал / Н. М. Божко. – Волгоград. : Учитель, 2011.
Букчина, Б. 3. Исследования русской терминологии / Б. 3. Букчина. – М. : Наука, 1971.
Букчина, Б. 3. Правила русской орфографии и пунктуации (1956) и орфографическая практика / Б. 3. Букчина. – М. : Изд-во АН СССР. Отделение лит. и яз., 1974. – Вып. 1.
Беляева В.Н. № 102-490-488.
Гужва, Ф. К Современный русский литературный язык / Ф. К. Гужва. – Киев, 1973.
Иванов, В. В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе / В. В. Иванов, 3. А. Потиха.-М. : Просвещение, 1985.
Иванова, В. Ф. Судьба буквы ё / В. Ф. Иванова //Русский язык в школе. – 1988. – № 2.
Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии / В. Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 1982.
Лебедев, К М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку / Н. М. Лебедев. – М.: Просвещение, 2000.
Ромашина, К Ф. Русский язык. 5-11 классы : тесты для текущего и обобщающего контроля / Н. Ф. Ромашина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Гупчаш язык : газ. -2001. -№ 47; 2002. -№ 1, 24.
Хлебникова, А. В. Сборник текстов для закрепления навыков правописания / А. В. Хлебникова, Е. Ф. Плотникова. – М.: Просвещение, 1978.
Интернет-ресурсы
Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал: Русский язык»
OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
Htpp//edu.1september.ru
WWW.scool.edu.ru
Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
Беляева В.Н. № 102-490-488
Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.
http://www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»
http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
http://www.openclass.ru/
Методические рекомендации по изучению данного курса.
В ходе работы предлагается использовать традиционные учебные пособия (В.Ф.Грекова, Н.Г.Гольцова), которые имеются в школьной библиотеке. Большое внимание предлагается уделить индивидуальной работе. Для подтверждения успешности в дальнейшем обучении предполагается выполнение разноуровневых заданий, рассчитанных как на учащихся, находящихся на репродуктивном уровне, так и на учащихся с творческим уровнем обучаемости (тестовый контроль, контрольная работа, творческая переработка и подача материала). Таким образом, работа, осуществляемая учащимися во время занятий и дома, организуется по традиционным учебникам, заданиям индивидуального и дифференцированного характера.
Курс будет считаться завершенным успешно, если будет выполнена одна из работ, соответствующих уровню обучаемости каждого слушателя курса. Уровень обучаемости и обученности, выбирая тот или иной вид итогового контроля (контрольная работа, индивидуальное выступление, тестовый контроль, объяснение учебного материала учащимся старшего звена), учащиеся определяют самостоятельно.
Календарно-тематическое планирование.
№ п\п | Название тем курса | Кол-во часов | Формы и методы обучения | Форма контроля |
1-2 | Орфография как система правил русского правописания. | 2 | 1.Слово учителя. 2.Практическая работа в группах. 3.Лекция. 4.Беседа с учащимися. 5.Выступления учащихся с сообщениями на лингвистическую тему. | Написание и оформление статьи для предисловия в Школьный Свод трудных орфограмм. (ШС) |
3-4 | Слоговой принцип русской графики. Ограниченность действия слогового принципа и вытекающие отсюда орфографические вопросы. Отступления от слогового принципа (практикум) | 2 | 1.Слово учителя. 2.Сообщения учащихся. 3.Занимательная и практическая работа в группах. 4.Дискуссия. 5. Игра. | Составление занимательных вопросов к игре. |
5-6 | Освоение заимствованных слов русской языковой системой (защита реферата) | 2 | 1.Защита реферата. 2.Выступления оппонентов. | Подготовка сообщений для выступлений. |
7-8 | «Больной вопрос русского письма». Употребление буквы ё (лекция) | 2 | 1.Лекция учителя. 2.Создание и защита проекта. | Написание статьи в защиту буквы е в Школьный Свод трудных орфограмм. |
9-10 | Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики (практикум) | 2 | 1. Беседа с учащимися. 2. Работа в группах по карточкам. 3. Выполнение тренировочных упражнений. | Составление таблиц: 1.Буквы е и э в иноязычных словах. 2.Гласные ю, я, о, и после ц. Тест. |
11-12 | Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова (Семинар) | 2 | 1.Частично-поисковая работа. 2.Сообщения учащихся. 3. Составление алгоритма или таблицы. 4. Практическая работа. | Статья в ШС на тему «Написание букв о-е после шипящих и ц в разных частях слова различных частей речи» Тест. |
13-14 | Употребление буквы е (ё) и о после шипящих для обозначения ударного (о) (практикум) | 2 | 1.Слово учителя. 2. Работа в группах с текстами. | Выборочно-распределительный, проверочный диктанты. Тест. |
15-16 | Правописание Н-НН (практический семинар) | 2 | 1.Слово учителя. 2.Сообщения учащихся с записью основных положений (составление таблицы, опорных схем). 3. Тренировочные тесты. | 1.Составление таблиц: 1)Н и НН в отглагольных прилагательных; 2)Правописание Н-НН в прилагательных. Мини-диктанты: распределительный, зрительный, выборочный. |
17-18 | Употребление и правописание частиц НЕ и НИ (практический семинар) | 2 | 1.Лекция с записью основных положений, комментированием предложений. 2. Индивидуальная работа по карточкам. 3. Практическая работа. | Составление таблицы «Различение НЕ и НИ». Корректировка основных положений лекции. |
19-20 | Употребление и правописание частиц Не и Ни (практикум) | 2 | 1. Работа в малых группах. 2. Практическая работа. | Самостоятельная работа. |
21-22 | Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением прописных и строчных букв (практикум) | 2 | 1.Слово учителя. 2.Сообщения учащихся. 3. Практическая работа с текстами. | Тест. |
23 | Употребление прописных и строчных букв (практикум) | 1 | 1. Диктант. 2. Взаимопроверка с подробным анализом ошибок, допущенных учащимися. | Диктант с грамматическим заданием. |
24 | Употребление Ъ, Ь. Употребление Ь после шипящих в разных частях речи | 1 | 1.Слово учителя. 2.Сообщения учащихся. 3. Практическая работа с текстами. | 1. Составление таблицы. 2.Тест. |
25-26 | Разграничение приставки НЕ- и частицы НЕ- (практический семинар) | 2 | 1Лекция с записью основных положений. 2.Реализация индивидуального и групповых д\з. 3.Дискуссия. 4.Практическая работа в группах. | 1. Индивидуальная работа по карточкам. 2. Самостоятельное наблюдение. 3.Выполнение алгоритмического контрольного задания. Тест. |
27-28 | Слитное т раздельное написание НЕ с формами на –мый (практический семинар) | 2 | 1.Выступления уч-ся с сообщениями по теме. 2.Практическая работа на закрепление знаний по теме. | 1.Самостоятельное наблюдение. 2.Написание статьи в ШС трудных орфограмм на тему «Правописание не с отглагольными прилагательными на -мый» |
29-30 | Слитное и дефисное написание сложных прилагательных (практикум) | 2 | 1.Слово учителя. 2.Практическая работа. 3.Реализация индивидуального задания (защита алгоритма) | 1.Самостоятельное наблюдение с выводами. 2.Алгоритмическое контрольное задание. |
31-32 | Правописание производных предлогов, союзов, частиц (практикум) | 2 | 1.Слово учителя. 2.Практическая работа. 3.Реализация индивидуального задания (защита алгоритма) | 1.Самостоятельное наблюдение с выводами. 2.Алгоритмическое контрольное задание. Тест. |
33 | Итоговое тестирование | 1 | | Подготовка индивидуальных заданий. |
34 | Трудные вопросы орфографии (презентация ШС трудных орфограмм) | 1 | 1.Выступления уч-ся. 2.Выступления оппонентов. | Конкурсное написание статьи – памятки в ШС трудных орфограмм |
35-36 | Резервные уроки | 2 | | |