Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение –
Балманская основная общеобразовательная школа
Куйбышевского района Новосибирской области
Элективный курс
«Народное творчество села Балман»
Автор: Турнаева Лариса Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
Балман, 2016 г.
Элективный курс «Народное творчество села Балман»
Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для реализации в 5 классе и рассчитана на 14 учебных часов.
Данный курс предназначен для учеников, интересующихся языковыми особенностями села Балман. Назначение курса состоит в том, чтобы сформировать речевую грамотность ученика, приобщить его к языковому наследию региона, развить уровень образованности и культурности, обеспечить языковое и культурное развитие ученика. Изучение народного поэтического творчества способствует пополнению словарного запаса учеников русскими языковыми афоризмами, вызывает у школьников интерес к русскому языку, учит понимать мудрость и образность крылатых выражений, прививает любовь и уважение к народу, создавшему меткие пословицы, поговорки, а также развивает ум, логическое мышление, речевую коммуникабельность. Курс поможет ученикам изучить лингвистические особенности региона, приобщиться к его культуре и литературе.
Богатство народной мысли, воплощенной в различные поэтические формы, так велико, что рамки школьной программы не позволяют учителю глубже изучать многообразие пословиц, поговорок и крылатых выражений. Пятиклассники интересуются народным творчеством, им нравятся загадки, пословицы и поговорки. Ведь дети любят играть, читать и слушать сказки, они познают русский язык с помощью устного народного творчества. Поэтому данный элективный курс должен помочь учащимся глубже окунуться в мир пословиц и поговорок.
Данный элективный курс имеет связи с литературой, лингвистикой, фразеологией, лексикой, фольклором, культурой, биологией.
Для создания данного элективного курса был отобран материал Балманского краеведческого музея. Для реализации программы предлагается использование музейных альбомов села Балман, фотографий, сказок, некоторых экспонатов музея.
Программа курса предполагает задания и упражнения одного уровня сложности для всех учеников.
Цель курса: способствовать привитию интереса к народному творчеству села.
Задачи курса:
- овладение учащимися языковыми единицами, необходимыми для коммуникативных целей;
- расширение кругозора учащихся, повышение уровня грамотности;
- обогащение речи учащихся.
Формы и методы работы:
-работа с материалами музея, книгами, журналами, газетами;
-творческая и исследовательская работа;
-экскурсии в музей;
-беседы, викторины;
-создание проектных работ (рефераты, презентации, создание словарей с изученными в процессе курса словами);
Для реализации цели предполагается использование иллюстраций, прослушивание аудиоматериалов, просмотр видеоматериалов и фотографий.
Виды деятельности учащихся
Данный курс предполагает творческую, исследовательскую деятельность учеников. Она насыщена разными творческими заданиями, играми, инсценировками, конкурсами. Ученикам предоставляется возможность для самостоятельной работы, исследовательской деятельности, приветствуется инициатива при проведении различных мероприятий курса, учитываются конструктивные предложения и пожелания детей по поводу проведения мероприятий.
Основные принципы отбора и структурирования материала
В данную программу отобраны материалы русского языка и литературы, которые либо не изучаются в школе, либо изучаются ознакомительно, поверхностно, например, пестушки, скороговорки, заклички. Учащиеся глубже знакомятся с видами народного поэтического творчества на примере произведений жителей своего села. Программа построена по принципу: от общего к частному, от простого к сложному.
Планируемые результаты:
По окончанию курса у учащихся будет расширен активный и пассивный словарный запас. Также обучающиеся получат:
- знания о богатом поэтическом творчестве жителей села Балман;
- умения использовать в своей речи жанры устного народного творчества;
-навыки работы с разными источниками информации – газетами, журналами, альбомами, аудио записями.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности |
1 | Роль языка в жизни русского народа. | 1 | Лекция с элементами беседы. Просмотр электронной презентации. Игра. |
2 | Народное поэтическое творчество. | 1 | Экскурсия в музей. Беседа. Просмотр материалов музея, прослушивание аудио материалов. |
3 | Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. | 2 | Урок-беседа. Изучение музейных альбомов, книг, иллюстраций. Создание книжек-раскладушек, презентаций, конкурсное иллюстрирование пословиц. |
4 | Загадка–воспитатель ума. | 1 | Урок-беседа. Соревнование по отгадыванию загадок. Работа с текстом. Творческое домашнее задание - создание книжки с загадками. |
5 | Скороговорки как тренировка речи. | 1 | Рассказ. Чтение книг со скороговорками. Соревнование «Мастер скороговорки». |
6 | Потешки и прибаутки как проявление народного юмора. | 1 | Дискуссия. Работа в группах. Изучение музейных альбомов. Импровизационное выступление учеников. |
7 | Роль считалки в игре. Старинные и современные считалки. | 1 | Беседа, изучение музейных альбомов, игры со считалками. |
8 | Заклички в народных обрядах. Дразнилки. | 2 | Лекция, беседа. Изучение музейных альбомов. Импровизация – сочинение дразнилок. Проведение обряда закликания весны. |
9 | Пестушки и их значение для самых маленьких. | 1 | Урок-лекция. Изучение музейных альбомов. Театрализованный урок в музее. |
10 | Небылицы и нескладухи. | 1 | Рассказ. Мини-концерт «Небылицы в лицах». Просмотр мультфильма. |
11 | Подготовка итогового творческого проекта. | 1 | Обобщающее занятие. Беседа по принципу вопрос-ответ. Дискуссия. Работа в парах. |
12 | Защита творческого проекта | 1 | Выступление по защите творческих проектов. |
Содержание программы
Тема 1. Роль языка в жизни русского народа.
Богатство русского языка. Речь как основной способ выражения мысли народа.
Тема 2. Народное поэтическое творчество.
Поэтика народного языка. Отличие народного поэтического творчества от авторского. Формы народного поэтического творчества.
Тема 3. Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости.
Понятия «пословица» и «поговорка». Чем они отличны и чем схожи. Глубинный смысл пословиц. Поэтический мир поговорок. Языковые особенности пословиц и поговорок. Метафора, метонимия, синекдоха, ирония, литота, градация в пословицах и поговорках.
Тема 4. Загадка – воспитатель ума.
Особенности понятия жанра «загадка». Предназначение загадок в речи народа. Языковые особенности загадок всего русского народа. Отличия языковых особенностей русских народных загадок от загадок жителей села Балман. Любимый вид детского народного творчества. Фонетические особенности загадок.
Тема 5. Скороговорка как тренировка речи.
Предназначение скороговорок и их роль в воспитании. Скороговорки как речевая тренировка. Чувство ритма и чистота языка русских скороговорок. Особое сочетание звуков в скороговорках.
Тема 6. Потешки и их значение для самых маленьких.
Потешки и прибаутки. Их функции и предназначение в языке. Цель создания потешек и прибауток. Чем отличатся друг от друга понятия «потешки» и «прибаутки». Характерные языковые особенности текстов потешек и прибауток. Языковые средства потешек и прибауток как один из способов расширения кругозора.
Тема 7. Роль считалки в игре. Старинные и современные считалки.
Значение считалок. Считалки – неотъемлемая часть детских игр. Современные детские считалки, их языковые особенности по сравнению со старинными считалками.
Тема 8.Заклички в народных обрядах. Дразнилки.
Заклички как один из видов обрядового действия. Веснянки. Осенины. Языковые особенности закличек. Понятие жанра дразнилки. Их предназначение в детской жизни. Отличие потешек от дразнилок.
Тема 9. Пестушки и их значение для самых маленьких.
Понятие пестушки в народном творчестве. Пестушки - произведения взрослых для детей. Особенности пестования малышей на Руси. Уменьшительно-ласкательные суффиксы в текстах пестушек.
Тема 10. Небылицы и нескладухи.
Небылицы и нескладухи в русском языке. Их сходства и различия, роль в языке. Значение небылиц в детском фольклоре. Небылицы – форма развития устной памяти детей. Нескладухи – способ мысленного упорядочения событий. Лексическая составляющая небылиц и нескладух.
Подготовка итогового творческого проекта.
Обобщающая беседа по изученным темам. Работа в парах.
Приложение
Тема 3. Пословицы и поговорки.
Ученикам предлагается прочитать пословицы и поговорки и определить, какие относятся к пословицам, какие – к поговоркам, и отметить это в таблице.
Хороша кашка, да мала чашка.
Бедному Ивану нигде нет талану.
Ранняя пташка нос потирает, а поздняя крошки собирает.
Язык к рукам не пришивай.
Зайцу - чаща, человеку - друзья.
Сонному коту мыши в рот не смотрят.
Гостя проводить хорошего – чтоб не упал, плохого – чтоб не украл.
Ранний посев к позднему обедать не ходит.
Для худой бабы и на печи ухабы.
Поглянулось бабушке причастье – с туеском пришла.
Каков Савва, такая ему и слава.
Друзья ведут, пока ножки идут, а ножки подкосились – и друзья отвалились.
Вор придет – стены оставит, а пожар придет – все подберет.
Муж за гуж, а баба – за другой.
С лица воду не пить.
Думал на гору – а черт за ногу.
Всяк своего по заплаткам узнает.
Не мой воз – не мне нести.
Слепой курице всё овес.
Ни нашим, ни вашим.
Лапоть сапогу не пара.
Сено соломе не пара.
Тема 4. Загадка – воспитатель ума.
Тараска спит, а тарасиха торчит.
( квашня)
Пять пятюканов,
Десять стаканов,
Савка да Митька
Да две Пелагейки.
( сани )
Шла свинья из Питера
Вся истыкана.
( наперсток )
Круглый, да не месяц.
Зеленый, да не дубрава.
( арбуз )
Стоит шарага,
На шараге – то мотало,
На мотале – то зевало,
На зевале – то шаркун,
На шаркуне – то мигун,
На мигуне – то овин,
А в овине – то солома,
А в соломе козлы роются.
( человек )
Расстелю я котушок,
И посыплю горошек,
И положу охрану хлеба.
(небо, звезды, месяц )
Тема 5. Скороговорки как тренировка речи.
Сыворотка из-под простокваши.
Бык – тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.
У нас во дворе погода разнокропогодилась.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Тема 7. Роль считалки в игре. Старинные и современные считалки.
Шла кукушка мимо сети,
Ей попались злые дети,
Кук – злук, два колечка,
Выйди Маша на крылечко.
На горе стоял Бачур,
А в Бачуре слово «чур»,
Кто чурачил, тот и начал.
За стеклянными дверями
Стоял Мишка с пирогами.
«Мишка, Мишенька, дружок,
Сколько стоит пирожок?»
«Две копейки с половиной,
Выходи голить дубиной».
Катилася торба
С высокого горба,
В этой торбе хлеб толь пшеница,
С кем ты хочешь поделиться?
С небом и землей,
Только не с тобой!
Осиново полено
За морем горело,
Пеню – пень,
Соколянкин день,
Соколянка – дворянка,
Сокол – вылетай!
Тема 8. Заклички в народных обрядах. Дразнилки.
Дождь, дождь, поливай на нашу рожь,
А на наш ячмень поливай весь день.
Дождь, дождь, перестань,
Мы поедем на Раткань,
Богу молиться,
Царю в ноги клониться,
Отворяйте ворота,
Ключиком – замочком,
Шелковым платочком.
Дождик, дождик,
Лей, лей,
Никого не жалей.
Все ребята дома,
Не боятся грома.
Ракушка – улитка,
Покажи мне рога,
Дам тебе пирога.
Жаворонушки, ох вы матушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Лето красное,
Унесите от нас зиму холодную.
Коршун – коршун колесом,
Твои дети за лесом,
Этот лес горит
Твоих детей палит.
Божья коровка, улети на небо,
Там твои детки едят котлетки,
Всем по одной, тебе ни одной.
Лейся лейся, дождик дождик
Я хочу расти расти,
Я не сахар и не коржик
Не боюсь я сырости.
Дразнилки
Вася – васенок, худой поросенок,
На камешке родился, конфетой подавился.
Вор – воришка,
Украл топоришко,
Сидит под крылечком
Хвостик колечком.
Иван – дурак,
Курит табак,
Спички ворует,
Дома не ночует.
Сергей – воробей,
На коне катался,
Руки-ноги ободрал,
Без штанов остался.
Тема 9. Пестушки и их значение для самых маленьких.
Ой ду ду, ду ду, ду ду,
Потерял мужик дугу,
На поповом на лугу.
Шарил, шарил – не нашел,
Сам заплакал и пошел.
Пчелочка летела,
Медок несла.
Как уронит медок-
Прямо Танечке в роток.
Водичка – водичка,
Умой Танино личико,
Чтоб глазоньки блестели,
Чтоб губки горели,
Чтоб зубочки смеялись.
Скок – скок – поскок,
На чужой мосток,
На калиновый,
На малиновый.
С гуся вода –
С Катеньки вся худоба.
Сорока – ворона
На пороге сидела,
Гостям кашу варила.
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А ты, старый пес,
Воды не принес,
Тебе каша на палице,
В дырявой рукавице.
Список литературы:
В.П. Ватаман. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия / сост. В.П. Ватман. - Волгоград: Учитель, 2009. – 175 с.
Куфтина О.В., Власенко О.П. Русские фольклорные традиции: 5-7 классы / О.В. Куфтина, О.П. Власенко. - В:. Учитель, 2009. – 154 с.
Музейные материалы Балманского краеведческого музея.
И.А Агапова, М.А Давыдова. Фольклорные праздники в школе. Осень и зима. – В:. Учитель, 2008.- 270 с.
В.Н. Косарева. Народная культура и традиции. – В:. Учитель, 2014.- 166 с.
11