СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс рассчитан на 17 часов. Цель курса: формирование у школьников осознанного отношения к практическому применению процентов в различнных сферах деятельности человека.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Подлесная основная общеобразовательная школа» муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» РТ




РАССМОТРЕНО


Руководитель ШМО

_________/Ю. М. Краснова./

Протокол заседания МО

учителей № ___

от «____»________2015 г.




СОГЛАСОВАНО


Заместитель

директора по УВР

МБОУ «Подлесная ООШ»

______________/О.В.Афанасьева / «____»__________2015 г.




УТВЕРЖДЕНО


Директор МБОУ

«Подлесная ООШ»

___________/Ф.А.Богодарова /

Приказ № ___

от «____»________2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя первой квалификационной категории

Красновой Юлии Михайловны

элективный курс «Проценты на каждый день» 9 класс






2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по элективному курсу «Проценты на каждый день» составлена на основе учебного плана школы на 2015-2016 учебного года; годового календарного графика.

Программа рассчитана на 17 часов.

Цель курса:

формирование у школьников осознанного отношения к практическому применению процентов в различных сферах деятельности человека.

Задачи курса:

  • обучить решению основных задач вычисление процентов с применением формул простого процентного роста и сложного процентного роста;

  • сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения процентных вычислений в профессиях швея, бухгалтер;

  • прививать учащимся основы экономической грамотности;

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.




Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представлении о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в Кимы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить, процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым. Обманутый вчера в торговой сделке покупатель, сегодня обоснованно требует процент торговой скидки. Вкладчик сбережений учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело.

Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выделить группы задач,которые и составили основу изучаемого курса. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного решения. Основные формы организации учебных занятий: беседа, семинар. На уроках можно использовать фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся класса. Эта форма работы развивает точную лаконичную речь, способность работать в скором темпе, быстро собираться с мыслями и принимать решения.

Можно рекомендовать комментированные упражнения, когда один из учеников объясняет вслух ход выполнения задания. Эта форма помогает учителю «опережать» возможные ошибки. При этом нет механического списывания с доски, а имеет место процесс повторения. Сильному ученику комментирование не мешает, среднему – придает уверенность, а слабому – помогает. Ученики приучаются к вниманию, сосредоточенности в работе, к быстрой ориентации в материале.

Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математи­ки в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.


Содержание изучаемого курса

Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (5 часов).

Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахож­дение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.

Метод обучения: лекция, беседа, объяснение. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.


Тема 2. Процентные расчеты в жизненных ситуациях. (2 часа).

Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Вве­дение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изме­нение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов, процентные вычисления, необходимые для применения процентных вычислений в профессиях швея, бухгалтер. Выполнение трениро­вочных упражнений. Форма занятий: объяснение, практиче­ская работа. Метод обучения: выполнение тренировочных за­дач. Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 3. Задачи на смеси, сплавы, концентрацию. (5 часа).

Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, про­центного раствора. Формирование умения работать с законом со­хранения массы. Обобщение полученных знаний при решении за­дач на проценты. Форма занятий: комбинированные занятия. Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практиче­ских заданий.

Решение разнообразных задач на проценты. (3 часа).

Форма занятий: практическая работа.

Методы занятий: беседа, творческие задания.

Форма контроля: самостоятельная работа, защита рефератов.

Деловая игра «Проценты в современной жизни» (1 час)

Заключительное занятие. (1 час). Итоговый проверочный тест.


Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса


В результате изучения курса учащиеся должны:

понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины, его роли в экономической и социальной жизни общества;

знать:

– как переводить на язык процентов такие речевые обороты как «увеличить число в 2,5 раза», «уменьшить на четверть» и т. д.;

– как делается обратный перевод;

– широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу простого процентного роста и формулу сложного процентного роста;

уметь:

– соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % – 1/2; 20 % – 1/5; 25 % – 1/4 и т. д.);

– производить прикидку и оценку результатов вычислений;

– при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приёмы, рационализирующие вычисления.

Ожидаемый результат:

В результате изучения курса, в силу большой практической значимости, данный курс вызывает интерес, является средством развития интеллектуальных качеств личности учащихся. Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.

Понимать процентов и уметь производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.


Литература

  1. Барабанов О.О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления //Математика в школе. – 2003. – №5. – С. 50-59.

  2. Башарин Г. П. Начала финансовой математики. – М., 1997.

  3. Водинчар М.И., Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. – М., 1997.

  4. Дорофеев.Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. 10 – 11 классы: учеб.-метод. пособие. – М.- Дрофа, 2003. – 144с.

  5. Рязановский А.Р. Задачи на части и проценты //Математика в школе. - № 1. – 1992. – С. 18.

  6. Симонов А. С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе. - № 4. – 1998.

  7. Симонов А. С. Сложные проценты // Математика в школе. - № 5. – 1998.

  8. Симонов А. С. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей // Математика в школе. - № 6. – 1998.

  9. Соломатин О. Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси //Математика в школе. - № 1. – 1997. – С. 12-13.

  10. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – М., 1967.

  11. Денищева Л.О., Глазков Ю.А. и др. ЕГЭ – 2008. Математика. Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ – М.:

Интеллект-Центр, 2007.

  1. Соболь Б.В., Виноградова И.Ю., Рашидова Е.В., Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному

тестированию по математике. – 3-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003,

13. Типовые экзаменационные варианты по математике для подготовки к ЕГЭ 2015г, 36 вариантов, И.В.Ященко,М.,ФИПИ, 2014г

14. Типовые экзаменационные варианты по математике для подготовки к ОГЭ 2015г, 36 вариантов, И.В.Ященко,М., ФИПИ, 2014г

15. http://legionr.ru сайт для выбора сборников, книг подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА

16. «Решу ЕГЭ» сайт для составления вариантов по подготовке к ЕГЭ

17. «Сдам ГИА» сайт для составления вариантов по подготовке к ГИА

.

Литература для учащихся

1. Виленкин Н.Л. За страницами учебника математики.- М.: Просвещение, 2003-с.73.

2. Виленкин Н.Л., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 6.- М.:Дрофа, 2000.

3. Денищева Л.О., Бойченко Е.М., Глазков Ю.А. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика.- М.: Дрофа, 2003. – 120с.

4. Егерев В.К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы /под ред. М.И.Сканави. – М.: Высшая школа, 2007.

5. Математика: Алгебра. Функции. Анализ данных. 8 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. Г.В.Дорофеева.-2-е изд., стереотипное.- М.: Дрофа, 2000.- 304 с.

6. Потапов М.К., Олехин С.Н., Нестеренко Ю.В. Конкурсные задачи по математике: справочное пособие. – М.: Наука, 2008.-480 с.

  1. Решение задач и выполнение заданий с комментариями, ответами для подготовки к единому государственному экзамену: в 2 ч.- Ч.II/ сост. В.Н.Студенецкая, З.С.Гребнева – Волгоград: Учитель. 2003.-104 с.

  2. Шарыгин И.Ф. Решение задач: факультативный курс по математике. 8 класс.- М.: Просвещение,2006

  3. «Решу ЕГЭ» сайт Александра Ларина по подготовке к ЕГЭ по математике.

  4. «Сдам ГИА» Сайт Гущина по подготовке к ГИА по математике.

.







Тематическое планирование


занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата

Примечание

П

Ф


1

Лекция «Проценты в прошлом и настоящем»

1



Понятие процента.

Виды задач на проценты: нахождение процента от числа (величины); нахождение числа по его проценту; нахождение процента одного числа от другого



Знать: определение процента, как сотой части числа; правила нахождения процента от числа и нахождения числа по его проценту.

Уметь: находить процент числа по определению; различать виды задач на проценты; находить процент числа по определению; находить процент от числа и число по его проценту

1.09.15




Простые и сложные процентные росты

4




2

Простой процентный рост

1

8.09



3

Сложный процентный рост

1

15.09



4

Решение основных задач на проценты

1

22.09



5

Графическая модель процента

1

29.09




Процентные расчеты в жизненных ситуациях

2




Понятия экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня, вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов

Знать: базовые понятия экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня ставка процентов в банках; процентный прирост; начальный вклад, формулы простого процентного роста и сложного процентного роста.

Уметь: решать задачи, связанные с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов, задачи на проценты повышенного уровня сложности с применением формулы простого процентного роста и формулы

сложного процентного роста




6

Распродажа, тарифы, штрафы

1

6.10









7







Банковские операции

1







13.10





Задачи на смеси, сплавы и растворы

3


Понятия концентрации вещества, процентного раствора. Закон

сохранения массы

Понятие процента, формулы, виды задач, разные способы их решения

Понятие процента, формулы, виды задач, разные способы их решения



Знать: понятия концентрации вещества, процентного раствора; закон сохранения массы.

Уметь: решать задачи, связанные с понятиями концентрации вещества, процентного раствора; на применение закона сохранения массы. Обобщить полученные знания при решении задач на проценты.








8

Задачи на смеси, растворы

1

20.10




9

Задачи на сплавы

1

27.10



10

Олимпиадные задачи на смеси и сплавы

1

10.11




Задачи на закон сохранения массы, концентрации вещества

2







11

Вычисление массовой доли растворов

1

17.11



12

Задачи на закон сохранения массы

1

24.11



13

Задачи с историческими и литературными сюжетами

1



Понятие процента, формулы, виды задач, разные способы их решения



Знать: понятия, формулы, виды задач на проценты, способы их решения.

Уметь: решать разнообразные задачи на проценты, задачи по всему курсу

1.12



14

Решение задач из кимов ОГЭ

1

8.12



15

Деловая игра «Проценты в современной жизни»

1

15.12



16

Творческие работы «Профессия + проценты»

1

Понятие процента, формулы, виды задач, разные способы их решения

Знать: понятия, формулы, виды задач на проценты, способы их решения.

Уметь: решать разнообразные задачи на проценты, задачи по всему курсу

22.12



17

Итоговый тест «Задачи на проценты»

1