Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Подлесная основная общеобразовательная школа» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» РТ
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
_________/Ю. М. Краснова./
Протокол заседания МО
учителей № ___
от «____»________2015 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора по УВР
МБОУ «Подлесная ООШ»
______________/О.В.Афанасьева / «____»__________2015 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Подлесная ООШ»
___________/Ф.А.Богодарова /
Приказ № ___
от «____»________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя первой квалификационной категории
Красновой Юлии Михайловны
элективный курс «Проценты на каждый день» 9 класс
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по элективному курсу «Проценты на каждый день» составлена на основе учебного плана школы на 2015-2016 учебного года; годового календарного графика.
Программа рассчитана на 17 часов.
Цель курса:
формирование у школьников осознанного отношения к практическому применению процентов в различных сферах деятельности человека.
Задачи курса:
обучить решению основных задач вычисление процентов с применением формул простого процентного роста и сложного процентного роста;
сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения процентных вычислений в профессиях швея, бухгалтер;
прививать учащимся основы экономической грамотности;
способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представлении о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в Кимы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить, процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым. Обманутый вчера в торговой сделке покупатель, сегодня обоснованно требует процент торговой скидки. Вкладчик сбережений учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело.
Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выделить группы задач,которые и составили основу изучаемого курса. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного решения. Основные формы организации учебных занятий: беседа, семинар. На уроках можно использовать фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся класса. Эта форма работы развивает точную лаконичную речь, способность работать в скором темпе, быстро собираться с мыслями и принимать решения.
Можно рекомендовать комментированные упражнения, когда один из учеников объясняет вслух ход выполнения задания. Эта форма помогает учителю «опережать» возможные ошибки. При этом нет механического списывания с доски, а имеет место процесс повторения. Сильному ученику комментирование не мешает, среднему – придает уверенность, а слабому – помогает. Ученики приучаются к вниманию, сосредоточенности в работе, к быстрой ориентации в материале.
Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (5 часов).
Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Тема 2. Процентные расчеты в жизненных ситуациях. (2 часа).
Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов, процентные вычисления, необходимые для применения процентных вычислений в профессиях швея, бухгалтер. Выполнение тренировочных упражнений. Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач. Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 3. Задачи на смеси, сплавы, концентрацию. (5 часа).
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты. Форма занятий: комбинированные занятия. Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.
Решение разнообразных задач на проценты. (3 часа).
Форма занятий: практическая работа.
Методы занятий: беседа, творческие задания.
Форма контроля: самостоятельная работа, защита рефератов.
Деловая игра «Проценты в современной жизни» (1 час)
Заключительное занятие. (1 час). Итоговый проверочный тест.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения курса учащиеся должны:
понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины, его роли в экономической и социальной жизни общества;
знать:
– как переводить на язык процентов такие речевые обороты как «увеличить число в 2,5 раза», «уменьшить на четверть» и т. д.;
– как делается обратный перевод;
– широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу простого процентного роста и формулу сложного процентного роста;
уметь:
– соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % – 1/2; 20 % – 1/5; 25 % – 1/4 и т. д.);
– производить прикидку и оценку результатов вычислений;
– при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приёмы, рационализирующие вычисления.
Ожидаемый результат:
В результате изучения курса, в силу большой практической значимости, данный курс вызывает интерес, является средством развития интеллектуальных качеств личности учащихся. Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.
Понимать процентов и уметь производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Литература
Барабанов О.О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления //Математика в школе. – 2003. – №5. – С. 50-59.
Башарин Г. П. Начала финансовой математики. – М., 1997.
Водинчар М.И., Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. – М., 1997.
Дорофеев.Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. 10 – 11 классы: учеб.-метод. пособие. – М.- Дрофа, 2003. – 144с.
Рязановский А.Р. Задачи на части и проценты //Математика в школе. - № 1. – 1992. – С. 18.
Симонов А. С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе. - № 4. – 1998.
Симонов А. С. Сложные проценты // Математика в школе. - № 5. – 1998.
Симонов А. С. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей // Математика в школе. - № 6. – 1998.
Соломатин О. Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси //Математика в школе. - № 1. – 1997. – С. 12-13.
Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – М., 1967.
Денищева Л.О., Глазков Ю.А. и др. ЕГЭ – 2008. Математика. Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ – М.:
Интеллект-Центр, 2007.
Соболь Б.В., Виноградова И.Ю., Рашидова Е.В., Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному
тестированию по математике. – 3-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003,
13. Типовые экзаменационные варианты по математике для подготовки к ЕГЭ 2015г, 36 вариантов, И.В.Ященко,М.,ФИПИ, 2014г
14. Типовые экзаменационные варианты по математике для подготовки к ОГЭ 2015г, 36 вариантов, И.В.Ященко,М., ФИПИ, 2014г
15. http://legionr.ru сайт для выбора сборников, книг подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА
16. «Решу ЕГЭ» сайт для составления вариантов по подготовке к ЕГЭ
17. «Сдам ГИА» сайт для составления вариантов по подготовке к ГИА
.
Литература для учащихся
1. Виленкин Н.Л. За страницами учебника математики.- М.: Просвещение, 2003-с.73.
2. Виленкин Н.Л., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 6.- М.:Дрофа, 2000.
3. Денищева Л.О., Бойченко Е.М., Глазков Ю.А. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика.- М.: Дрофа, 2003. – 120с.
4. Егерев В.К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы /под ред. М.И.Сканави. – М.: Высшая школа, 2007.
5. Математика: Алгебра. Функции. Анализ данных. 8 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений / под ред. Г.В.Дорофеева.-2-е изд., стереотипное.- М.: Дрофа, 2000.- 304 с.
6. Потапов М.К., Олехин С.Н., Нестеренко Ю.В. Конкурсные задачи по математике: справочное пособие. – М.: Наука, 2008.-480 с.
Решение задач и выполнение заданий с комментариями, ответами для подготовки к единому государственному экзамену: в 2 ч.- Ч.II/ сост. В.Н.Студенецкая, З.С.Гребнева – Волгоград: Учитель. 2003.-104 с.
Шарыгин И.Ф. Решение задач: факультативный курс по математике. 8 класс.- М.: Просвещение,2006
«Решу ЕГЭ» сайт Александра Ларина по подготовке к ЕГЭ по математике.
«Сдам ГИА» Сайт Гущина по подготовке к ГИА по математике.
.
Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата | Примечание |
П | Ф | |
1 | Лекция «Проценты в прошлом и настоящем» | 1 | Понятие процента. Виды задач на проценты: нахождение процента от числа (величины); нахождение числа по его проценту; нахождение процента одного числа от другого | Знать: определение процента, как сотой части числа; правила нахождения процента от числа и нахождения числа по его проценту. Уметь: находить процент числа по определению; различать виды задач на проценты; находить процент числа по определению; находить процент от числа и число по его проценту | 1.09.15 | | |
| Простые и сложные процентные росты | 4 | | | |
2 | Простой процентный рост | 1 | 8.09 | | |
3 | Сложный процентный рост | 1 | 15.09 | | |
4 | Решение основных задач на проценты | 1 | 22.09 | | |
5 | Графическая модель процента | 1 | 29.09 | | |
| Процентные расчеты в жизненных ситуациях | 2 | Понятия экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня, вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов | Знать: базовые понятия экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня ставка процентов в банках; процентный прирост; начальный вклад, формулы простого процентного роста и сложного процентного роста. Уметь: решать задачи, связанные с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов, задачи на проценты повышенного уровня сложности с применением формулы простого процентного роста и формулы сложного процентного роста | | | |
6 | Распродажа, тарифы, штрафы | 1 | 6.10 | | |
7 | Банковские операции | 1 | 13.10 | | |
| Задачи на смеси, сплавы и растворы | 3 | Понятия концентрации вещества, процентного раствора. Закон сохранения массы Понятие процента, формулы, виды задач, разные способы их решения Понятие процента, формулы, виды задач, разные способы их решения | Знать: понятия концентрации вещества, процентного раствора; закон сохранения массы. Уметь: решать задачи, связанные с понятиями концентрации вещества, процентного раствора; на применение закона сохранения массы. Обобщить полученные знания при решении задач на проценты. | | | |
8 | Задачи на смеси, растворы | 1 | 20.10 | | |
9 | Задачи на сплавы | 1 | 27.10 | | |
10 | Олимпиадные задачи на смеси и сплавы | 1 | 10.11 | | |
| Задачи на закон сохранения массы, концентрации вещества | 2 | | | |
11 | Вычисление массовой доли растворов | 1 | 17.11 | | |
12 | Задачи на закон сохранения массы | 1 | 24.11 | | |
13 | Задачи с историческими и литературными сюжетами | 1 | Понятие процента, формулы, виды задач, разные способы их решения | Знать: понятия, формулы, виды задач на проценты, способы их решения. Уметь: решать разнообразные задачи на проценты, задачи по всему курсу | 1.12 | | |
14 | Решение задач из кимов ОГЭ | 1 | 8.12 | | |
15 | Деловая игра «Проценты в современной жизни» | 1 | 15.12 | | |
16 | Творческие работы «Профессия + проценты» | 1 | Понятие процента, формулы, виды задач, разные способы их решения | Знать: понятия, формулы, виды задач на проценты, способы их решения. Уметь: решать разнообразные задачи на проценты, задачи по всему курсу | 22.12 | | |
17 | Итоговый тест «Задачи на проценты» | 1 | | | |