Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 12 г.о. Самара
РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ МО: Протокол № ____ от «____» ______2015 г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _________Маслова Г.А. «___»__________2015 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ ВСШ №12 _______Николаева Т.Ю. «___»__________2015 г. |
Программа элективного курса по математике
для учащихся 10-11 классов
На 2015-2016 учебный год.
Составитель: Баранова Любовь Сергеевна
Николаева Татьяна Юрьевна
Проскурина Лариса Александровна
Самара 2015г.
Пояснительная записка.
Известно, что роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в школе:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
В последние годы, в связи с вводом новой формы сдачи выпускниками школ экзамена по математике - Единый государственный экзамен (ЕГЭ), который совмещает в себе фактически два экзамена – выпускной школьный и вступительный в высшие учебные заведения и средние специальные заведения, материал, который проверяется при сдаче ЕГЭ значительно шире материала, проверяемого при сдаче выпускного экзамена. Это послужило необходимостью ввода элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по математике».
Целью данного курса является систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков, полученных из курса алгебры и начал анализа, а также некоторых тем и разделов курса математики основной и средней школы: проценты (основные задачи на проценты), пропорции (основное свойство пропорции, задачи на составление и решение пропорций), арифметическая и геометрическая прогрессии (формулы общего члена и суммы n первых членов), материал курса планиметрии 7 – 9 классов и курса стереометрии 10 – 11 классов (расположение прямых и плоскостей в пространстве, многогранники и тела вращения).
Данный курс рассчитан на изучение в 10 классе (1 час в неделю, всего 34 часа или 2 часа в неделю, всего 68 часов) и 11 классе (1 час в неделю, всего 34 часа).
В 10 классе предполагается рассмотрение тем, изучаемых на уроках математики в 5 – 6 классах и алгебры в 7 – 9 классах, уроках алгебры и начал анализа в 10 классе, планиметрии. В 11 классе предусмотрено рассмотрение тем алгебры и начал анализа, изучаемых в 11 классе, и стереометрии, а также повторение и систематизация наиболее трудных тем всего курса математики средней школы, знания которых проверяются при проведении ЕГЭ.
Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных
1
программ курса математики профильной школы.
Данная программа была апробирована в 2007 – 2008 и 2008 – 2009, 2010-2011 учебных годах. Учащиеся показали на ЕГЭ хорошие результаты.
При подготовке занятий использовались сборники
1 - 6
. В 2009 – 2010 учебном году, в связи с планируемыми изменениями в 2010 году при проведении ЕГЭ, программа и задания проверочных работ были дополнены, а некоторые изменены. Рекомендуется также при подготовке к ЕГЭ использовать сборники
7,8,9
.
Задания учитель подбирает исходя из конкретных возможностей учащихся данного класса. Но необходимо, чтобы задания были разного уровня сложности. Рекомендуется, прежде всего, использовать задачники из предлагаемого списка литературы, а в необходимых случаях школьные задачники
10
. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка.
Требования к математической подготовке учащихся.
Данный элективный курс дает учащимся возможность систематизировать и развить знания по основным разделам математики с целью успешной подготовки к сдаче ЕГЭ.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся могли :
- бегло и уверенно выполнять арифметические действия с рациональными числами;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих степени и корни;
- рационализировать вычисления;
- свободно применять свои знания в ходе решения математических и практических задач , а также задач из смежных предметов;
- использовать формулы, содержащие радикалы, степени, логарифмы, тригонометрические выражения для соответствующих расчетов;
-преобразовывать формулы, выражая одни входящие в них буквы через
другие;
2
-строить графики указанных в программе функций, научиться свободно
читать графики,
а также осознать их роль в изучении явлений реальной действительности, в человеческой практике;
- решать уравнения, используя общие приемы (разложение на множители, подстановка и замена переменной, применении функции к обеим частям, тождественные преобразования обеих частей);
-решать простейшие тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства;
-применять аппарат математического анализа (таблицы производных и первообразных, формулы дифференцирования и правила вычисления первообразных) для нахождения производных, первообразных и простейших определенных интегралов;
-исследовать элементарные функции с помощью методов математического анализа; вычислять площадь криволинейной трапеции при помощи определенного интеграла;
-изображать изученные геометрические тела, выделять их на чертежах и моделях;
- иллюстрировать чертежом или моделью условие стереометрической задачи;
-аргументировать рассуждения в ходе решения задач ссылками на данные, изученные в курсе планиметрии и стереометрии;
-вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей и объемов), используя изученные формулы, применять эти знания и умения в окружающем мире.
Тематическое планирование 10 класс
№ п/п | Наименование разделов | Домашнее задание |
Тождественные преобразования тригонометрических выражений (5 часов) |
1 | Основные тригонометрические формулы | |
2 | Формулы приведения, суммы и разности |
3 | Формулы двойного и половинного угла. Формулы понижения степени |
4 | Формулы преобразования суммы в произведение и произведения в сумму |
5 | Проверочный тест №1 |
Функции (6 часов) |
6 | Область определения и множество значений тригонометрических функций | |
7 | Область определения и множество значений тригонометрических функций |
8 | Область определения и множество значений элементарных функций |
9 | Связь между свойствами функций и ее графиком. Распознавание графиков элементарных функций |
10 | Связь между свойствами функций и ее графиком. Распознавание графиков элементарных функций |
11 | Проверочный тест №2 |
Уравнения и неравенства (10 часов) |
12 | Общие приемы решений уравнений | |
13 | Уравнения, содержащие модуль |
14 | Уравнения, содержащие модуль |
15 | Неравенства, содержащие модуль |
16 | Неравенства, содержащие модуль |
17 | Иррациональные уравнения |
18 | Иррациональные уравнения и неравенства |
19 | Тригонометрические уравнения |
20 | Тригонометрические уравнения и неравенства |
21 | Проверочный тест №3 |
Геометрия (планиметрия) (7 часов) |
22 | Вписанная и описанная окружность. Треугольник | |
23 | Треугольник. Прямоугольный треугольник |
24 | Параллелограмм. Квадрат. Ромб |
25 | Трапеция |
26 | N-угольники |
27 | Окружность, касательная, секущая |
28 | Проверочный тест №4 |
Решение задач (6 часов) |
29 | Задачи на проценты | |
30 | Задачи на проценты |
31 | Задачи на смеси и сплавы |
32 | Текстовые задачи |
33 | Текстовые задачи |
34 | Проверочный тест №5 |
Тематическое планирование 11 класс
№ п/п | Тема | Домашнее задание |
1. Производная (10 часов) |
1 | Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем. | |
2 | Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем. |
3 | Область определения и множество значений функции. Работа с графиками и диаграммами. |
4 | Область определения и множество значений функции. Работа с графиками и диаграммами. |
5 | Область определения и множество значений функции. Работа с графиками и диаграммами. |
6 | Производная. Её физический и геометрический смысл. |
7 | Производная. Её физический и геометрический смысл. |
8 | Использование математических методов при решении прикладных задач (физических и др.). |
9 | Использование математических методов при решении прикладных задач (физических и др.). | |
10 | Проверочный тест №1. | |
2. Основные вопросы стереометрии (5 часов) |
11 | Прямые и плоскости в пространстве: - угол между прямой и плоскостью - угол между плоскостями - расстояние между прямой и плоскостью - угол и расстояние между скрещивающимися прямыми | |
12 | Многогранники: - задачи на сечения |
13 | Тела вращения |
14 | Некоторые приёмы вычисления отношений в стереометрии |
15 | Проверочный тест №2. |
3. Иррациональные уравнения (5 часов) |
16 | Корень и рациональная степень. | |
17 | Иррациональные уравнения и неравенства. | |
18 | Иррациональные уравнения и неравенства. |
19 | Иррациональные уравнения и неравенства. |
20 | Проверочный тест № 3. |
4. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства (7 часов) |
21 | Преобразование показательных и логарифмических выражений. | |
22 | Преобразование показательных и логарифмических выражений. |
23 | Преобразование показательных и логарифмических выражений. |
24 | Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. |
25 | Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. | |
26 | Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. | |
27 | Проверочный тест № 4. | |
5. Текстовые задачи (7 часов) |
28 | Исследование функций с помощью производных | |
29 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей |
30 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей |
31 | Решение текстовых задач на работу и движение. |
32 | Решение текстовых задач на работу и движение. |
33 | Проверочный тест №5. |
34 | Проверочный тест №5. | |
Используемая литература :
Алгебра и начала математического анализа: 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.Г. Мордкович. – 13-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2012 – 400 с. Геометрия, 10-11 : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профил. уровни / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2013. – 255с. |
Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 10-11 класс: базовый уровень / М.И.Шабунин, М.В.Ткачёва, Н.Е.Фёдорова и др. М.: Просвещение, 2010.
Математика: 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ/ авт.-сост. И. В. Ященко, И. Р. Высоцкий, А. С. Трепалин; под ред. Семенова А.Л., Ященко. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 159 с.
Математика. Базовый уровень ЕГЭ – 2015. Экспресс подготовка. Все задания и методы их решения/ Е.Г. Коннова, А. П. Дремов, С. О. иванов, В. А. Шеховцов; под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014 – 384 с.
Интернет-источники:
Открытый банк задач ЕГЭ:
http://www.fipi.ru/
http://alexlarin.net/
http://uztest.ru/
http://egeru.ru/
http://reshuege.ru/